English Home Search E-mail Map

Мазалова Наталия Евгеньевна

старший научный сотрудник, кандидат исторических наук

Контактная информация

mazalova.nataliya@mail.ru

 Краткие биографические данные:

Закончила филологический факультет ЛГУ

 Основная тематика научных исследований:

Духовная культура русских, этномедицина, этнопсихология,  антропология города, петербургская мифология, визуальная антропология.

Основные проекты/гранты:

  • руководство семинаром «Этнография Санкт-Петербурга и Северо-Запада: механизмы регулирования традиции» (2014 – 2016 г.) , с 2017 г. – «Антропология Петербурга»
  • Руководство направлением НИР: «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово»  с 2017 г.
  • Программа фундаментальных исследований Президиума РАН и отделений РАН «Историческая память и российская идентичность». Проект «Региональная, профессиональная и этнокультурная идентичность в биографической памяти».
  • Монография «Этнографические аспекты изучения личности «знающего». издана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
  • Грант президиума РАН. Традиции и инновации в истории и культуре. раздел 3 «Гендер, возраст и родство в контексте ритуала».

Выставочные проекты:

Подготовка и проведение  выставок в рамках  научно-выставочного проекта «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово»:  «В поисках центра Петербурга: слово и образ», «Выборг глазами петербуржцев: слово и образ», «Петербург устами выборжан», «Viipuri. Elävä menneisyys. Kuva ja sano»   (Выборг. Живое прошлое. Образ и слово)»,  «Viipuri muinainen ja nykyinen: visuaalinen kuva ja sana» («Выборг древний и современный. Визуальный образ и слово»); “Pietari. Menneisyys nykyisessä. Kuva ja sana” «Петербург. Прошлое в настоящем: Образ и слово»).   «Viipuri kaupunkilaisten historiallisessa muistissa: visuaalinen ilme ja sana» («Выборг в исторической памяти горожан: визуальный образ и слово»).

Основные научные работы:

Монографии:

  • Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских / Ред. К.В. Чистов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 192 с.  (Ethnographica Petropolitana;  8).
  • Ритуально-магические практики русских «знающих».СПб.: СЗТУ: 2007.  Монография.  92 с.
  • Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало XXI в.). СПб., Петербургское востоковедение, 2011.
  • "Инновации в антропологии: новые направления, объекты и методы в российских антропологических исследованиях" (отв. ред. С. Соколовский; авторы: О. Богатова, Н. Богатырь, М. Кожевникова, Н. Мазалова, И. Морозов, С. Соколовский, В. Шнирельман. - М.: ИЭА РАН, 2015.

 Статьи в научных сборниках и периодических научных изданиях:

  • Проект выставки «Изба русской знахарки: из практики знающих» //Сборник МАЭ. Т.LIV. Коллекции отдела Европы. Выставочные проекты. Каталоги. Исследования. СПб: «Наука», 2008. С.75-88.
  • Севернорусская знахарка: личность и мировоззрение // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб: МАЭ РАН, 2008. С.13-23.
  • «Знающие» в Выборгском р-не Ленинградской области // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып.10. СПб. 2010. с.18-27
  • Смех в магических практиках русского колдуна // Позови меня, дорога: Сб. научных статей . СПб. 2010. с. 181-194.
  • Икота у русских и шева у коми: сравнительный анализ// Рябининские чтения-2011: материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. С.103-106
  • Предвидение и предсказание – практики русских «знающих»// Фольклор и этнография: К 90-летию со дня рождения К.В.Чистова. СПб., 1911. С.146-154.
  • Новые «знающие»:личность, мировоззрение // III социологические чтения памяти В.Б.Голофаста. Социология вчера, сегодня, завтра. Новые ресурсы. СПб. Эйдос, 1911. С.467-468.
  • Русский колдун и его помощники// Штернберг: К 150-летию со дня рождения. СПб. 2011
  • Эмоции русских крестьян: гендерный аспект // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 г. СПб.: МАЭ РАН. С.298-303
  • Целители современной России: гендер и власть// Мужчины и женщины в контексте исторических перемен. Т.1: Материалы Пятой международной научной конференции И российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии .4- 7 октября 2012 г. М., 2012.С.81-84 «Велесова книга» в свете рериховского наследия //XII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Тезисы конференции: к 1150-летию зарождения Российской государственности. Начало Руси. Славяне и варяги. М.: СПб государственный Музей-институт семьи Рерихов. СПб, 2012. С.72-73. (совместно с Н.Г.Краснодембской).
  • Страх перед колдуном: социализация эмоций у детей в традиционном русском социуме//Феномен социализации в этнической культуре. СПб,РЭМ. 2012. С.283-288
  • Архаические представления русских о болезнях и способах их лечения// Российская Академия наук и международные связи в области науки и культуры. XIX – начало XXI века. СПб., 2012. С.124-125.
  • Современные целительницы: статус, функции в социуме // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.2012.№ 4 (0,5 а.л.) – выходит в декабре.
  • Русский колдун: гендерные аспекты изучения личности // Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 7(27). С.57-64
  • Страх в ритуалах русских колдунов// Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 8 (28)
  • Статус «знающих» в социокультурной среде русских: гендерные аспекты исследования //Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 9 (29)
  • Возобновление магической силы у русских ритуальных специалистов // Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 121-140.
  • Функционирование лечебных заговоров в быту современной русской деревни»// Сакральный текст в истории и культуре. bwww/gmir/ru 
  • Современные русские ритуальные специалисты // Современность: мир мнений. № 3-4. 2012 год, стр. 120-130. – (Казахский Национальный Педагогический университет им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)
  • Русский колдун: между природным и социальным // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сборник науч.тр. в 2-х тт. Иркутск: Изд-во ИРГТУ. 2013. Т.2. с.205-208. 
  • Русский колдун: герой, злодей // Труды Карельского научного центра. Серия гуманитарных наук. 2013. № 4. С.41-50.
  • Народные концепции болезней у русских//  Научное мнение. 2013. № 8. С.176-181.
  • Колдун, вор, разбойник в произведениях русского фольклора // Университетский научный журнал. 2013. № 6. С.112-118. 
  • Обряд наведения порчи: структура, семантика, функции // Вестник Орловского гос.ун-та. 2013. № 6.  С. 177-182.
  • Злой колдун: особенности мифологизированной личности  // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. C.308-312.
  • Семья русинов: биографические мемораты //  Материалы полевых исследований МАЭ РАН /Под ред. Е.Г. Федоровой. СПб: МАЭ РАН, 2013. С.175-190. 
  •  Современные русские целители// Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем: Сб. статей (Этнологические исследования по шаманству и иным традици-онным верованиям и практикам. Т. 15, ч. 2).  отв. ред. В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН. 2013.  С.200-210.
  • Социальный статус  колдуна у русских Восточной Сибири // IX Международная конференция «Сибирские чтения»: Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры.  СПб.: МАЭ РАН, 2013. C.16.
  •  «Движения» Невского проспекта: современная мифология // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 2014. — С. 390–400.
  •  М.Д.Торэн. Почему русские  живут долго, применяя  народную медицину/ Составление, статья Н.Е.Мазаловой. М.: АСТ, 2014. 380 с.
  • «Знающие» в традиционном русском деревенском социуме (По материалам Пензенских епархиальных ведомостей) // Известия  высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30). С.32-44.
  • «Знающие» Кенозера: магическая сила и «тайное» знание// Вестник Северного Арктического  Федерального университета. 2014. № 6. С.25-34.
  • Петербург – «живой город»: современные мифологические представления горожан// Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города: Сб. науч. статей.  Всероссийская конференции. Г.Сургут, СурГУ, 14 ноября 2014 г. Курган, 2015. С.763-774.
  • Формирование «особого» знания // Медицинская антропология. Проблемы, методы, исследовательское поле. Труды по медицинской антропологии. М., ИЭА РАН,  2015. С.202-215.
  • Народное христианство и магические практики кенозерской «знающей» // Вестник Северного Арктического Федерального университета. 2015. №  4. С.16-27. 
  • «Всадник на прекрасной и могучей кобылице – Неве: современные мифологические горожан о Петербурге // Радловский сборник: Научные исследования и научные проекты МАЭ РАН в 2014 г.  СПб.: МАЭ РАН, 2015. С.291-299.
  • «Петербургу быть пусту». Мифы о Петербурге в исторической памяти горожан // Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему: VIII Социологические  чтения памяти В.Б.Голофаста. СПб: Эйдос, 2015. С.359-365
  • Петербург – «живой город»: современные мифологические представления горожан // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города: Сб. науч. статей.  Всероссийская конференции. Г.Сургут, СурГУ, 14 ноября 2014 г. Курган, 2015. С.763-774.
  • Социальный статус «знающих» в традиционном русском обществе (по материалам Поволжья XIX-  начала  XX в // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (38). С.33-45. 
  • «Рыцарь, вернувшийся из походов»:   образ Выборга в представлениях петербуржцев // Радловский сборник. Научные исследования и научные проекты МАЭ РАН в 2015 г.  СПб, 2016. С.235-232.


Экспедиции:

  • Проведение полевых исследований в Выборгском р-не Лен. обл. – авг.2008.
  • Проведение полевых исследований в Выборгском р-не Лен. обл. – авг.2009.
  • Проведение полевых исследований в Выборгском р-не Лен. обл. – авг.2010.
  • Проведение полевых исследований в Петербурге на тему «Чуствования петербуржцев в современном городе» - 2013 г.
  • Проведение полевых исследований в Выборге – 2015-2016 гг.
  • Проведение полевых исследований в Петербурге по теме «Петербургская мифология», «Вόды Петербурга» - 2014 по настоящее время.

 

Награды:

Грамота  творческого союза музейных работников СПб и Лениградской обл.- 2012