English Home Search E-mail Map

Щепанская Татьяна Борисовна

 в.н.с., к.и.н.

 

Контактная информация:

ethnic@inbox.ru

 

Краткие биографические данные:

Ленинградский государственный университет (ныне СПбГУ), исторический факультет, кафедра этнографии. Квалификация: историк, преподаватель, этнограф

 

Основная тематика научных исследований:

этнография дороги, антропология итинеративных практик (связанных с дорогой, передвижениями), антропология профессий, гендерная антропология, этнография материнства, антропология маскулинности, антропология власти, этнография современного села, антропология города, антропология молодежи, городские субкультуры (молодежные, профессиональные, досуговые)

 

Основные проекты/гранты:

  • 2010 - поощрительный грант Carnegie Corporation of New York – Фонда Карнеги (Carnegie Incentive Grant) на издательскую подготовку и издание монографии «Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды. Россия, конец XX – начало XXI в.» (издана: СПб., «Наука», 2010)
  • 2012 – 2014 гг.: Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре». Проект 3.19. «Гендер, возраст и родство в контексте ритуала» (руководитель проекта).

 

Основные научные работы.

Всего опубликованы 104 научные работы, полный список которых см. на сайте Т.Б. Щепанской: http://www.poehaly.narod.ru/publications.html

Монографии

  • Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986 – 1989 гг. СПб.: "Наука", 1993. 
  • Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX вв. М.: Издательство "Индрик", 2003. – 528 с. (33,0 п.л.). 
  • Система: тексты и традиции субкультуры. М.: О.Г.И., 2004. – 288 с.
  • Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды. Россия, конец XX - начало XXI в. (Монография). СПб.: "Наука", 2010. – 368 с. 21,4 а.л.

Наиболее значимые статьи предшествующего периода

  • Women, Groups, and Symbols : Based on Materials from the Youth Subculture. // Anthropology and Archeology of Eurasia : A Journal of translations. Semiotics and Politics: Group Dynamics. M.E. Sharpe Inc. Winter 1993 – 94. P. 70-85.
  • The Body Encoded : Notes on the Folklore of Pregnancy // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. N.Y., London: Routledge, 1996. P.264-281.
  • La culture de la route dans la Russie du Nord. Le voyageur.//Ethnologie francaise, XXVI, 1996,4,Russie - Paroles russes, p.677-690
  • Auto-Ethnography: Some remarks//Forum for Anthropology and Culture, No. 2 (2006). P.86 - 96
  • Chtchepanskaya, T.Les lieux sacrés populaires//Les sites de la mémoire russe. Tome I. Géographie de la mémoire russe. Centre national du livre. Librairie Arthème Fayard. 2007. 165 – 182. 
  • Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) //Антропология насилия. СПб.: «Наука», 2001. С.115 – 177.

Статьи 2008-2012:

  • Chtchépanskaïa, Tatiana. L’auto-ethnographie : réflexion sur la possibilité de convertir la méthode ethnographique // Panorama de l’anthropologie russe contemporaine. Sous la direction de Boris PETRIC et Elena FILIPPOVA. Anthropologie du wonde occidental. L’Harmattan, 2011.
  • Щепанская Т.Б. Автомобиль и водитель: практики семиозиса//Droga w języku i kulturze. Analizy antropologiczne. Pod red. J.Adamowskiego I Katarzyny Smyk. Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej. Lublin 2011. 289 – 303.
  • Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья//Этнографическое обозрение. 2008. №1. С.42 – 55. 
  • Проекции социального контроля в пространстве профессий// Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 18-31.
  • Антропоморфные уличные граффити в Санкт-Петербурге//Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. С.153 - 158. 
  • Форум о форуме (ответы на вопросы редколлегии)//Антропологический форум. 2009. № 10. С.161 – 168. СПб.: МАЭ РАН, 2009 
  • Фольклор малых социальных групп? К вопросу об определении "носителей" или социальной базы фольклора//От конгресса к конгрессу: навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сб.материалов. М.: ГРЦРФ, 2010. с.122 - 133.
  • Научная работа как повседневная практика: женский взгляд//Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г./Отв.ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб: МАЭ РАН, 2008. С.377 - 386. 
  • Застолье на рабочем месте: символы профессии, репрезентации и идентичности // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность: Сб. науч. ст. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2008. С. 50 – 74. 
  • Странник: проект выставки из фондов МАЭ//Коллекции отдела Европы: выставочные проекты. Каталоги. Исследования. СПб.: Изд-во «Наука», 2008. (Сборник МАЭ. Т.LIV). С.43 – 58.
  • Символические репрезентации знания в неформальном дискурсе "поля"//Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии. М.: ИЭА РАН, 2008. С.100 - 140.
  • Жанр экспедиции "по следам" и институционализация локальной традиции//Радловский сборник. СПб: МАЭ РАН, 2010. С.71-76 
  • Поморский дневник Т.А. Бернштам: к методике и практике полевой этнографической работы// Позови меня, дорога: сб. науч.статей памяти Т.А.Берншам. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С.7 – 16.
  • Гадания на мобильном телефоне (к этнографии техносферы: постановка проблемы)// Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб: МАЭ РАН, 2011. С.55 – 60. 
  • Диалоги с вещами: конструирование виртуального партнера в рамках инструментальной деятельности// Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 293–298
  • Ржавая мерёжа: к вопросу о трансформации и вариативности традиционной культуры//Фольклор и этнография: К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова: Сб.науч.ст. /отв. Ред. А.К. Байбурин, Т.Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С.48 – 61. 
  • Символизация повседневности и неформальный контроль в профессиональном сообществе//Антропология профессий, или посторонним вход разрешен/Под ред. П.Романова, Е.Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. С.85 – 112. 
  • Предметный мир технической цивилизации в этнографической перспективе: атрибуты профессии//Антропология социальных перемен: Сб.ст./Отв.ред. Э.Гучинова, Г.Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С.180 – 199. 
  • Гендерные метафоры и маркеры в неформальном дискурсе водителей//Радловский сборник. СПб: МАЭ РАН, 2012. 
  • Этнография техносферы: традиция и прогностика в фольклорном дискурсе водителей //Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам. СПб: МАЭ РАН, 2012. С.162 – 183.

 

Экспедиции.

С 1981 по настоящее время проводила экспедиционные полевые исследования в регионах Северо-Запада России, Русского Севера, Полесья. В настоящее время – опыт организации стационарного исследования в Новгородской области

 

Конференции.

2008

  • Радловские чтения СПб, 2008 г. (МАЭ РАН). Доклады: 

1). Молитва у ели: к исследованию религиозных традиций вепсского населения Ленинградской области; 

2). Научная работа как повседневная практика: женский взгляд

  • Разработка новых методов и подходов в социальной антропологии: российско-французский диалог (международный симпозиум). 25 – 27 сентября 2008 г., Москва. ИЭА РАН, IIAC – EHESS (Междисциплинарный институт антропологии современности, Франция), LAIOS – EHESS (Лаборатория антропологии социальных институтов и организаций, Франция). Доклад «Автоэтнография: материалы к обсуждению проблемы обратимости этнографического метода». С демонстрацией видеофильма.
  • Городские исследования: социокультурная среда и ее создатели. СПб, 16-18 октября 2008 г. СПбГУ (Смольный институт свободных искусств и наук факультета филологии и искусств), Ассоциация выпускников Международной программы стипендий Фонда Форда в России. Доклад « Люди на стенах: изображения на стенах в самодеятельной уличной графике Санкт-Петербурга: опыт визуально-антропологического анализа.

2009

  • Радловские чтения. МАЭ РАН, Февраль 2009, СПб. Доклад: «Антропоморфные уличные граффити в Санкт-Петербурге: гендерный анализ».
  • Полевой сезон фольклористов – 2008. Российский институт истории искусств, Фольклорная секция Союза Композиторов, Фольклорно-этнографический центр С.-Петербургской Гос. Консерватории
  • 11 - 12 марта 2009 г., СПб. Доклад: «Проекции локальной идентичности: мастера (Ленинградская обл. – Прииртышье)».
  • Третьи чтения памяти В.Б.Голофаста "Социология вчера, сегодня, завтра. Новые ракурсы".
  • Социологический институт РАН, НОО "СПАС". Европейский ун-т в СПб, ОАО МЦСЭИ "Леонтьевский центр".16 - 18 апреля 2009 г. СПб. "Рок как культурная практика: репрезентации маскулинности"
  • Фольклор и этнография. К девяностолетию К.В.Чистова. МАЭ РАН, СПбГУ, 26 - 28 ноября 2009, СПб. Ржавая мережа как экспликация механизмов культурной традиции
  • 8 Конгресс этнографов и антропологов России. Ассоциация этнографов и антропологов России, Оренбург. Июль 2009. Доклад: Декор дверей в студенческом общежитии: маркеры идентичности, знаки границ.


2010

  • Радловские чтения МАЭ РАН. Доклад «Жанр экспедиции "по следам" и институционализация локальной традиции»
  • 2й Конгресс фольклористов России. Февраль 2010 г., Москва. ГРЦРФ (Государственный республиканский центр русского фольклора, Москва). Доклад «Фольклор малых социальных групп? К вопросу о «носителях» фольклорной традиции» - приглашенный, пленарный. 
  • Международный симпозиум. ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЯМ. 6-8 апреля 2010 г.. Государственный университет – Высшая школа экономики, Центр социальной политики и гендерных исследований, CFRRSHS – Центр франко-российских исследований в Москве, Международная социологическая ассоциация и Европейская социологическая ассоциация, Российское общество социологов и Сообщество профессиональных социологов, Центр современной философии и социальных наук МГУ. Доклад «Пространство профессии, мифология риска и борьба за социальный контроль» - приглашенный. Выступление в роли дискутанта и ведущего секции. 

2011

  • Радловские чтения – 2011. 21 - 23.03.2011. Санкт-Петербург, МАЭ РАН. Доклад. Гадания на мобильном телефоне (к этнографии техносферы: постановка проблемы). 
  • Социология вчера, сегодня, завтра. Пятые социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста (1941 – 2004). 22 -24 марта 2011 г., Санкт-Петербург. Социологический институт РАН. Чужак и его роли: этнографические заметки о сельской миграции на Северо-Западе. – Доклад. 
  • Маклаевские чтения. Культура Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. 18 апреля 2011 г., Санкт-Петербург, МАЭ РАН. Н.Н. Миклухо-Маклай в профессиональных ритуалах этнографов. – Доклад
  • IX конгресс этнографов и антропологов России. 4 – 8 июля 2011 г., Петрозаводск. Ассоциация этнографов и антропологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Петрозаводский государственный университет, Правительство Республики Карелия. Доклад: Транслокальный запрос: процессы институционализации локальной памяти в современном селе (По материалам Северо-Запада России) – Секция 4. Традиция в культуре: источник стабильности или форма легитимации инновации?. Ведущая секции. 
  • Международная конференция "Фольклор XXI века: Герои нашего времени".20 – 21 октября 2011 г., Москва, Министерство культуры Российской Федерации, Государственный республиканский центр русского фольклора. Проводник на дороге: самопрезентация по фольклорной матрице. Доклад.
  • Научно-практическая конференция «Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области». 27-28 октября 2011 года. г. Вологда. Доклад (приглашенный): Материалы к исследованию культуры дороги и передвижений (по результатам полевых исследований). Люди дороги: сельский шофер. Этнографические заметки по материалам Вологодской и восточных районов Ленинградской областей.

2012

  • VI Международный фольклорный фестиваль «Окно в небо». Научно-практическая конференция «Зеленинские чтения» (в рамках фестиваля). 6 – 8 июля 2012 г. Организаторы: Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (г. Санкт-Петербург), Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН (г. Ижевск), Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации МО «Завьяловский район». Доклад: Поездка к умершим родственникам: ритуальная гостьба у оятских вепсов
  • Женщины и мужчины в контексте исторических перемен: Пятая международная научная конференция Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Тверь, 4 – 7 октября 2012 года. Институт Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Российская Ассоциация Исследователей Женской Истории, Российский Национальный Комитет Международной Федерации Исследователей Женской Истории, Тверской государственный университет, Исторический факультет ТвГУ, Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации. Доклад: Шоферская профессия: исторические изменения и дискурс разрушения мужского братства; руководство секцией: СЕКЦИЯ 15. КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН. Работа в качестве руководителя секции.
  • Вторые Чистовские чтения. 4 декабря 2012 г.МАЭ РАН. Доклад «Шоферской фольклор в городской и сельской среде: прагматика текста и социальная структура».Выступление в качестве дискутанта. Участие в работе Оргкомитета