English Home Search E-mail Map

Отдел этнографии Сибири

Контактная информация 

Тел: (812) 328-41-42

E-mail: siberia@kunstkamera.ru

3аведующий отделом

Давыдов Владимир Николаевич, кандидат социологических наук, PhD in Anthropology (University of Aberdeen)

Сотрудники Отдела

История Отдела

История Отдела этнографии Сибири начинается в первые годы ХХ в., когда в 1901 г. старшим этнографом Музея становится выдающийся исследователь традиционной культуры, и фольклора народов Амура и Сахалина Л.Я. Штернберг. Вместе с ним в МАЭ работает младшим этнографом также крупный специалист по культуре народов Восточной Сибири Д.А. Клеменц, будущий директор (с 1903 г.) Этнографического отдела Русского музея. В этот период коллегами Л.Я. Штернберга по отделу являются уже имеющие международную известность  В.И. Иохельсон и В.Г. Богораз – специалисты по народам Крайнего Северо-Востока Сибири, участники Сибиряковской экспедиции в Якутию (1894 г.), знаменитой Джесуповской экспедиции на Чукотку и Камчатку (1900–1902 гг.) и самой длительной по времени Камчатской экспедиции (1908–1911 гг.).

В это время, с 1894-1918 гг. директором Музея антропологии и этнографии был великий ученый-тюрколог Фридрих Вильгельм (Василий Васильевич) Радлов (Radloff), которому принадлежит заслуга прочтения древнетюркских орхоно-енисейских надписей (разделенная с известным датским ученым Вильгельмом Людвигом Петером Томсеном). Именно эта плеяда не только сформировала Отдел этнографии Сибири, но дало мощной импульс в развитии собственно сибиреведения и становлению отечественной школы этнографии.

Эта плеяда выдающихся этнографов стала авторами блестящей серии монографических исследований, явившейся результатом их экспедиционной деятельности:

  • Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, Дальгиз, 1933.
  • Штернберг Л.Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. СПб., 1908.
  • Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора. СПб., 1900.
  • Jokhelson V.I. The Koryak. New York, G.F.Stechert, 1905-1908.
  • Yokhelson V.I. The Yakut. New York. American Museum of Natural History, 1933.
  • Bogoraz V.G. The chukchee. Leiden-New York, E.J.Brill, G.F.Stechert, 1904.
  • Bogoraz V.G. Chukchee Mythologie. Leiden-New York, American Museum of Natural History, 1910
  • Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991.

Одновременно они принимают активное участие в разработке новых, научных принципов этнографических экспозиций МАЭ. В основу их легла теория эволюционного развития человечества и типология культур. Одной из первых явилась экспозиция «Народы Крайнего Северо-Востока», с включенным в нее специальным разделом «Шаманство и шаманы», созданная в 1903 г. В 1925 г. под руководством В.Г. Богораза создается экспозиция «Галерея шаманов», концепция которой отражала соотношение форм сибирского шаманства со стадиями общественного развития народов Сибири, а в 1934 г. возникает экспозиция «Чукотское общество».

 Важнейшей заслугой этих ученых явилась целенаправленная подготовка молодых специалистов по этнографии Сибири. Организованные Л.Я. Штернбергом в 1910-х годах при МАЭ Инструктивные курсы по этнографии (после революции 1917 г. ставшие Отделом аспирантуры), сыграли огромную роль в становлении блестящей плеяды ученых, постепенно пополнявших Отдел, который в 1933 г получил официальный статус. Среди первых слушателей этих курсов были С.М. Широкогоров (1911–1913), ставший впоследствии известным специалистом по народам тунгусо-манчжурской группы и Б.Э. Петри (1912–1916), посвятивший себя изучению народов Байкальского региона.

В последующие годы в Отделе работали такие крупные этнографы как А.А. Попов, Г.Д. Вербов, В.Н. Васильев, Г.Н. Прокофьев, Е.Д. Прокофьева, Г.М. Василевич, Л.Э. Каруновская, А.Г. Данилин, С.В. Иванов, Н.П. Дыренкова, Н.К. Каргер, В.В. Антропова, Н.А. Липская, Л.П. Потапов, создавшие классические труды по этнографии народов Сибири.

Основной задачей, стоявшей перед Отделом в момент его образования, являлся сбор полевого этнографического материала по всем народам Сибири, углубленное изучение традиционных культур региона, подготовка и издание монографических исследований. Сотрудники Отдела участвовали в экспедициях Комиссии по изучению племенного состава населения СССР, в Комиссии по изучению Якутской АССР, работая в Западной и Восточной Сибири, на Алтае, Дальнем Востоке, в Якутии. Собранные ими материалы, значительная часть которых хранится в настоящее время в Архиве МАЭ, свидетельствует о том, что в общих чертах поставленная задача была ими выполнена. Их материалы поражают и своим высочайшим научным уровнем, и широтой охвата изучаемой культуры – от описания хозяйства и быта до огромных корпусов фольклорных и шаманских текстов, записанных на языках носителей этих традиций. Это стало возможным в силу высокой профессиональной подготовки, важным условием которой было знание языка изучаемого народа. Основным видом публикаций в эти годы были статьи по различным аспектам традиционных культур Сибири, большинство из которых не утратили своего научного значения и в наши дни. Из монографических исследований успели выйти в свет лишь немногие работы. Это, прежде всего:

  • Василевич Г.М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., Издательство института народов Севера, 1936.
  • Попов А.А. Тавгийцы. М.-Л., Издательство Академии наук СССР, 1936.
  • Потапов Л.П. Очерки по истории Шории. М.-Л., Издательство Академии наук СССР, 1936.

В послевоенный период научные исследования в Отделе развиваются по двум направлениям. С одной стороны, продолжается всестороннее изучение отдельных народов, что создает широкую панораму истории традиционных культур сибирского региона, с другой – широко разворачиваются исследования, основанные на сравнительно-историческом и сравнительно-типологическом методах. Результатом первого явился целый ряд монографий, научное значение которых заключается не только в исследовании этнической истории народа, описании его культуры, выяснении ее генетических истоков и процессов развития, но и в сохранении всех этих данных для самих коренных этносов Сибири, большая часть которых не имела своей письменной истории, а главное, уже утрачивала свои национальные традиции. Созданные в этот период работы А.А. Попова, Л.П. Потапова (заведующего Отделом в 1946–1967 гг.), Г.М. Василевич, И.С. Вдовина (заведующего Отделом в 1972–1977 гг), Н.Ф. Прытковой, Е.Д. Прокофьевой, В.В. Антроповой, Е.А. Алексеенко, В.П. Дьяконовой, Ч.М. Таксами (заведующего Отделом в 1977–2001 гг.) несут в себе огромную научную значимость. Здесь следует упомянуть также коллективную работа сотрудников Отдела «Народы Сибири» (1956), опубликованную в серии «Народы мира», а затем переведенную на английский язык издательством Chicago University Press (1964).

С конца 60-х годов одной из приоритетных тем становится изучение традиционных религиозных верований коренных народов региона. Обобщающим исследованием по этой теме стали три коллективных монографии:

  • Вдовин И.С. (Ред.). Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., Наука, 1976.
  • Вдовин И.С. (Ред.). Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., Наука, 1981.
  • Вдовин И.С. (Ред.). Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., Наука, 1979.

В рамках второго направления сотрудниками Отдела в 1961 г. был издан «Историко-этнографический атлас Сибири », который содержит подробное описание материала по одежде, транспорту, шаманским бубнам, его анализ, классификацию и типологию. Он снабжен богатейшим иллюстративным материалом и картами распространения различных типов всех отраженных в нем элементов культуры и представляет собой уникальное явление в отечественной этнологии. В этом же ключе выполнена коллективная монография «Одежда народов Сибири» (1971 ).

Особое место в научно-исследовательской деятельности Отдела занимают труды С.В. Иванова (заведующий Отделом в 1967–1972 гг). Его монографические работы и статьи представляют собой поистине энциклопедию народного художественного творчества коренного населения Сибири.

Отдельной страницей в историю Отдела вписано комплексное археолого-этнографическое изучение Тувы и прилегающих районов Монголии. Возглавляемая Л.П. Потаповым, экспедиция работала в поле в течение девяти сезонов. Результатом этой огромной работы стало издание прекрасно иллюстрированного трехтомника (1960, 1966, 1970 ).

Большое значение в работе Отдела имела и организация в 1988 г. периодической конференции «Сибирские чтения», проводимой раз в три года.

Основные публикации сотрудников отдела

 Монографии:

 Коллективные монографии: 

  • Давыдов В.Н., Симонова В.В., Сем Т.Ю., Брандишаускас Д. Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах. Отношения человека и природы в Байкальской Сибири: [колл. монография] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. В.Н. Давыдов]. СПб.: МАЭ РАН, 2016. – 196 с. (Kunstkamera Petropolitana). http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-303-3/
  • Давыдов В.Н., Карбаинов Н.И., Симонова В.В., Целищева В.Г. Агинская street, танец с огнем и алюминиевые стрелы: присвоение культурных ландшафтов. Хабаровск: ДВО РАН, издательство Гродековского музея, 2006. – 192 с. (12 п.л.). http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2012/12/Astreet-2.pdf

 Сборники:

  • Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. Памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой / Сибирский сборник – 4. / Отв. ред. В.Н. Давыдов, Д.В. Арзютов. СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 726 с. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-260-9/ 
  • Ненецкое оленеводство: окружающая среда, язык и государственная политика. Архивные материалы. / Под ред. Д.В. Арзютова, М.Д. Люблинской. СПб.: МАЭ РАН, 2016. 15 а.л. [в печати] 
  • «От классиков к марксизму»: совещание этнографов Москвы и Ленинграда 1929 г. / Под редакцией Д.В. Арзютова, С.С. Алымова, Д.Дж. Андерсона. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 511 с. (Серия «Кунсткамера-Архив», Т.VII)

 Статьи и главы в книгах:

 

Тема НИР 2017-2019 гг.: Антропогенный ландшафт Сибири: традиция и современность (рук. к.с.н., PhD В. Н. Давыдов)

Основные исполнители проекта: в.н.с., к.и.н. Л. Р. Павлинская, с.н.с., к.и.н. В. И. Дьяченко, с.н.с., к.и.н. Е. Г. Федорова, н.с., к.и.н. О. Б. Степанова, н.с., к.и.н. Д. В. Арзютов,м.н.с., И. А. Грачев

Данная тема является мало разработанной в отечественной этнографии. В процессе освоения ландшафта человек целенаправленно видоизменяет его своими действиями: делает постройки, перемещается, добывает материалы, возделывает землю, разводит на нем животных, охотится, рыбачит, занимается собирательством и культивирует растения. В последнее время в науке ведется много дискуссий относительно интенсивности антропогенного воздействия человека на экосистему. В рамках данного направления планируется рассмотреть, как происходило изменение традиционных форм использования ландшафта под влиянием инноваций. Степень интенсивности во многом зависит от восприятия пространства. Проблема восприятия пространства активно исследовалась в зарубежной социальной антропологии, анализировались отдельные элементы стоянок кочевых народов, рассматривалась структура поселений, однако мало внимания уделялось рассмотрению всех этих элементов в контексте их взаимосвязи между собой и окружающим ландшафтом. В отечественной этнографии большое количество работ было посвящено исследованию традиционных жилищ. Тем не менее, не уделялось внимание рассмотрению места жилища в структуре повседневных перемещений и его связей с другими постройками. Исследовательским коллективом ставится задача восполнения данного пробела.