English Home Search E-mail Map

Николай Яковлевич Озерецковский

Николай Яковлевич Озерецковский (01(12).07.1750, с. Озерецкое Московской губ. – 28.02. (12.03).1827, Санкт-Петербург) – естествоиспытатель, просветитель, ординарный академик Академии наук.

В 1758-1767 гг. учился в семинарии Троице-Сергиевой лавры, затем направлен на службу в Санкт-Петербургскую Академию наук. В 1768–1772 гг. участвовал в экспедиции И.И. Лепехина. В 1774–1778 гг. учился в университетах Лейдена и Страсбурга. В 1778 г. получил звание доктора медицины. В 1779 г. – адъюнкт Академии по естественной истории, а в 1782 г. – ординарный академик. Во время путешествия по Ладожскому  и Онежскому озерам (1785), по верховьям Волги и на озеро Селигер (1805) собрал обширный материал о природе этих районов, их истории, быте, культуре, образовании, а также различные статистические сведения. Этот материал был опубликован в «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому» (1792). Автор многочисленных научных и популярных статей, оказал большое влияние на усовершенствование образования и организацию науки в России.

Озерецковский написал значительное количество ученых трудов, но более всего увлекался полевыми исследованиями. «Он для исследования натуральных вещей, – писала директор Академии Е.Р. Дашкова в его характеристике, поданной в 1792 г. в Сенат, – целые восемь лет путешествовал по России как сухим путем, так и морями, собирая все естественные произведения для Академии <…> Сверх того собрал знатное количество различных минералов и других натуральных тел, которыми приумножил собрание редкостей в Императорской Кунсткамере»[1].

26 мая 1800 г. он был назначен «надсмотрителем» Кунсткамеры. Н.Я. Озерецковский был последним директором Кунсткамеры как единого Академического музея, которым он руководил вплоть до своей кончины, последовавшей 28 февраля 1827 г. В первых десятилетиях XIX в. в Кунсткамере стали образовываться самостоятельные музеи, что было окончательно закреплено новым Уставом Академии наук в 1836 г. Основная причина такого деления Кунсткамеры на специальные музеи и кабинеты – изменение деятельности Академии, специализация областей научного знания, развитие наук. Громадный музейный материал нуждался в более удобных помещениях для экспонирования и хранения. Научная обработка и изучение коллекций требовало дальнейшей дифференциации внутри отделов и увеличения числа специально обученного персонала. Во время директорства Н.Я. Озерецковского уже сформировались как самостоятельные Минеральный кабинет (1804), Азиатский  (1818) и Египетский (1825) музеи.

Н.Я. Озерецковский был страстным популяризатором научных достижений и много сил и времени положил на издание различных трудов для «распространения полезных знаний и возбуждения любопытства к оным». Он стремился донести до народа эти знания также путем публичных лекций, организуемых непосредственно в помещении Кунсткамеры и сопровождавшихся демонстрацией музейных коллекций. «Вынув из шкафа чучело животного, – вспоминал слушавший эти лекции в 1800 г. литератор Н. И. Греч[2], – Озерецковский передавал его по кругу, «объясняя признаки стоявшим вокруг него слушателям». Работа по популяризации знаний при помощи коллекций Музея было достаточно новым делом в науке конца XVIII – начала XIX вв.

Помощником Озерецковского по Музею был Осип Петрович Беляев. Он работал при Кунсткамере и Библиотеке с 1783 г., первоначально в качестве переводчика, с 1789 г. в качестве кунсткамерского «помощника», а с 1797 г. — унтер-библиотекаря, в должности которого и проработал вплоть до дня своей смерти (1807 г.).

В 1793 г. О.П.Беляев опубликовал каталог-путеводитель по Императорскому кабинету Кунсткамеры[3]. Этот каталог описывал мемориальную экспозицию Кунсткамеры, посвященную Петру I. В 1800 г. путеводитель был переиздан в существенно расширенном варианте[4], с прибавлением второй и третьей частей, включающих «историческое описание всех вообще, как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере сохраняющихся», и «описание российских и иностранных минералов, окаменелостей разного рода, кораллов <…> как древних, так и новейших российских и иностранных монет».

Издание, как указывает сам автор, было рассчитано не столько на тех, кто мог лично видеть собственными глазами все сохраняющиеся в музее «сокровища, как для таковых, кои или по причине отдаленности, или по другим каким либо препятствиям, лишены удовольствия самолично оные видеть».[5]

Связное и тщательно составленное описание хранящихся в Музее коллекций, наличие многочисленных примечаний, а также имеющиеся в ряде случаев ссылки на использованные источники указывают на то, что описанная работа переросла рамки каталога.

Для начала XIX в. она явилась своеобразной энциклопедией, дающей довольно значительный запас фактических данных по естественным наукам, истории и этнографии. В том числе, занимающее 88 страниц второго отделения описание этнографической экспозиции Кунсткамеры, может, по существу рассматриваться как самый ранний в России справочный текст, посвященный этнографии народов мира.


[1] Сухомлинов М.И. История Российской Академии. Вып. 2. СПб., 1875. С. 314.

[2] Греч Н.И. Воспоминания // Русский архив. 1873. Кн. 1. С. 710.

[3] Беляев О. Кабинет Петра Великого или подробное и обстоятельное описание воскового Его Величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично Великому сему Монарху принадлежавших, ныне в Санктпетербургской Императорской Кунст-камере сохраняющихся, с присовокуплением к ним достоверных известий и любопытных сказаний. Часть I. Издано трудами и иждивением Надзирателя Императорской Кунст-камеры Осипа Беляева. СПб, Имп.Ак.наук, 1793. 170 С.; Часть 2. Содержащая в себе описание токарной комнаты и обретающимся в оной вещам. СПб, Имп.Ак.наук, 1793. 158 с.

[4] Беляев О. Кабинет Петра Великого. Отделения 1-3. Санкт-Петербург: Печатано в Императорской Типографии, СПб.,1800. Отд.I: Отделение первое, содержащее в себе подробное описание воскового его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий, и всех вообще достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, и ныне в Санктпетербургской Императорской Академии наук Кунсткамере сохраняющихся, с присовокуплением к ним четырех гравированных фигур. 215 с.; 4 л. иллюстрации. Отд. II: Отделение второе, содержащее в себе подробное историческое описание всех вообще достопамятных как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере Санктпетербургской Императорской Академии наук сохраняющихся, с присовокуплением многих таблиц и разных любопытных анекдотов.  287 с. Отд. III: Отделение третье, заключающее в себе описание древних и новейших российских и иностранных монет и медалей; разных драгоценнейших золотых и серебреных редкостей; российских и чужестранных минералов; окаменелостей, кораллов, раковин, травников, и, наконец, разных живописных картин, с присовокуплением многих таблиц. 278 с.

[5] Беляев О. Кабинет Петра Великого. Отделение I. Предуведомление. С. 4.