English Home Search E-mail Map

Отдел этнографии Кавказа

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

199034, Университетская наб., д.3. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Тел.: (812) 328-08-12, доб. 408

E-mail: kavkaz@kunstkamera.ru

 

СОТРУДНИКИ ОТДЕЛA

Капустина Екатерина Леонидовна, заведующая отделом, кандидат исторических наук (этнография Дагестана, миграционные процессы на Северном Кавказе, транснационализм и транслокальность, экономическая антропология, антропология города, локальные религиозные общины Дагестана)

Албогачиева Макка Султан-Гиреевна, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (письменные источники по Ингушетии XVIII-XXI в.,  полиюридизм в Ингушетии, этнографические аспекты религиозных практик ингушей, гендерная кодификация повседневности, система терминов родства, ингушско-русский билингвизм, миграции, ингушские коллекции в музейных собраниях)

Ботяков Юрий Михайлович, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (традиционные социальные институты  у народов Западного Кавказа, главным образом абхазов)

Захарова Евгения Юрьевна, младший научный сотрудник, магистр антропологии (антропология Грузии, антропология городских сообществ, антропология права, экономическая антропология, конструирование родства)

Штырков Сергей Анатольевич, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (антропология религии, изучение национализма, изучение фольклорного нарратива)

 

ИСТОРИЯ ОТДЕЛА

Историю отдела этнографии народов Кавказа МАЭ РАН правомерно связывать с кабинетом Кавказа и отделом Кавказа, сформированными в 1936 году в стенах Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР (предшественника современного МАЭ РАН).

В 1930-е годы в отделе работали выдающиеся ученые-кавказоведы А. Н. Генко (1896– 1941), Л. Б. Панек (1896–1984), в те же годы начал свою научную деятельность Л. И. Лавров.

В послевоенное время кавказоведческие исследования в стенах МАЭ связаны в первую очередь с именем Леонида Ивановича Лаврова, который на протяжении многих лет заведовал отделом и создал фундаментальные труды по истории и этнографии населения большей части Северного Кавказа. Сотрудниками отдела, внесшими значительный вклад в изучение этнографии народов Кавказа, являлись Т. Д. Равдоникас, Л. И. Смирнова, Э. Х. Панеш. Основными направлениями их исследований были проблемы этнической и социальной истории, эволюции материальной и духовной культуры народов Кавказского региона. В 1970–1980-х годах исследования этнографии народов Кавказа в Ленинградской части Института этнографии АН СССР велись в рамках отдела этнографии народов Средней Азии, Кавказа и Казахстана.

Позже в МАЭ РАН была образована группа этнографии Кавказа, а с 2002 года — отдел этнографии Кавказа, который возглавил Юрий Юрьевич Карпов. Ю.Ю. Карпов руководил отделом до 2015 г., вплоть до своей кончины. Выпускник кафедры этнографии и антропологии  исторического факультета ЛГУ Ю.Ю. Карпов в 1981-1983 гг. обучался в аспирантуре, а затем с 1984 года работал в стенах Ленинградской части ИЭ АН СССР, а затем в МАЭ РАН. За сравнительно недолгий период своей блестящей академической карьеры он стал признанным классиком кавказоведения рубежа XX-XXIвеков. Его исследования кавказских обществ отличались оригинальностью, вниманием к широкому историческому контексту, скурпулезностью, привлечением широкого круга источников. Перу Ю.Ю. Карпова принадлежат пять монографий и более чем 200 статей. Будучи прекрасным полевиком, он обследовал Западный и Юго-Западный Дагестан, горную часть Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, горные районы Восточной Грузии, где собрал не только уникальные полевые материалы, легшие в основу его статей и монографий, но и значительно пополнил коллекционное собрание МАЭ РАН. Ю.Ю. Карпов оставил после себя огромное научное наследие, без знакомства с которым сегодня невозможно становление кавказоведа, а также заложил основы дальнейшего развития отдела этнографии Кавказа МАЭ РАН. 

ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования отдела последних лет посвящены современным социальным, культурным,  миграционным процессам на Кавказе, диаспоральным связям выходцев из региона, национализму, истории и современным реалиям национальной политики на Кавказе. Сотрудники работают над темами в области городской  антропологии,  экономической антропологии, антропологии права, антропологии религии и антропологии родства.

ПРОЕКТЫ ОТДЕЛА И ПРОЕКТЫ С УЧАСТИЕМ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА

  • Постоянно действующий    семинар «Кавказ: перекресток культур». Руководитель: М.С.-Г. Албогачиева. 
  • «История Кунсткамеры: коллекции, собиратели, сотрудники (к 300-летию музея)»: «Народы Кавказа: музейные коллекции и полевые материалы».  Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2016 гг. Научный руководитель – М.С.-Г. Албогачиева.
  • РНФ грант № 14-18-02149. Транснациональные и транслокальные аспекты миграции в современной России”. Сроки начала и окончания работы по проекту: 2014-2016 - Научный руководитель - С. Н. Абашин.
  • РГНФ № 14-01-00440.  Миграционные процессы на Северо-восточном Кавказе: этнические связи и формирование мигрантских социальных сетей в диаспорах. Сроки начала и окончания работы по проекту:  2014-2016 –  Научный руководитель – М.- Р. А. Ибрагимов.
  • Этничность в государственных и политических практиках. Направление: «Этничность и потестарно-политические институты в исторической динамике». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2014 гг. Руководитель В.А. Попов.
  • История повседневности: этнические, культурные и конфессиональные контексты. Направление: «Кросс культурные исследования социальных категорий. Цикл 1. «Статусные группы». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2014 гг. Научный руководитель – Е.Н.Успенская.
  • Этническая история и культурное наследие древних и современных народов мира. Направление: «Гендер, возраст и родство в контнксте ритуала». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2014 гг. Научный руководитель – Т.Б. Щепанская.
  • Программа фундаментальных исследований Президиума  РАН «Традиция, обычай, ритуал в истории и культуре». «Горы, люди и границы: изобретение и использование традиций в горских сообществах на постсоветском пространстве». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2014 гг. Научный руководитель – Ю.Ю. Карпов.
  • Программа Южного НЦ РАН «Управление полиэтничным макрорегионом России: исторический опыт и современные проблемы»: Между регионализмом и централизмом: административные практики на Северном Кавказе в контексте «национального вопроса» в позднеимперской России (вторая половина XIX – начало XX в.).  Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2014 гг. Научный руководитель – Ю.Ю. Карпов.
  • Программа РГНФ № 12-01-00052 «Инородческий вопрос и национальная политика советского государства на северокавказской периферии в 80-е гг. XIX – 30-е  гг. XX в.: эволюция проблем и решений» (монография совместно с д.и.н. Е.И.Кобахидзе). Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2014 гг. Научный руководитель Ю.Ю. Карпов.
  • Грант РГНФ 12-21-20001 «Россия и Армения: уроки прошлого и современные перспективы». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2012 – 2013. Научный руководитель С.А. Штырков
  • Коллективный проект отдела Кавказа МАЭ РАН «Потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде Северокавказского региона». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2009-2011. Научный руководитель - Ю.Ю. Карпов.
  • Грант Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Тема «Диаспоральные связи и социальные сети жителей Республики Дагестан как политический и социальный ресурс в городском пространстве» (коллективный проект отдела Кавказа МАЭ РАН «Потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде Северокавказского региона»). Сроки начала и окончания работы по проекту:  2009-2011. Научный руководитель  - Ю.Ю. Карпов.
  • Грант РГНФ «Миграционные процессы в Дагестане в середине XX – начале XXI в.: социальные, этнокультурные их последствия и перспективы». Сроки начала и окончания работы по проекту: 2008 - 2010 – Научный руководитель - Ю.Ю. Карпов

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

  • Албогачиева М. С.-Г. Праздник Ураза-байрам в Ингушетии: Общее и специфическое //  Ислам в современном мире. 2016. 12(2): 31-46.
  • Албогачиева М. С.-Г. Этнография и история ингушского народа в письменных источниках конца XVIII — первой трети XX в. СПб: МАЭ РАН, 2011. 177 с.
  • Албогачиева М. С.-Г. Язык как атрибут власти в контексте ингушско-русского билингвизма // Archeion. VI. Tbilisi, 2013. С. 60-79
  • Албогачиева М.С.-Г. Демаркация границ Ингушетии // Горы и границы — СПб.: МАЭ РАН, 2015.  С.167-255
  • Албогачиева М.С.-Г. Осетино-ингушский конфликт: причины и последствия трагедии осени 1992 года // «Кавказ  Глобализация» Журнал социально-политических и экономических исследований. Специальный выпуск: Конфликты на Кавказе: история, современность и перспективы урегулирования. 2012. Т. 6. № 4. С. 48-60. CA&CCPress, Швеция
  • Албогачиева М.С.-Г. Основные вирдовые братства у ингушей //  Ислам в современном мире.  2015 №4. С.133-151. 
  • Ботяков Ю. М. Абреки на Кавказе. Социокультурный аспект явления. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 208 с.
  • Ботяков Ю.М. Граница в Абхазии: этнокультурный аспект // Горы и границы. СПб, 2015. С.26-75. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-290-6/978-5-88431-290-6.pdf
  • Ботяков Ю.М. Проявления системы организации абхазского сообщества в условиях современного города (на примере Сухума) // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб., 2013. С.206-246.
  • Ботяков Ю.М. Традиционное парламентерство в годы грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПБ., 2012.
  • Гильденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770–1773 гг. / Пер. Т. К. Шафрановской; редактор, автор комментариев Ю. Ю. Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 506 с.
  • Захарова Е.Ю.  Тбилисская улица как среда мужской социализации // Laboratorium. Журнал социальных исследований. Южный Кавказ. Новые исследования. СПб, 2010, № 2. С. 182-204 http://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/175/354
  • Захарова Е.Ю. Дружба и родство в кварталах Тбилиси: императивы и практики // Этнографическое обозрение. 2015. №5. С. 100-116.
  • Захарова Е.Ю. Жизнеобеспечение на горных рубежах: стратегии домохозяйств Верхнебальской  Сванети в условиях туристического развития региона // Горы и границы — СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 120-166. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-290-6/978-5-88431-290-6_04.pdf
  • Захарова Е.Ю. Локальная солидарность: мужские квартальные биржи города Тбилиси  как часть соседских сообществ/ Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб, 2013 http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-230-2/978-5-88431-230-2_06.pdf
  • Захарова Е.Ю. Черный мацони: прагматика тбилисского уличного кодекса // Антропологический форум. 2016. № 31. C. 25-62. http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/031/zakharova.pdf
  • Захарова Е.Ю., Капустина Е.Л. Экономика балкарских Альп в контексте земельных и межэтнических отношений (пример одного села) // Фронтир. Двадцать лет без колхозов. М., 2013. С. 66-79.
  • Ингуши. Серия «Народы и культуры»/ Отв. ред. М. С.-Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева, М.: Наука, 2013. 509 с.
  • Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, СПБ, 2013 отв. ред. Ю.М. Ботяков. 432 с.
  • Капустина Е. Л. Рынок исламских товаров и услуг в Дагестане: практики потребления и общественные дискуссии // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. РАНХиГС № 2 (34), 2016. С.  176-202. http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-islamskih-tovarov-i-uslug-v-dagestane-praktiki-potrebleniya-i-obschestvennye-diskussii
  • Капустина Е.Л. Андийские села: опыт пограничной жизни // Горы и границы: этнография посттрадиционных сообществ. СПб., 2015. С. 76-120. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-290-6/978-5-88431-290-6_03.pdf
  • Капустина Е.Л. Выборы в сельском Дагестане: политическое событие как элемент социальной жизни // Общество как субъект и объект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб., 2012. С.32-60. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-85803-450-6/978-5-85803-450-6_02.pdf
  • Капустина Е.Л. Собственность на север: мигранты из Дагестана и освоение городского пространства в Западной Сибири (на примере ситуации в г. Сургут) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014, №5. 158-176. http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2014_5/Kapustina_2014_5.pdf
  • Капустина Е.Л., Гуляева Е.Ю. Своеобразие этнической палитры и особенности экономических стратегий сел Восточного Ставрополья // Фронтир. Двадцать лет без колхозов. М., 2013. С. 40-65.
  • Капустина Е.Л., Карпов Ю.Ю. Горцы после гор: миграционные процессы в Дагестане в XX – начале XXIвв., их социокультурные последствия и перспективы. СПб, 2011. 488 с.
  • Карпов Ю. Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 656 с.
  • Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб.: ДЕАН+АДИАМ-М, 1996. 312 с.  
  • Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 414 с.
  • Карпов Ю.Ю. «Борьба плуга и овцы». Некоторые аспекты колонизационных процессов в степных районах Северо-Восточного Кавказа в новейшее время // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб, 2011. С. 7–30.
  • Карпов Ю.Ю. Александр Нурид: горец на службе империи // Известия Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований. 2012. Вып. 7 (46) С. 95—104.
  • Карпов Ю.Ю. Кизляр как зеркало российской истории Кавказа // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. CПб, 2013. С. 38–110.
  • Карпов Ю.Ю. Национальный ресурс в политике государства: диалоги центра и автономий Северного Кавказа в 1920–1930-е гг. // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб., 2012. С. 299–375.
  • Карпов Ю.Ю. Особенности социально-политической жизни горских обществ Дагестана в начале XIX в. в контексте научного осмысления Кавказской войны // Черкесский вопрос: Опыт, проблемы, перспективы научного осмысления. Нальчик, 2013. С.35–52.
  • Лавров Л.И. Убыхи / Отв. Ред. Ю.М. Ботяков. СПб: Наука, 2009.  236 с.
  • Об Ингушетии и ингушах: Сб. материалов газеты «Терские ведомости» за 1879–1917 гг. / Сост. М. С.-Г. Албогачиева. СПб.: Ладога, 2005. Выпуск 3. 432 с.
  • Об Ингушетии и ингушах: Сб. материалов газеты «Терские ведомости» за 1868–1878 гг. / Сост. М. С.-Г. Албогачиева. СПб: Ладога, Борей-Арт, 2003. Вып. 2. 208 с.
  • Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа / Отв. ред. Ю.Ю. Карпов. СПб: Петербургское Востоковедение, 2012. 404 с.
  • Северный Кавказ: Традиционное сельское сообщество — социальные роли, общественное мнение, властные отношения / Под ред. С. А. Штыркова. СПб: Наука, 2007. 334 с.
  • Северный Кавказ: Человек в системе социокультурных связей / Под ред. Ю. Ю. Карпова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 364 с.
  • Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: Преемственности и разрывы в социокультурных практиках. Сборник статей к 100-летию Л. И. Лаврова / Под ред. Ю. Ю. Карпова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. 496 с.
  • Труды Ф. И. Горепекина / Сост. М. С.-Г. Албогачиева. СПб.: Ладога, 2006. 202 с.
  • Штырков С.А. «Аланская княжна, княгиня Владимирская»: Мария Ясыня, русско-осетинские связи и консервативные семейные ценности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 13-37.
  • Штырков С.А. «В городе открыт Дворец счастья»: Борьба за новую советскую обрядность времен Хрущева // Топография счастья: этнографические карты модерна: Сборник статей / Сост. Н. Ссорин-Чайков. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 261-275.
  • Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб: Наука, 2012.
  • Штырков С.А. Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас 2011, №4 (78). C. 66-79.
  • Штырков. С.А. «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроля // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 276-299
  • Albogachieva M. Blood feud in Ingushetia: differences in adat and sharia// State and Legal Practice in the Caucasus. Anthropological Perspectives on Law and Politics. Edited by Stéphane Voell, Iwona Kaliszewska, Ashgate, 2015
  • Albogachieva M. S.-G. “I am entrusted with only prayer beads by Allah, and i will take a dagger nor a rifle in my hands” (Kunta-Hajji Kishiev, his preaching and followers)// Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. 2011. Т. 17. № 2. P. 13 - 20.
  • Kapustina E. Municipal elections in Dagestan: political events in a village community // State and Legal Practice in the Caucasus. Anthropological Perspectives on Law and Politics. Edited by Stéphane Voell, Iwona Kaliszewska, Ashgate, 2015
  • Karpov Yu. The Dialectics of Nation-state Construction in the North Caucasus in the 1920s–30s // State and Legal Practice in the Caucasus. Anthropological Perspectives on Law and Politics. Edited by Stéphane Voell, Iwona Kaliszewska, Ashgate, 2015
  • Shtyrkov S. The Fight between Ases and Devas Runs through Our Whole Existence’: The Conspirological Imaginary of North Ossetian Intellectuals and the Search for Meaning in National History // Forum for Anthropology and Culture, 2016. #12, 229-252.
  • Zakharova E. The Tbilisi ‘street’ as a legal and political phenomenon in Georgia. The Dialectics of Nation-state Construction in the North Caucasus in the 1920s–30s // State and Legal Practice in the Caucasus. Anthropological Perspectives on Law and Politics. Edited by Stéphane Voell, Iwona Kaliszewska, Ashgate, 2015