English Home Search E-mail Map

Обсерватория и армиллярная сфера

Первая в России Астрономическая обсерватория размещалась в здании Кунсткамеры на 3-5 этажах башни до середины XIX века. Устройством ее занимался первый профессор астрономии Петербургской Академии Наук Ж.Н. Делиль вместе с астрономами Х.Н. Винсгеймом и Г. Гейнзиусом. Первоначально Астрономическая обсерватория была оборудована привезенными Делилем из Парижа астрономическими инструментами, состав которых в последствии пополнялся приборами, изготовленными в инструментальных мастерских Академии талантливыми мастерами И.И. Беляевым, П.О. Голыниным, Ф.Н. Тирютиным, Н.Г. Чижовым. Уже в середине 1730-х гг. обсерватория Петербургской Академии наук считалась лучшей в Европе. В обсерватории велись и серьезная научная работа, и прикладные исследования по отечественной астрономии, географии, геодезии, картографии, метеорологии. Здесь зародилась петербургская традиция подачи полуденного сигнала. Именно отсюда, с башни Кунсткамеры, подавался в полдень при помощи факелов и зеркал сигнал на Адмиралтейство, а с него стреляла пушка, давая знать жителям Санкт-Петербурга о наступлении 12 часов дня.

Башню здания Кунсткамеры венчает армиллярная сфера, представляющая модель солнечной системы. С эпохи Ренессанса армиллярная сфера стала символом вселенной, а постепенно и символом науки, ее часто было можно видеть перед домами или на башнях домов ученых и просвещенной европейской знати, изображение сферы помещали на портретах ученых. В таком значении символа познания вселенной, армиллярная сфера была воспринята и в России при Петре Великом. Неслучайно она украшает башню здания Кунсткамеры – первого универсального публичного музея России, задуманного Петром I как дворец науки. В процессе строительства здания Кунсткамеры первоначально обсуждался проект флюгера на верхушке башни, с помощью которого можно было бы  точно определять направление ветра. Однако позже от этой затеи отказались. Взамен флюгера механик Пьер Виньон, помощник академика Ж.Н. Делиля, приехавший в Петербург вместе с ним из Парижа, предложил установить на башне Кунсткамеры армиллярную сферу, что и было принято. В 1730 г. над башней возводится «великая деревянная спица», и механик Виньон изготавливает «сфери армиллярии», которую устанавливают над куполом башни. 

Армиллярная сфера над зданием Кунсткамеры была утрачена в пожаре 1747 г. В 1758 г. архитектором С.И. Чевакинским башня была восстановлена, но без верхней части. В таком усеченном виде она простояла почти 200 лет. Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948–1949 гг., когда башню увенчала новая армиллярная сфера, изготовленная по проекту архитектора Р.И. Каплан-Ингеля[1].

В начале 1990-х гг. стало очевидным, что за сорок лет армиллярная сфера на башне Кунсткамеры пришла в негодность. В ЦНИИ КМ «Прометей» был разработан проект, и изготовлена из титанового сплава новая сфера, которая 28 декабря 1993 года была установлена над башней Кунсткамеры.

Башня снова становится одной из визитных карточек нашего города, символом Санкт-Петербурга, города науки, перекликаясь с другими символами нашего города – шпилем Петропавловской крепости и адмиралтейской иглой.

              
Вид башни здания Кунсткамеры, увенчанной армиллярной сферой.
 
Н.Г. Чижов (?).
Часы солнечные универсальные экваториальные кольцевые.
Середина XVIII в.
Санкт-Петербург.
Латунь.
 
Н.Г. Чижов.
Часы солнечные универсальные экваториальные.
Середина XVIII в.
Санкт-Петербург.
Латунь, позолота.
 
Армиллярная сфера, фрагмент башни здания Кунсткамеры.
 
Делюр. Армиллярная сфера. Франция, г. Париж. Начало XVIII в. Латунь.
                 
       
К. Пассеман. Армиллярная сфера. Франция, г. Париж. 1769 г. Латунь. 
 
Кунсткамера.
Рисунок на титульном листе книги Леонарда Эйлера «Руководство к арифметике для употребления Гимназии при Имп. Академии наук переведено с немецкаго языка чрез Василья Адодурова Академии наук адъютанта», Спб., тип. Акад. наук, 1740.
 
Открытка. С.-Петербург. Памятник Петру Великому. Адмиралтейская набережная. По фотографии П.С. Радецкого. 1900-е гг.
 
Открытка. Вид на Академию наук СССР с крыши Дворца Искусств (бывш. Зимний). Главлит. 1929.
 
Установка 28 декабря 1993 года на башне здания Кунсткамеры новой армиллярной сферы, спроектированной и изготовленной из титанового сплава в Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов «Прометей».
                 
       
    Вид экспозиции "Первая астрономическая обсерватория Академии наук": южный павильон   Вид экспозиции "Первая астрономическая обсерватория Академии наук"   Вид экспозиции "Первая астрономическая обсерватория Академии наук": роспись плафона   Реконструкция башни Кунсткамеры по проекту Р.И. Каплан-Ингеля. 1948 г.
                 
         
Вид Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Фото Марии Хартанович   Панорама стрелки Васильевского острова. Фото Александра Петросяна.   Панорама реки Невы, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Фото Александра Петросяна.   Вид башни здания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Фото Марии Хартанович.    

 



[1] Каплан-Ингель Р. И. О реставрации здания бывшей Петровской Кунсткамеры (ныне здания института и музея этнографии) // Краткие сообщения Института этнографии. Вып. 2. Л., 1947. С. 90-94.