English Home Search E-mail Map

Штырков Сергей Анатольевич

 
    
   

старший научный сотрудник, кандидат исторических наук

Контактная информация:

(812) 328-08-12, доб. 408, shtyr@eu.spb.ru

 

Краткие биограифческие данные  

В 1993 году окончил кафедру археологии исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1999 году окончил факультет этнологии (ныне – антропологии) Европейского Университета в Санкт-Петербурге, где и остался преподавать. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по историческим преданиям Новгородской земли. В том же году поступил на работу в отдел этнографии Кавказа МАЭ РАН. Занимался исследованиями в области крестьянского фольклорного нарратива (полевые исследования на Северо-западе России, культуры новых религиозных движений (Красноярский край, Москва, Великий Новгород) и этнического традиционализма в Северной Осетии (Республика Северная Осетия–Алания).

 

Основные научные работы

 Антропология религии, изучение национализма, изучение фольклорного нарратива

 

Основные проекты/гранты

  • Конспирологические нарративы в русской культуре / Российский научный фонд, 2014-2016
  • Templeton Foundation / University of Southern California: Pentecostal and Charismatic Research Initiative, Senior Investigator of the Center for the Study of Pentecostal and Charismatic Movements in Russia (2010-2012) (including ethnographic field research in Northern Russia).
  • Helsinki Collegium for Advanced Studies: KONE Foundation resident fellowship (2006)
  • BOREAS program of the European Science Foundation (project “New Religious Movements in the Russian North”), Senior Investigator (2006-2008) (including ethnographic field research)
  • INTAS fellowship (the project “The interrelationship between official religious institution and vernacular religious practice: a case of icon veneration in rural northern Russia”), Principal Investigator (2004-2005)
  • Project “Religious life of the Russian province: worshipping of rural sacred places in the Russian North-West in the late 20th to early 21st centuries”. Supported by American Council of Learned Societies (2002) (including ethnographic field research in Northern Russia)

Основные научные работы

Монографии:

  • Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб: Наука, 2012.

 Составление и редактирование научных сборников:

  • (соредактор с Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
  • Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество: социальные роли, общественное мнение, властные отношения. Санкт-Петербург: СПб.: Наука, 2007.
  • (соредактор с Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. СПб. 2006.2001.

Статьи и публикации материалов:

  • “Церквушка над тихой рекой”: русское классическое искусство и советский пейзажный патриотизм // Этнографическое обозрение, 2016, №6. 44-57.
  • The Fight between Ases and Devas Runs through Our Whole Existence’: The Conspirological Imaginary of North Ossetian Intellectuals and the Search for Meaning in National History // Forum for Anthropology and Culture, 2016. #12, 229-252.
  • «Аланская княжна, княгиня Владимирская»: Мария Ясыня, русско-осетинские связи и консервативные семейные ценности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 13-37.
  • Рекомы дзуар: древняя святыня в современном религиозном ландшафте // Бюллетень Владикавказского института управления, 2016, № 47: 606–617.
  • Осетинское святилище Реком: старая фотография из фондов МАЭ и советские корни религиозного традиционализма // Народы Кавказа: музейные коллекции, исследования объектов и явлений традиционной и современной культуры. (Сборник МАЭ. Т. LX). СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 266–286.
  • «Эти три пирога, эта чаша… можно сказать, литургия!»: интерпретация народной традиции как «внутренняя миссия» Русской православной церкви в Северной Осетии-Алании. // Люди, горы, границы: этнографические очерки посттрадиционного общества. СПб: Издательство МАЭ РАН, 2015: 295–335.
  • «Борьба асов с дэвами пронизывает все наше бытие»: конспирологическое воображение североосетинских интеллектуалов в поисках смысла национальной истории //  Антропологический форум, 2015 № 27: 176-202.
  • Orthodox Traditionalism in the Republic of North Ossetia-Alania: The Ethnicization of Religion as the “Internal Mission” of the Russian Orthodox Church  // State, Religion and Church. 2015. 2(1): 75-105.
  • Старица и смерть: заметки на полях современных житий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1(32). С. 107-130. (совместно с Ж.В. Корминой)
  • Традиционалистские движения в современном северо-осетинском обществе и логика религиозного национализма // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. с. 331-362.
  • «В городе открыт Дворец счастья»: Борьба за новую советскую обрядность времен Хрущева // Топография счастья: этнографические карты модерна: Сборник статей / Сост. Н. Ссорин-Чайков. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 261-275.
  • «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроля // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 276-299.
  • Новый проект по изучению этнорелигиозной идентичности армян, проживающих в России: предварительные результаты и исследовательские перспективы // Лавровский сборник: материалы XXXVI –XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, СПб.: МАЭ РАН, 2013 (совместно с Л.С. Гущян). С. 412-419.
  • Believers' Letters as Advertising: St Xenia of St Petersburg's 'National Reception Center' // Russian Cultural Anthropology after the Collapse of Communism, Ed. by: Albert Baiburin, Catriona Kelly, and Nikolai Vakhtin. Abingdon, Oxon: Routledge, 2012 (with Jeanne Kormina). P. 155-182. Впервые опубликовано: Forum for Anthropology and Culture, 2010. Т. 6. C. 115—143 (совместно с Жанной Корминой)
  • Прогрессивные народные традиции: обретение и изобретение (случай Северо-Осетинской АССР в 1960-е годы) // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. C. 213-250
  • The Unmerry Widow: The Blessed Kseniia of Petersburg in Hagiography and Hymnography // Holy Foolishness in Russia: New Perspectives. Edited by Priscilla Hunt and Svitlana Kobets. Bloomington: Slavica Publications, 2011. 281-304.
  • Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас 2011, №4 (78). C. 66-79.
  • St Xenia as a Patron of Female Social Suffering: An Essay on Anthropological Hagiology // Multiple Moralities and Religions in Post-Soviet Russia. Edited by Jarrett Zigon. New York: Berghahn Books, 2011. C. 168–190. (совместно с Жанной Корминой)
  • Religious nationalism in contemporary Russia: the case of the Ossetian ethnic religious project // Understanding Russianness (Routledge Advances in Sociology). Edited by Risto Alapuro, Arto Mustajoki, Pekka Pesonen. London: Routledge. 2011. C. 232-244.
  • Believers' Letters as Advertising: St Xenia of St Petersburg's 'National Reception Center' // Forum for Anthropology and Culture, 2010. Т. 6. C. 115—143 (совместно с Жанной Корминой)
  • Тема ослепления и прозрения в восточно-христианской агиографии: нарративизация метафоры как принцип создания мотива // Nomen est omen: Сборник статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина / ред. А. К. Байбурин, СПб., 2010. С. 258-271.
  • Практическое религиоведение времен Никиты Хрущева: Республиканская газета в борьбе с религиозными пережитками (на примере Северо-Осетинской АССР) // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: Преемственность и разрывы в социо-культурных практиках. СПб., 2010. С. 306-343.
  • Обличительная этнография эпохи Хрущева: большая идеология и народный обычай (на примере Северо-Осетинской АССР) // Неприкосновенный запас 2009, №1, С. 147–161.
  • Письма верующих как реклама: «всенародная приемная» св. Ксении Петербургской // Антропологический форум. 2008. № 9. С.154-184 (Совместно с Жанной Корминой)
  • О проблемах профессиональной шизофрении или «Тут вам не парижский автобус». Форум: Позиция антрополога при исследовании проблем ксенофобии (Реплика редколлегии по поводу состоявшейся дискуссии) // АФ. 2008. № 8. С. 167-180.
  • Сельское сообщество, традиция власти: очерки осетинского общества эпохи модернизации // Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество – социальные роли, общественное мнение, властные отношения. СПб., 2007 P. 237–292.
  • После «народной религиозности» // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии // Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова — СПб., 2006. С. 7–18.
  • Рассказы об осквернении святынь / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. С. А. Штыркова // Традиционный фольклор Новгородской области. Вып. 3. СПб., 2006. С. 208-230.
  • Niemand und nichts ist vergessen. Die Okkupation in mündlichen Zeugnissen // Osteuropa. 2005. Vol. 55. Heft 4-6. S. 444-461 (in German) (with Jeanne Kormina)
  • Strategies of Constructing a Group Identity: the Sectarian Community of the Subbotniki in the Staniza Novoprivolnaia // Folklore. Vol. 28. (Popular Religion in Multiconfessional Environment). Tartu, 2004. P. 91–110.
  • Опыт изучения сельских святынь. «Забудущие родители» // Живая старина, 2003, №3. С. 18, 21—25
  • «Святые без житий» и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2001. С. 130-155.
  • Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. Вып.1 / Ред. А.К. Байбурин. СПб., 2001. С. 198-210.
  • Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции) // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 206-231. (совместно с Жанной Корминой)

ЭКСПЕДИЦИИ

2004–по сей день – полевые исследования в республике Северная Осетия–Алания

2010 – по сей день – полевые исследования в евангелических церквях Северо-Запада России

1997–2001 – фольклорно-этнографические исследования в сельских регионах Северо-Запада России

КОНФЕРЕНЦИИ

  • Eschatological visions and perspectives of Russian Pentecostals’ acculturation in America / New Religiosity in Migration, May 27-30, 2013, Department of Sociology and Anthropology, Ben-Gurion University of the Negev, Israel
  • Pluralism and Religious Nationalism in Contemporary Russia / The Guest Lecture, February 20, 2013, Department of Sociology and Anthropology; Simon Fraser University, Burnaby BC, Canada
  • “Shout to the Lord all the Earth”: Theology and Practice of Praying in a Pentecostal Church in Russia // «Lost and Found in Translation: The Anthropology of Pentecostalism in Russia», 13-14 октября 2012, Высшая школа экономики, Санкт-Петербург
  • Между академической дискуссией и религиозным обращением: из опыта включенного наблюдения в Северной Осетии // «”PRO – ZA” этнографического поля», 29 марта 2012, Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
  • Диалоги с мёртвыми: крестьянский нарратив и ритуальная практика / «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика», 22 – 24 марта 2012, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • В поисках народного обычая: изобретенная традиция и антирелигиозная кампания 1960-х гг. (по материалам Северной Осетии) / «Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации», 16-18 февраля 2012, Центр Центр изучения религий РГГУ, Москва
  • Идеология и практика традиционализма в республике Северная Осетия-Алания / «Современная ситуация на Северном Кавказе и перспективы развития», 17 мая 2012, РОДП «ЯБЛОКО», Москва
  • Этническая религия осетин в 2010-х гг.: интернационализация проекта / Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения, 14-16 мая 2012, Отдел Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург
  • "Все те души не имеют больше надежды": эсхатологические свидетельства в жизни современных евангельских христиан / «Изобретение религии: Десекуляризация в постсоветском контексте», 10-12 мая 2012 г., Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • The prayer among Charismatic Christians: Between art and craft / “The Study of Pentecostal and Charismatic Religious Movements in Russia,” Center for Anthropology of religion (EUSPb), September 22–24, 2011, Budapest
  • Эсхатология в формате ток-шоу: «русский акцент» в евангелическом визионерстве / «Выставка достижений научного хозяйства 2011 (ЕУСПб)», 25-26 ноября 2011, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • Православные версии советского прошлого: политика памяти в ритуале и нарративе / “Les représentations historiques et la réécriture du passé dans la Russie post-Soviétique”, May 12-14, 2011, Университет Женевы, Женева (Швейцария)
  • «Обряды народа – для народа»: теоретики и практики антирелигиозной кампании времен Никиты Хрущева / «Советские традиции: становление и трансформации», 18-19 февраля 2011, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • «У осетин много прекрасных национальных обычаев, которые необходимо поощрять и поддерживать»: советские корни этнического традиционализма» / Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения, 16-17 мая 2011, Отдел Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург
  • Religious Nationalism in North Ossetia: Christianity and Anti-Christianity in Public Debates in a Northern Caucasian Republic / “Orthodox Christianity in Europe – Borders Constructed and Deconstructed”, March 12-14, 2010, Institute of Eastern Christian Studies, St Radbound University, Nijmegen, the Netherlands