English Home Search E-mail Map

Штырков Сергей Анатольевич

 
    
   

старший научный сотрудник, кандидат исторических наук

Контактная информация:  (812) 328-41-41, shtyr@eu.spb.ru

 

Основная тематика научных исследований.  

В 1993 году окончил кафедру археологии исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1999 году окончил факультет этнологии (ныне – антропологии) Европейского Университета в Санкт-Петербурге, где и остался преподавать. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по историческим преданиям Новгородской земли. В том же году поступил на работу в отдел этнографии Кавказа МАЭ РАН. Занимался исследованиями в области крестьянского фольклорного нарратива (полевые исследования на Северо-западе России, культуры новых религиозных движений (Красноярский край, Москва, Великий Новгород) и этнического традиционализма в Северной Осетии (Республика Северная Осетия–Алания).

 

Основные научные работы

 Антропология религии, изучение национализма, изучение фольклорного нарратива

 

Основные проекты/гранты

Templeton Foundation / University of Southern California: Pentecostal and Charismatic Research Initiative, Senior Investigator of the Center for the Study of Pentecostal and Charismatic Movements in Russia (2010-2012) (including ethnographic field research in Northern Russia).

Helsinki Collegium for Advanced Studies: KONE Foundation resident fellowship (2006)

BOREAS program of the European Science Foundation (project “New Religious Movements in the Russian North”), Senior Investigator (2006-2008) (including ethnographic field research)

INTAS fellowship (the project “The interrelationship between official religious institution and vernacular religious practice: a case of icon veneration in rural northern Russia”), Principal Investigator (2004-2005)

Project “Religious life of the Russian province: worshipping of rural sacred places in the Russian North-West in the late 20th to early 21st centuries”. Supported by American Council of Learned Societies (2002) (including ethnographic field research in Northern Russia)

 

Основные научные работы

Монографии:

  • Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012.

 

Составление и редактирование научных сборников:

  • Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество: социальные роли, общественное мнение, властные отношения. Санкт-Петербург: СПб.: Наука, 2007.
  • (соредактор с Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006.
  • (соредактор с К.А. Богдановым, Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции 19—21 февраля 2001 года. СПб.: «Алетейя», 2001.

 

Статьи и публикации материалов:

  • «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроля // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 276-299
  • Believers’ letters as advertising: St Xenia of Petersburg’s ‘National Reception Centre’ // Russian Cultural Anthropology after the Collapse of Communism, Ed. by: Albert Baiburin, Catriona Kelly, and Nikolai Vakhtin. Abingdon, Oxon: Routledge, 2012 (with Jeanne Kormina). P. 155-182.
  • Прогрессивные народные традиции: обретение и изобретение (случай Северо-Осетинской АССР в 1960-е годы) // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. C. 213-250
  • The Unmerry Widow: The Blessed Kseniia of Petersburg in Hagiography and Hymnography // Holy Foolishness in Russia: New Perspectives. Edited by Priscilla Hunt and Svitlana Kobets. Bloomington: Slavica Publications, 2011. 281-304.
  • Православные версии советского прошлого: политики памяти в ритуалах коммеморации // Антропология социальных перемен: сборник статей. / Отв. ред.: Э.-Б. Гучинова, Г. Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. C. 389-413. (совместно с Жанной Корминой)
  • Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас 2011, №4 (78). C. 66-79.
  • St Xenia as a Patron of Female Social Suffering: An Essay on Anthropological Hagiology // Multiple Moralities and Religions in Post-Soviet Russia. Edited by Jarrett Zigon. New York: Berghahn Books, 2011. C. 168–190. (совместно с Жанной Корминой)
  • Religious nationalism in contemporary Russia: the case of the Ossetian ethnic religious project // Understanding Russianness (Routledge Advances in Sociology). Edited by Risto Alapuro, Arto Mustajoki, Pekka Pesonen. London: Routledge. 2011. C. 232-244.
  • Лингвистический национализм и академическая традиция: соперничество и преемство // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 327-333.
  • Тема ослепления и прозрения в восточно-христианской агиографии: нарративизация метафоры как принцип создания мотива // Nomen est omen: Сборник статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина / ред. А. К. Байбурин, СПб., 2010. С. 258-271
  • Практическое религиоведение времен Никиты Хрущева: Республиканская газета в борьбе с религиозными пережитками (на примере Северо-Осетинской АССР) // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: Преемственность и разрывы в социо-культурных практиках. СПб., 2010. С. 306-343.
  • Обличительная этнография эпохи Хрущева: большая идеология и народный обычай (на примере Северо-Осетинской АССР) // Неприкосновенный запас 2009, №1, С. 147–161
  • Письма верующих как реклама: «всенародная приемная» св. Ксении Петербургской // Антропологический форум. 2008. № 9. С.154-184 (Совместно с Жанной Корминой)
  • О проблемах профессиональной шизофрении или «Тут вам не парижский автобус». Форум: Позиция антрополога при исследовании проблем ксенофобии (Реплика редколлегии по поводу состоявшейся дискуссии) // Антропологический форум, 2008. № 8. С. 167-180.
  • «Осетинская народная религия»: судьба концепта в XIX-XX вв. // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб., 2008. С. 309– 317
  • Сельское сообщество, традиция власти: очерки осетинского общества эпохи модернизации // Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество – социальные роли, общественное мнение, властные отношения. СПб., 2007 P. 237–292.
  • После «народной религиозности» // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии // Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова — СПб., 2006. С. 7–18.
  • Рассказы об осквернении святынь / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. С. А. Штыркова // Традиционный фольклор Новгородской области. Вып. 3. СПб., 2006. С. 208-230.
  • Niemand und nichts ist vergessen. Die Okkupation in mündlichen Zeugnissen // Osteuropa. 2005. Vol. 55. Heft 4-6. S. 444-461 (in German) (with Jeanne Kormina)
  • Никто не забыт, ничто не забыто. История оккупации в устных свидетельствах // Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3. С. 123–133. (Совместно с Жанной Корминой)
  • Strategies of Constructing a Group Identity: the Sectarian Community of the Subbotniki in the Staniza Novoprivolnaia // Folklore. Vol. 28. (Popular Religion in Multiconfessional Environment). Tartu, 2004. P. 91–110.
  • Опыт изучения сельских святынь. «Забудущие родители» // Живая старина, 2003, №3. С. 18, 21—25.
  • «Святые без житий» и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2001. С. 130-155.
  • Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. Вып.1 / Ред. А.К. Байбурин. СПб., 2001. С. 198-210.
  • Чужой голос: из материалов о русском кликушестве // Чужое имя (Альманах «Канун». Вып. 6). СПб., 2001. С. 316–336. (совместно с А.А. Панченко)
  • Предания (Составление, подготовка текстов, вступительная статья и комментарий) // Традиционный фольклор Новгородской области / Изд. подг. М.Н. Власова и В.И. Жикулина. СПб., 2001. С. 203-221, 422-435. (совместно с А.А. Панченко)
  • Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции) // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 206-231. (совместно с Жанной Корминой)
  • Исторические предания и перспективы изучения традиционных нарративных практик // Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции 24-26 февраля 1999 г. / Сост. и ред. К.А. Богданов и А.А. Панченко. СПб., 1999. С. 22-35.
  • Конструирование коллективной исторической памяти в локальной традиции // Cтароладожский сборник / Отв. ред. и сост. А.А. Селин. СПб.-Старая Ладога, 1998. С. 126-133.
  • Фольклорная несказочная проза: проблемы классификации и терминологии // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 г. / Сост. К.А. Богданов и А.А. Панченко. СПб., 1998. С. 196-210.
 

 

Экспедиции

1997–2001 – фольклорно-этнографические исследования в сельских регионах Северо-Запада России

2004–по сей день – полевые исследования в республике Северная Осетия–Алания

2010 – по сей день – полевые исследования в евангелических церквях Северо-запада России

 

Конференции

  • On Perspectives of Investigation of Icon Worship in Russian Popular Culture / “Spiritual Spaces of Russian Culture: Meanings of Place and Religion in Russia’s Past and Present”, 11-13 April, 2003, Gregynog (Newtown, Powys), Great Britain
  • О перспективах исследования т.н. народной религиозности / Международная научная конференция «Российская наука о человеке: Вчера, Сегодня, Завтра», МАЭ РАН - ИЭА РАН. 20 – 23 марта 2003 года, Санкт-Петербург
  • Самоидентификация сектантов-субботников Ставрополья: стратегии построения / Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения, 2003 г., МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
  • Aspects of the Investigation of Icon Veneration in Russian Peasant Culture / “The Cambridge Committee for Russian and East-European Studies. Roundtable Seminar”, November 2nd, 2005, Clare College, Cambridge, Great Britain
  • Паломничество в священную рощу Хетага (Северная Осетия) / Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения, 2005 г. МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
  • Народная осетинская религия как элемент национального проекта / Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения, 2006 г. МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
  • Осетинские нарративы о посещении мира мертвых: к вопросу о социальной функции фольклорного текста / «Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции» 14-16 декабря 2005 Институт славяноведения РАН, Москва
  • Between Jewishness and Russianness: the case of religious sectarians Subbotniki in the Caucasus / International conference “Ethnic and Religious Communities in the Caucasus”, March 27-28 2006, Warburg Institute, Woburn Square, London
  • Паломничество к осетинским святыням (дзуарам) / “Паломничество как обряд и поиск: религиозные практики в движении”, 23-24 октября 2006, Центр изучения религий РГГУ, Москва
  • К вопросу о возникновении сельских святынь / “Новгородика. К 100-летию Дмитрия Сергеевича Лихачева”, 20-22 сентября 2006, Новгородский государственный университет, Новгород
  • Образы язычества в новых религиозных движениях / International conference “New religious movements in the Russian North: Competing uses of religiosity after socialism” 22-24 ноября 2007, Санкт-Петербург
  • «Осетинская народная религия»: конфликт интерпретаций / Мифология и повседневность: «Живые и мертвые классики в России: канон культуры и культура канона», 23–25 апреля 2007 г, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург
  • Осетинская народная религия и проекты возрождения нации в республике Северная Осетия – Алания / Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2007 г. МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
  • Constructing an Ossetian Ethnic Religion: Ethics of Ethnicity / “Multiple Moralities in Contemporary Russia: religion and transnational influences on shaping everyday life”. Max Planck Institute for Social Anthropology, September 17-19 2008, Halle, Germany
  • Образ благочестивого простолюдина как символический капитал / Летняя школа «Вызовы времени и преподавание истории в высшей школе, 27 июля – 2 августа 2008, ЕУСПб, Санкт-Петербург,
  • Простецы-традиционалисты и теологи-неотрадиционалисты: осетинские иллюстрации к некоторым суждениям Клиффорда Гирца / «Мифология и повседневность: миф и научная повседневность», 11-12 июня 2008, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург
  • Religious nationalism in contemporary Russia / Workshop “Understanding Russianness” / 17-18 октября 2008, University of Helsinki, Helsinki, Finland
  • The Last Testament Church: Knowledge and Power in a Siberian Religious Community / International Congress of Arctic Social Sciences, August 25-29, 2008, Nuuk, Greenland (Совместно с А.А. Панченко)
  • After the Second Coming: Magic, Science and Religion of the Last Testament Church / “Doing Religion in the Russian North. Competing Uses of Religiosity after Socialism”, December 15–18 2008, Helsinki, Finland (Совместно с А.А. Панченко)
  • Практическое религиоведение времен Хрущева: республиканские газеты в борьбе с «вредными пережитками / Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения, 19-21 мая 2009, Отдел Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург
  • Политические коннотации маргинальных эпизодов в агиографии св. Ксении Петербургской (или Голова Ленина в кладбищенской часовне) / «Мифология и повседневность: русский политический фольклор», 30 сентября -1 октября 2009, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург
  • On perspective in future collaboration of NEWREL research group / “New religious movements in the Russian North: Competing uses of religiosity after socialism”, May 28-June 1 2009, University of Tartu, Estonia
  • A Tale of the Two Priests: Personal Expirience and Life Histories in the Last Testament Church / BOREAs final conference “Environments, Movements, Narratives in the Circumpolar North”, October 28 -31 2009, The Arctic Centre at the University of Lapland, Rovaniemi, Finland
  • Советская газета как средство массовой дезинформации: случай «Социалистической Осетии» / Летняя школа «Вызовы времени и преподавание истории в высшей школе», 27 июля – 2 августа 2009, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • Антропологическая агиология: варианты жития Ксении Блаженной / Летняя школа «Вызовы времени и преподавание истории в высшей школе», 27 июля – 2 августа 2009, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • «В городе открыт Дворец Счастья»: Борьба за новую советскую обрядность времен Хрущева / «Топография счастья: этнографические карты модерна», 2-3 октября 2009 кафедра Социальной Антропологии Университета Кембриджа (Великобритания); Музей-заповедник «Царицыно»
  • Секуляризация и десекуляризация: исторический подход в антропологии религии / «Выставка достижений научного хозяйства ЕУСПБ», 3-4 Декабря 2009, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • Осетинское общество «Стыр Ныхас»: что традиционного в традиционалистских организациях? / Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения, Май 2010, Отдел Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург
  • Чин всенародного покаяния как мемориальная практика: вспоминая и забывая советское / «Русский политический фольклор: от Петра I до Горбачева», 30 ноября - 1 декабря 2010, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург
  • St Xenia the Blessed / “Going to the People: Myth, Memory, and Identity in Russia and Ireland”, 1-2 October 2010, University of Oxford, Dugort, Ireland
  • Different Faces of a Folk Saint: The Case of Ksenia the Blessed of St Petersburg / ISFNR BNN 2010 conference “Interpreting Belief Narrative”, 17-19 May, 2010, The Institute of Russian Literature RAS, St. Petersburg
  • Religious Nationalism in North Ossetia: Christianity and Anti-Christianity in Public Debates in a Northern Caucasian Republic / “Orthodox Christianity in Europe – Borders Constructed and Deconstructed”, March 12-14, 2010, Institute of Eastern Christian Studies, St Radbound University, Nijmegen, the Netherlands
  • «У осетин много прекрасных национальных обычаев, которые необходимо поощрять и поддерживать»: советские корни этнического традиционализма» / Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения, 16-17 мая 2011, Отдел Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург
  • «Обряды народа – для народа»: теоретики и практики антирелигиозной кампании времен Никиты Хрущева / «Советские традиции: становление и трансформации», 18-19 февраля 2011, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • Православные версии советского прошлого: политика памяти в ритуале и нарративе / “Les représentations historiques et la réécriture du passé dans la Russie post-Soviétique”, May 12-14, 2011, Университет Женевы, Женева (Швейцария)
  • Эсхатология в формате ток-шоу: «русский акцент» в евангелическом визионерстве / «Выставка достижений научного хозяйства 2011 (ЕУСПб)», 25-26 ноября 2011, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • The prayer among Charismatic Christians: Between art and craft / “The Study of Pentecostal and Charismatic Religious Movements in Russia,” Center for Anthropology of religion (EUSPb), September 22–24, 2011, Budapest
  • "Все те души не имеют больше надежды": эсхатологические свидетельства в жизни современных евангельских христиан / «Изобретение религии: Десекуляризация в постсоветском контексте», 10-12 мая 2012 г., Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • Этническая религия осетин в 2010-х гг.: интернационализация проекта / Лавровские (Среднеазиатско-кавказские) чтения, 14-16 мая 2012, Отдел Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург
  • Идеология и практика традиционализма в республике Северная Осетия-Алания / «Современная ситуация на Северном Кавказе и перспективы развития», 17 мая 2012, РОДП «ЯБЛОКО», Москва
  • В поисках народного обычая: изобретенная традиция и антирелигиозная кампания 1960-х гг. (по материалам Северной Осетии) / «Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации», 16-18 февраля 2012, Центр Центр изучения религий РГГУ, Москва
  • Диалоги с мёртвыми: крестьянский нарратив и ритуальная практика / «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика», 22 – 24 марта 2012, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург
  • Между академической дискуссией и религиозным обращением: из опыта включенного наблюдения в Северной Осетии // «”PRO – ZA” этнографического поля», 29 марта 2012, Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
  • “Shout to the Lord all the Earth”: Theology and Practice of Praying in a Pentecostal Church in Russia // «Lost and Found in Translation: The Anthropology of Pentecostalism in Russia», 13-14 октября 2012, Высшая школа экономики, Санкт-Петербург
  • Pluralism and Religious Nationalism in Contemporary Russia / The Guest Lecture, February 20, 2013, Department of Sociology and Anthropology; Simon Fraser University, Burnaby BC, Canada
  • Eschatological visions and perspectives of Russian Pentecostals’ acculturation in America / New Religiosity in Migration, May 27-30, 2013, Department of Sociology and Anthropology, Ben-Gurion University of the Negev, Israel