English Home Search E-mail Map

Сибирские коллекции

Коллекции по этнографии народов Сибири занимали одно из ведущих мест на экспозиции Кунсткамеры Академии наук.

Предметы традиционной духовной и материальной культуры народов Сибири поступали в музей из сибирской экспедиции Д.Г. Мессершмидта, от участников академического отряда Второй Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, Г.В. Стеллера.

В пожаре, разразившемся в Кунсткамере 5 декабря 1747 г., погибла большая часть первых сибирский собраний. 

По специальному указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 января 1761 г. был организован систематический сбор предметов костюмов народов Сибири по приложенному к указу реестру и отправке их через Сибирский приказ в Академию наук. Указ с реестром был разослан во все сибирские канцелярии [1]. Академия наук в переписке с Сибирской губернской канцелярией уточняла, что предметы надлежало приобретать без нанесения обиды и ущерба местным жителям, платить ту цену, которую просил продавец [2].

К концу XVIII в. на экспозиции Кунсткамеры были представлены одежда, обувь, головные уборы, берестяная утварь и предметы быта угорских народов Западной Сибири; летняя, зимняя и промысловая одежда тунгусов и самодийцев; детали конской упряжи и военной снаряжение бурят; орудия рыболовства и охоты на морского зверя эскимосов, коряков; ритуальные костюмы и бубны сибирских шаманов, изображения божеств и амулеты.

Коллекции экспонировались в шкафах, но уже со второй половины XVIII в. ритуальные костюмы тунгусских шамана и шаманки [3], традиционные мужские и женские костюмы тунгусов, хантов и эвенов демонстрировались на манекенах, выполненных с учетом особенностей внешнего облика представляемых народов [4]

         
Маска-личина духа-предка шамана.
Эвенки.
Забайкалье.
XVIII в.
Медь.
 
Тунгусская сумочка для хранения кремня и трута
Эвенки.
Восточная Сибирь.
XVIII в.
Кожа, замша оленья, бисер, нить сухожильная и хлопчатобумажная, ткань хлопчатобумажная.
 
Барабан ритуальны.
Буряты.
Забайкалье.
Начало XVIII в.
Дерево, железо, краска.
   
Наглазник деревянный. Чукчи. Чукотка. Конец XVIII в. Дерево, нить сухожильная.
   
Скульптура медведя. Коряки. Конец XVIII – начало XIX в. Моржовый клык
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Скульптура моржа. Коряки. Конец XVIII – начало XIX в. Моржовый клык.
 
Пластина с изображениями нескольких яранг (с одной стороны), каравана из трех оленей и трех грузовых нарт, который ведет человек (с другой стороны). Чукчи. Конец XVIII – начало XIX в. Моржовый клык, краситель натуральный.
 
Пластина с изображениями нескольких яранг (с одной стороны), каравана из трех оленей и трех грузовых нарт, который ведет человек (с другой стороны). Чукчи. Конец XVIII – начало XIX в. Моржовый клык, краситель натуральный.
 
Игольник с навершием в виде медведя. Чукчи. Конец XVIII в. Моржовый клык, краситель натуральный.
 
Фигурка воина. Чукчи. Начало XIX в. Моржовый клык, краситель натуральный.

 


[1] Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л., 1953. С. 123; СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 533. Л. 88.

[2] Хартанович М.В. Манекены Кунсткамеры Петербургской Академии наук конца XVIII в. // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г / Отв. ред: Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб., 2011. С. 117; СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 533. Л. 88.

[3] Там же. С. 117-118; СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 534. Л. 57.

[4] Там же. С. 118-122; Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. С. 161.