English Home Search E-mail Map

Архитекторы Кунсткамеры

До закладки здания Кунсткамеры известным европейским архитектором Андреасом Шлютером был подготовлен только эскизный проект. Многие историки Кунсткамеры склонны считать, что Петр лично принимал участие в планировании здания, что ему принадлежит выбор места для строительства, авторство замысла расположения залов для библиотеки и коллекций разного типа, концепция, которая позволяет говорить о философском замысле организации музея, который должен был представлять некий микрокосм. При жизни Петра I были выстроены только стены. Царь жертвовал на строительство так называемые «кабинетные» (то есть свои личные) средства. Первоначально строительством руководил архитектор Георг-Иоганн Маттарнови, который в дальнейшем и разработал новый проект здания. Г.И. Маттарнови начал, но не закончил постройку Кунсткамеры (1718-1719 гг.). После его смерти с 1719 по 1724 гг. работами руководил архитектор Н. Ф. Гербель. При Гербеле внешний вид здания несколько отклонился от первоначального проекта. Так появились галереи. Обработка оконных проемов, выложенная в кирпичной кладке и сохранившаяся до настоящего времени, богаче, чем это было указано на чертеже. Ко времени смерти Н.Ф. Гербеля в 1724 г. здание было выстроено вчерне: башня при Гербеле была незакончена, появились угрожающие сохранности строения трещины.


Сменивший Гербеля архитектор Гаэтано Киавери (1724-1727) прежде всего, разобрал башню и составил новый проект оформления здания. Сравнивая гравюры с архитектурными проектами Киавери и Маттарнови, можно заметить, что нижняя объемная часть башни стала выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни, намеченных к постройке Маттарнови, появилась легкая колоннада. Высота цилиндрической части была увеличена. Башня была увенчана вышкой с установленной на ней сферой; над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо весьма скромной «Маттарновической баллюстрадки» с мансардным окном появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурою. Г. Киавери не закончил строительство башни, которую по его проекту завершил архитектор М.И. Земцов в 1734 г.

В июле 1723 г. архитектор Д. Трезини выступил с предложением установки на фасаде Кунсткамеры 12 резных статуй и 75 резных вазонов. М. Земцову было предложено изготовить эскизы статуй для башни Кунсткамеры. Это были олицетворения «Острологии1, Горографии2, Ингениум3, Мемории4, Медицины, Географии, Юстиции, Сапиенция5, Куриозитаса6, Адмирациса7, Дилиенции8, Циенции9».

Из 15 аллегорических фигур Академией наук было выбрано 12 по количеству фасадных ниш. Фасад здания был украшен статуями, выполненными из древесины липы мастером Кохом. Статуи простояли до начала XIX в.

Пятого декабря 1747 г. в здании Кунсткамеры случился большой пожар, который сильно повредил здание и, прежде всего, уничтожил деревянные части: крышу, вышку и колоннаду вокруг башни. В начале 1748 г. комиссия в составе архитектора Растрелли, обоих Трезини и др. постановила разобрать фронтоны. Выполнение проектов и смет первоначально поручено было архитектору И. Я. Шумахеру (брату советника Канцелярии И.Д. Шумахера). Однако вскоре он был освобожден от этой работы, и к делу проектирования и руководства был привлечен архитектор Савва Иванович Чевакинский, работавший над восстановлением башни с 1755 по 1758 гг. Армиллярная сфера и вышка башни здания Кунсткамеры была утрачена в пожаре 1747 г. В 1758 г. архитектором С.И. Чевакинским башня была восстановлена, но без верхней части. В таком усеченном виде она простояла почти 200 лет. Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948–1949 гг., когда башню увенчала новая армиллярная сфера, изготовленная по проекту архитектора Р.И. Каплан-Ингеля[1].

В начале 1990-х гг. стало очевидным, что за сорок лет армиллярная сфера на башне Кунсткамеры пришла в негодность. В ЦНИИ КМ «Прометей» был разработан проект, и изготовлена из титанового сплава новая сфера, которая 28 декабря 1993 года была установлена над башней Кунсткамеры.

Башня снова становится одной из визитных карточек нашего города, символом Санкт-Петербурга, города науки, перекликаясь с другими символами нашего города – шпилем Петропавловской крепости и адмиралтейской иглой.

1 От греч. astrologia – наука о небесных светилах.
2 От греч. hora – час, и grapho – пишу; искусство устраивать солнечные часы.
3 От лат. Ingenium – изобретательность, ум, гений, знания
4 От лат. Memoria – память, история, летопись, хроника.
5 От лат. sapientia – мудрость, философия.
6 От нем. Curiositat, фр. curiosite – достопримечательное, любознательное.
7 От лат. admīrātio – удивление, восхищение.
8 От лат. dilignitia – усердие.
9 От лат. Scientia – наука, знание.
 

Копия проекта здания Кунсткамеры архитектора И. Маттарнови, выполненная Р.И. Каплан-Ингелем. Вторая половина 1940-х гг.
Ленинград.
Акварель.
 

Г.А. Качалов. Палаты Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки: таблица VI - фасад императорской Библиотеки и Кунсткамеры.Санкт-Петербург. Типография императорской Академии наук.
1741.
Санкт-Петербург.
Гравюра резцом.
 

Литография с гравюры К. Беггрова по рисунку К.-Ф. Сабата «Вид с левого берега Невы на набережные Петербурга». Санкт-Петербург. 1820-е гг.
 

Хромолитография «Дворцовый мост у набережной Васильевского острова в 1806 г.c акварели того времени Патерсона, принадлежащей И.Я. Дашкову». Лист из книги Н.К. Шилдера «Император Николай Первый. Его жизнь и царствование». Т. II. Издание А.С. Суворина. С.-Петербург, 1903.