English Home Search E-mail Map

Кунсткамера в составе Академии наук

28 января 1724 г. Петр I издал указ об учреждении в России Академии наук.

Кунсткамера, «натуральных вещей камора», и Библиотека Петра I в Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств 1724 г. рассматривались как неотъемлемая часть Академии наук и как «инструменты», которые способствуют деятельности академиков: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. В над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать»[1]. Именно так они рассматривались на протяжении XVIII- начала XIX вв.

В Регламенте Академии наук 1747 г. Библиотека и Кунсткамера в составе Академии наук названы императорскими, а библиотекарь «должен быть главный командир под президентом». Библиотекарю по утвержденному штату полагались унтер-библиотекарь, помощники по библиотеке и Кунсткамере, аптекарь, а также «маляр зверей и птиц».

В Уставе императорской Академии наук 1803 г. эти два учреждения рассматриваются как «ученые принадлежности Академии». Фактически Библиотеку и Кунсткамеру в составе Академии наук необходимо рассматривать не только как «инструмент» академиков для исследований. Развитие Библиотеки и Кунсткамеры: формирование фондов, их систематизация, составление каталогов – напрямую зависели от деятельности Академии наук. С другой стороны, собираемые для музея экспонаты способствовали формированию новых научных направлений в Академии, например, этнографии, археологии, антропологии.

В первой трети XIX в. в музее Академии наук происходило формирование самостоятельных институтов на базе коллекций Кунсткамеры. В ноябре 1834 г. по запросу члена Британского парламента Бенджамина Хоза, собиравшего сведения о правилах музеев и библиотек в разных странах, была составлена структура учреждений Академии наук. Она включала следующие музеи: 1) минералогический и геогностический; 2) ботанический; 3) зоологический и зоотомический; 4) азиатский; 5) египетский; 6) музей нумизматики и древностей; 7) мемориальный кабинет Петра I; 8) музей этнографии и предметов искусств[2].

Фактическое преобразование универсальных собраний Кунсткамеры в специализированные музеи было юридически оформлено в Уставе Санкт-Петербургской Академии наук, утвержденном императором Николаем I 8 января 1836 г.. Согласно § 100 «сохранению и управлению» Академией наук вверялись: «музеи: минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет»[3].

Разделение по специализациям универсального собрания  Кунсткамеры Академии наук XVIII в. было продиктовано требованиями современной на тот момент организации науки, а также принципами управления. Каждый специализированный музей получал свой бюджет и штат, что давало перспективы развития в русле представляемой науки.

           
М.И. Махаев, Г.А. Качалов. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Санкт-Петербург. 1753. Гравюра на меди.
 
Логотип Российской академии наук, включающий изображение здания Кунсткамеры.

 


[1] Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1885. I. С. 19.

[2] Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук. Ф. 2. Оп. 1-1834. Д. 4. Л. 93 - 94 об.

[3] Уставы Академии наук СССР: Сборник / Сост. А. А. Богданова, Б. В. Левшин, Л. Н. Киселева и др. М., 1974. С. 111.