English Home Search E-mail Map

Отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии

Контактная информация:
Тел.: (812) 328-43-77
E-mail: sw_asia@kunstkamera.ru

Заведующий отделом
Родионов Михаил Анатольевич

Сотрудники отдела

Родионов Михаил Анатольевич, заведующий отделом, доктор исторических наук

Альбедиль Маргарита Федоровна, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук.

Васильков Ярослав Владимирович, главный научный сотрудник, доктор филологических наук.

Дороничева Екатерина Владимировна, младший научный сотрудник отдела с 2014 по 2015 гг., кандидат исторических наук.

Котин Игорь Юрьевич, старший научный сотрудник, доктор исторических наук.

Краснодембская Нина Георгиевна, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук.

Меренкова Ольга Николаевна, младший научный сотрудник, кандидат исторических наук.

Соболева Елена Станиславовна, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.

Царева Елена Георгиевна, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук.

 

История отдела.

Научно-исследовательская работа по изучению этнографии населения стран Ближнего Востока ведется в МАЭ без малого сто лет.

Отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии, подобно ряду других отделов МАЭ, - относительно новая структурная единица. В своем современном виде он существует с 1993 года. Два ныне входящие в состав отдела подразделения – этнографии Южной Азии (Индийский субконтинент) и Юго-Западной (или Передней) Азии – долгое время работали самостоятельно.

В начальный период формирования южно-азиатского собрания в Музее не существовало специализированного отдела и, подобно переднеазиатским, индийские коллекции хранились в отделе культуры стран Азии. Собственно отдел Индии был создан в 1920-е годы, после поступления в МАЭ коллекций А. М. и Л. А. Мервартов, и его первым руководителем стал А. М. Мерварт. В 1937 году в МАЭ были созданы кабинеты, в том числе кабинет Восточной и Южной Азии во главе в Н. В. Кюнером, который также возглавил отдел Индии, Индонезии и Дальнего Востока.

После Великой Отечественной войны, когда головной Институт этнографии АН СССР был переведен в Москву, в Институте работал сектор Восточной и Южной Азии. В 1948 году он был объединен с сектором Передней и Средней Азии в единый сектор Востока. В его Ленинградской части была образована группа Восточной и Южной Азии, во главе которой по-прежнему стоял Н. В. Кюнер.

За прошедшее столетие в Музее работало несколько поколений исследователей, многие из которых оставили яркий след в отечественной индологии. В первые десятилетия XX в. в МАЭ трудился выдающийся российский индолог и организатор науки академик С. Ф. Ольденбург, возглавлявший в МАЭ отдел древностей Русского и Китайского Туркестана. В 1920-е годы здесь плодотворно работали А. М. и Л. А. Мерварты, Т. А. Корвин-Круковская, позже - В. А. Чатопадая, В. Е. Краснодембский и другие.

Среди ученых, работавших в Музее в 1930-1970-е годы, были такие крупные исследователи, как И. Н. Винников, изучавший культуру среднеазиатских арабов; Э. Г. Гафферберг, видный исследователь белуджей и других малых народов Афганистана и Центральной (Средней) Азии; О. Л. Вильчевский, специалист по истории и этнографии курдов; В. П. Курылев, тюрколог-этнограф; Н. А. Кисляков, изучавший традиционную культуру среднеазиатских народов, Ирана и Афганистана и долгие годы возглавлявший отдел Передней и Средней Азии МАЭ. В 1940-1950-х годах началась научно-исследовательская деятельность М. К. Кудрявцева, Б. Я. Волчок, М. Н. Серебряковой, С. А. Маретиной.

На протяжении многих лет в Музее работает индолог и ланковед Н. Г. Краснодембская. В последние десятилетия в Музей пришли представители нового поколения российских индологов: М. Ф. Альбедиль, Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин, Я. В. Васильков, О. Н. Меренкова, арабисты М. А. Родионов и П. И. Погорельский; специалист по одежде Ближнего Востока И. В. Богословская (ныне преподаватель СПбГУ); этнограф и музеевед, специалист по метисным группам Южной Азии Е.С. Соболева; историк текстиля Е. Г. Царева.

 

Основная тематика научных исследований.

Отдел Южной и Юго-Западной Азии образован в 1993 году после кардинальных геополитических перемен в Евразии. Это определяет приоритетные направления его научной и музейной работы: В 2003-2005 годах все сотрудники отдела участвовали в проекте «Этнографический статус существ, вещей, явлений в традиционных обществах Азии» (руководитель М. А. Родионов). Параллельно шла работа над проектом «Социум и предметный мир в традиционных обществах Азии: процессы миграции, взаимодействия и трансформации: история и современность» (руководитель М. А. Родионов, исполнители Е. Г. Царева, И. Ю. Котин). В 2005-2008 годах все сотрудники отдела были заняты темой «Культурные пространства в традициях Южной и Юго-Западной Азии (с привлечением коллекций МАЭ)» (руководитель М. А. Родионов). С 2009 года сотрудники отдела участвуют во всех четырех научно-исследовательских темах МАЭ (2009-2011). Среди них - направление «Большие и малые народы в государствах Южной Азии» (руководитель И. Ю. Котин, исполнители С. А. Маретина, Н. Г. Краснодембская) по теме «Государство и этнос»; направление «Время в традиционных культурах Азии» (руководитель М. А. Родионов, исполнители – все сотрудники отдела) по теме «Мифоритуальное пространство культуры»; направление: «Формирование южноазиатского фонда МАЭ РАН (история, персоналии, коллекции)» (научный руководитель – дин Н.Г. Краснодембская, исполнители И.Ю. Котин, Е.С. Соболева, Я.В. Васильков, В.Н. Кисляков) по теме «История Кунсткамеры: коллекции, собиратели, сотрудники (к 300-летию Кунсткамеры), научный руководитель темы – д.и.н. Ю.К. Чистов; направление «Шедевры мировой культуры в коллекциях отдела ЮЮЗА» (руководитель Е. Г. Царева, исполнители М. Ф. Альбедиль, Я. В. Васильков, И. Ю. Котин, Н. Г. Краснодембская, С. А. Маретина, О. Н. Меренкова, Е. Н. Успенская, Е. С. Соболева) по теме «Музейные коллекции и архивные материалы в истории российской и мировой культуры (по материалам МАЭ); направления «Этнос. Каста. Язык» (руководитель И. Ю. Котин, исполнители Н. Г. Краснодембская, С. А. Маретина), «Этноботаника» (исполнители Я. В. Васильков, М. А. Родионов, Е. Г. Царева) и «Текстиль Евразии (руководитель Е. Г. Царева) по теме «Культурные и биологические аспекты развития человечества.

С 2012 г. сотрудники отдела участвуют в крупных научно-исследовательских проектах МАЭ по следующим направлениям:Формирование южно-азиатского фонда МАЭ РАН (история, персоналии, коллекции) (2012-2014), Военные традиции в Южной Азии: доспехи и оружие (по коллекциям МАЭ) (2012-2014), Пространство-время в традиционном универсуме (2012-2014).

По инициативе отдела создан музейный текстильный семинар (руководитель Е. Г. Царева), семинар «Традиционные ремесла и художественные промыслы народов мира» (руководители Е. Н. Успенская и М. А. Янес, сотрудница экспозиционно-выставочного отдела), целенаправленно изучается история коллекций МАЭ и их собирателей (проект «Созидатели Кунсткамеры», автор идеи Н. Г. Краснодембская). С 2011 г. начал действовать рабочий семинар  «Пространство-время в традиционном универсуме», аосвященный методологическим и практическим вопросам, связанным с пространственно-темпоральными представлениями в этнических традициях (руководитель М.А. Родионов).

Такой широкий охват научных тем обусловлен высокой квалификацией и научным потенциалом сотрудников отдела. Сотрудники отдела Южной и Юго-Западной Азии удостаивались наград и премий, в том числе за лучшие статьи (Васильков Я. В., Царева Е. Г.) и монографии (Родионов М. А., Царева Е. Г.), а общий список опубликованных ими работ и докладов на отечественных и международных конференциях насчитывает более 400 названий.

 

Основные научные работы.

Показателем плодотворной работы сотрудников Отдела являются опубликованные ими многочисленные печатные труды, начиная с томов «Народы Передней Азии» (М.: АН СССР, 1957. 615 с.) и «Народы Южной Азии» (М.: АН СССР, 1963. 964 с.) в 18-томной серии «Народы мира». Позже был опубликован сборник МАЭ «Традиционная культура народов Передней и Средней Азии» (Сборник МАЭ. Т. XXVI. Л.: Наука, 1970. 385 с.). Интересные сведения о передне- и южно-азиатских коллекциях МАЭ можно найти и в других сборниках МАЭ, в выпусках журнала «Кунсткамера. Этнографические тетради» и в сборниках «Азиатский бестиарий: Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии», отв. ред. М.А. Родионов. СПб.: МАЭ РАН, 2009; «Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени», отв. ред. М.А. Родионов . СПб.: МАЭ РАН. 2012.

Из монографических исследований и наиболее важных статей сотрудников отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии следует отметить следующие:

  • Альбедиль М.Ф Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М.: Восточная литература, 1994. 295 с.
  • Альбедиль М. Ф. Индуизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 256 с.
  • Альбедиль М. Ф Индуизм. Главная религия Индии. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
  • Альбедиль М. Ф. Буддизм. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
  • Васильков Я. В.Страничка мифологического бестиария: отряхивающийся вепрь // Культура Аравии в азиатском контексте. Сб. статей к 60-летию М. А. Родионова. СПб: Петербургское востоковедение, 2006. С. 250-262.
  • Васильков Я. В. «Бхагавадгита» спорит с будущим: «Гита» и «Анугита» в контексте истории санкхья-йоги // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / Сост. В. К. Шохин. М.: Восточная литература, 2008. С. 212-261.
  • Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб: Европейский дом, 2010. 397 с.
  • Махабхарата. Заключительные книги. XV-XVIII / Издание подготовили С. Л. Невелева и Я. В. Васильков. СПб: Наука, 2005. 235 с.
  • Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. 296 с.
  • Котин И. Ю. Побеги баньяна. Миграция населения из Индии и формирование «узлов» южноазиатской диаспоры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. 272 с.
  • Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии. Мечом и молитвой. СПб.: Петербургское востоковедение-Азбука, 2005. 253 с.
  • Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и в Великобритании. СПб.: Петербургское востоковедение. 2008. 288 с.
  • Котин И. Ю., Успенская Е. Н. Сикхизм. СПб.: Петербургское востоковедение-Азбука, 2007. 356 с.
  • Котин И. Ю. Тюрбан и «Юнион Джек». Выходцы из Южной Азии в Великобритании. СПб.: Наука, 2009.
  • Краснодембская Н. Г. Традиционное мировоззрение сингалов (обряды и верования). М.: Наука, 1982. 213 с.
  • Краснодембская Н. Г. От Львиного острова до Обители снегов (рассказ о коллекциях МАЭ по Южной Азии). М.: Наука, 1983. 108 с.
  • Краснодембская Н. Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2003. 320 с.
  • Этикет у народов Южной Азии / Науч. ред. Н. Г. Краснодембская. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 299 с.
  • Maretina Sofia A. The KachariState. The Character of Early Statelike Formation in the Hill Districts of North-East India. The Hague, Paris, New York, «Mouton Publishers». 1978. P. 339-359.
  • Маретина С. А. Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии. М.: Наука, 1980. 269 с.
  • Маретина С. А. Андаманцы. К проблеме доземледельческих обществ. СПб.: МАЭ РАН, 1995. 225 с.
  • Маретина С. А. Ассам. Мегхалая // Этногенез и этническая история народов Южной Азии. М., 1994. С. 157-185.
  • Маретина С. А. К проблеме универсальности вождеств: о природе вождей у нага (Индия) // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 79-104.
  • Родионов М. А. Марониты Ливана. М.: Наука, 1982. 134 с
  • Родионов М. А. Этнография Западного Хадрамаута (общее и особенное в этнической культуре). М.: Восточная литература, 1994. 234 с.
  • Родионов М. А. Послание мудрости (друзские рукописи ИВ РАН). СПб.: Петербургское востоковедение, 1995. 272 с.
  • Родионов М. А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2003. 218 с.
  • Rodionov M. A. The Western Hadramawt: Ethnographic Field Research, 1983-91. Halle, 2007. Orientwissenschaftliche Hefte 24. 307 p.
  • Родионов М. А. Демоны слов на краю Аравии (Общество и стихотворство Хадрамаута). СПб.: Наука, 2009. 146 с.
  • (в соавторстве с Schoenig H.) The Hadramawt Documents, 1904-51: Family Life and Social Customs under the Last Sultans. Orient-Institut Beirut: Ergon. 2011. 329 p., illus. (Beirutes texte und Studien 130). 
  • (в соавторстве с Сарабьевым А. В.) Марониты: традиции, история, политика. – М.: Институт востоковедения РАН, 2013. – 500 с.
  • Симаков Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии (ритуальный и практический аспекты). СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. 320 с.
  • Симаков Г. Н. Соколиная охота у народов Средней Азии и Казахстана в XIX-XX вв. Бишкек: Мектеп, 2000. 212 c.
  • Соболева Е. С. Этнический состав Португальского Тимора XVI-XX вв.: Историко-этнографическое исследование. Л., 1991. 186 с.
  • Соболева Е.С. Гоа и португальская экспансия в Азии // Россия – Индия: Перспективы регионального сотрудничества (г. Санкт-Петербург). М., ИВ РАН, 2000. С. 134-141.
  • Соболева Е.С. Португальцы на Цейлоне (к новой постановке проблемы культурного взаимовлияния) // В мире лузофонии: Материалы и статьи /
  • Отв. Ред. Б. Н. Комиссаров. СПб.: СПБГУ, 2003. С. 331-340.
  • Соболева Е.С. Встреча цивилизаций на берегах Индийского океана (о некоторых тенденциях в португальской историографии в 1990-2000-е годы). Историография португальской Азии (Статья 1: Португальская Индия) // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XXIV. К 70-летию со дня рождения М.С. Мейера. СПб.: СПбГУ, 2006. С.158-189.
  • Соболева Е.С. Смешение времен и традиций в современном карнавале в Гоа (Индия) // Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам. СПб. МАЭ РАН, 2012. С. 246-268.
  • Успенская Е. Н. Раджпуты – рыцари средневековой Индии. СПб.: Евразия, 2000. 334 с.
  • Успенская Е. Н. Раджпуты: Традиционное общество. Государственность. Культура. СПб.: МАЭ РАН. 2003. 344 с.
  • Tsareva E. G. Fabrics and Carpets / The History of Civilizations of Central Asia, Part 3, Ch. 21, v.V, UNESCO. Paris, 2003. P. 680-699.
  • Царева Е. Г. Ворсовое ткачество Средней Амударьи в контексте евразийской традиции // Котин И. Ю., Родионов М. А., Царева Е. Г. Социум и окружающий мир в традициях Центральной, Южной и Юго-Западной Азии. СПб.: Наука, 2006. С. 7-99.
  • Царева Е.Г.Каталог шерстяных тканей из пазырыкских курганов в собрании Государственного Эрмитажа // Текстиль из «замерзших» могил Горного Алтая IV-III вв. до н. э. (опыт междисциплинарного исследования). Новосибирск, 2006. С. 232-262.

 

Экспедиции.

Сотрудники отдела принимали участие в работе Йеменской комплексной экспедиции Академии наук (1983-1991, Советско-Йеменская комплексная экспедиция, с 1991 – Российско-Йеменская экспедиция): М. А. Родионов в 1983-1994 (с 1989 г. возглавлял этнолингвистический отряд в Хадрамауте), П. И. Погорельский участвовал в полевых исследованиях в 1984, 1990 и 1998. Собран значительный этнографический материал и ценные этнографические коллекции. В 2003-2006 годах М. А. Родионов проводил исследования в Йемене по совместному российско-германскому проекту, а в 2008 вместе с П. И. Погорельским – по заданию МАЭ, а также разыскания в Алжире по народным ремеслам. И. Ю. Котин изучал выходцев из Южной Азии в Великобритании, Германии, Нидерландах, Скандинавии, Канаде. Е.С. Соболева исследовала евразийские лузофонные общины в Индии, Португалии, на Восточном Тиморе, в Сингапуре, Шри Ланке. В 2009 и 2012 гг. Е. Г. Царева проводила экспедиции на Среднюю Амударью, Туркменистан. Е. В. Дороничева проводит археологические исследования на Северном Кавказе. В 2013 г. по гранту РГНФ Н. Г. Краснодембская, Е.С. Соболева и И.Ю. Котин совершили поездку в Шри Ланку по маршрутам первой этнографической экспедиции МАЭ на Цейлон и в Индию (1914 – 1918), осуществленную А. М. и Л. А. Мервартами (в 2014 – 1215 гг. предполагаются соответствующие поездки в Индию).

 

Конференции.

C 2001 года отдел начал ежегодные чтения «Азиатский Бестиарий» (руководитель М. А. Родионов), в которых принимают участие сотрудники отдела и их коллеги из других отделов Музея и  профильных научных учреждений Санкт-Петербурга. Материалы чтений легли в основу сборников статей «Азиатский бестиарий: Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии» (СПб.: МАЭ РАН, 2009. 188 с.) и «БестиарийII. Зооморфизмы Азии: движение во времени» (СПб.: МАЭ РАН, 2012. 242 с.). Проводятся индологические Зографские чтения (с 1993 председатель Оргкомитета Я. В. Васильков), ежемесячные заседания текстильного семинара (руководитель Е. Г. Царева), и семинара по традиционным ремеслам (руководители Е. Н. Успенская, М. А. Янес).С 2010 г. проводится семинар «Теория и методология архаики» (руководители М. Ф. Альбедиль и Д. Г. Савинов).Семинар  «Измерения традиционного универсума» проходит постоянно, начиная с  2011 г. (руководитель М. А. Родионов). В нем участвуют сотрудники отдела и приглашенные докладчики. По результатам  конференций публикуются сборники статей. В 2013 г. сотрудники отдела участвовали в работе Всемирного  конгресса Международного союза антропологов и этнологов (IUAES 2013) «Совершенствуя человечество, преображая мир» Манчестер, Великобритания, на секции «Ландшафты жизни-и-смерти в Индии, Южной Аравии и Малой Азии» (организатор и ведущий секции М.А. Родионов, докладчики М.А. Родионов, Я.В. Васильков, В.В. Иванова, И.Ю. Котин, О.Н. Меренкова). Каждый год сотрудники отдела участвуют не менее чем в 5 -6 отечественных и зарубежных научных конференциях.

 

Планируемые научные проекты.

В планах сотрудников отдела - работа над проектом «Пространство-время в традиционном универсуме» и дальнейшее проведение заседаний Текстильного семинара (руководитель – Е.Г. Царева). Ежегодно сотрудниками отдела организуются «Зографские чтения» (Я.В. Васильков), делаются доклады на ежегодных «Радловских чтениях».  Сотрудниками отдела запланированы работы над такими темами, как «Новые мигранты в пост-советском городе: Выходцы из Южной Азии в Санкт-Петербурге» (И.Ю. Котин). В 2014 г. планируется публикация книги Н.Г Краснодембской, Е.С. Соболевой  и В.Н. Кислякова  «Михаил Степанович Андреев – собиратель коллекций по Южной Индии» (7 а.л. +  иллюстрации). По гранту РГНФ  № 13-01-00168. «Экспедиция МАЭ на Цейлон и в Индию в 1914–1918 гг.: История, коллекции. Научное наследие» (руководитель проекта: Краснодембская Н.Г., исполнители  Е.С. Соболева, И.Ю Котин) в 2013 – 2014 гг. – серия публикаций и общая монография участников проекта. Н.Г.Краснодембской ведется работа над книгой  «Сингалы – этнос и культура в смене веков» (7 – 9 п.л.) по проекту «Пространство-время в традиционном универсуме (с привлечением коллекций МАЭ РАН)». Руководитель зав. отделом ЮЮЗА, М.А. Родионов.

В 2014 г. М.А.Родионов завершил и сдал в печать индивидуальную монографию «Культурная память и мерная речь на Юге Аравии: Хадрамаут» (10 а.л.), основанную на собранных автором в 1983-2008 гг. полевых материалах. Я.В. Васильков планирует завершить в 2015 г. работу над монографией «Буреборственный путешественник. Жизнь и наследие  Герасима Лебедева (1749-1817)» (12 а.л.)

Отдел уделяет большое значение публикации каталогов своих коллекций, составлению и публикации каталогов-указателей по текстильным коллекциям Южной и Юго-Западной Азии в собрании МАЭ. Продолжится работа с электронным каталогом и сверка наличия музейных коллекций: по Индийскому фонду и фонду Ближнего и Среднего Востока, готовится сборник МАЭ «Образы и знаки в культурах Южной и Юго-Западной Азии».

 

Коллекции.

МАЭ обладает значительным фондом предметов, характеризующих традиционную культуру населения Ближнего Востока и Передней Азии, и насчитывает около 4000 единиц хранения, объединенных в 179 вещевых коллекции. В их составе экспонаты по народам арабских стран, Турции, Ирана, Афганистана и (в очень небольшом количестве) тюрко-язычного населения бывшего Восточного Туркестана.

Первые поступления из этого региона появились в Кунсткамере еще в начале XVIII века. В 1722 году, находясь в Персидском походе, Петр I прислал в Петербург несколько персидских каменных ядер и ключи от захваченного русскими войсками Дербента. Несколько позже, в середине 1730-х годов, в Кунсткамеру были переданы разнообразные коллекции из собрания сподвижника Петра I Якова Брюса, среди которых несколько персидских монет и других вещей.

Первая коллекция по арабам поступила в Этнографический музей в 1838 году от академика Х. Д. Френа. Вещи были приобретены им в Каире и ныне хранятся в отделе этнографии Африки МАЭ РАН.

Следует отметить, что названные экспонаты – это, по сути, разрозненные предметы, и вплоть до конца XIX века переднеазиатского фонда практически не существовало. Лишь в 1880-е годы в музее появляются первые иранские (от персидского принца Риза Кули Мирзы и от академика В. Р. Розена) и турецкие (от военного губернатора Карской области П. И. Томича) коллекции.

В 1891 году из Русского географического общества поступила ценная коллекция, собранная в Канджуте (Гиндукуш) путешественником Б. Л. Громбчевским. Экспонаты из других стран ближневосточного региона стали поступать в МАЭ гораздо позже.

В первые десятилетия XX века наблюдается значительный рост переднеазиатского фонда, прежде всего его иранской части. Это произошло благодаря тому, что в начале века в Иране побывало несколько выпускников факультета восточных языков Петербургского университета (А. А. Ромаскевич, В. А. Иванов), которые передали МАЭ большие собрания; несколько коллекций поступило от служивших в Иране российских дипломатов (А. А. Адамов, Д. Д. Беляев).

Значительное число экспонатов, в том числе и по арабам, было передано в 1930-1940-е годы из Государственного музея этнографии (ныне Российский этнографический музей).

В 1950-1970-х годах количество поступлений по народам Ближнего Востока было сравнительно невелико. Новые коллекции являлись в основном случайными покупками либо дарами.

Положение изменилось в начале 1980-х годов. В это время Академия наук СССР организовала Советско-Йеменскую комплексную экспедицию, объединившую исследователей из нескольких научных учреждений. От Ленинградской части Института этнографии в ней приняли участие этнографы М. А. Родионов и П. И. Погорельский, а также члены антропологического отряда.

В результате собирательской деятельности этнографов в МАЭ поступило несколько сот этнографических предметов из южных районов Аравийского полуострова, что позволило приступить к созданию в Музее новой ближневосточной экспозиции.

Вторым крупным фондом отдела являются коллекции по народам Южной Азии. Он начал формироваться еще в Петровское время. По некоторым сведениям, Петр I лично приобрел в Европе некоторые предметы индийского происхождения. XVIII веком датируются поступления статуэток и ларцов из слоновой кости. Однако первые цельные этнографические коллекции из стран Южной Азии появились в Музее в самом конце XIX века благодаря научной и собирательской деятельности выдающегося отечественного индолога И. П. Минаева, побывавшего в Индии в 1870-1880-е годы и привезшего оттуда редкие рукописи и этнографические экспонаты. В 1896 году по распоряжению Николая II в МАЭ были переданы коллекции, собранные им во время путешествия на Восток (1890-1891). Среди них были и ценные индийские вещи.

В 1900 году фонд МАЭ пополнился этнографическим собранием предметов, полученных из Берлинского музея народоведения. Собрание включало в себя индийские и цейлонские коллекции доктора Ф. Ягора. В первые годы XX века в Музей поступило довольно много южно-азиатских вещей, среди которых можно выделить собрания братьев Хэйт из Бомбея, барона А. А. Сталь фон Гольстейна и А. Н. Казнакова по этнографии Индии; Н. И. Воробьева и Ганса Мейера по Цейлону. Наконец в 1912 году в МАЭ была передана коллекция, собранная российским дипломатом, впоследствии крупным среднеазиатским этнографом М. С. Андреевым. В ее составе был уникальный фрагмент деревянного дворца из города Насик, и поныне являющийся ценнейшим экспонатом в индийском фонде МАЭ РАН.

Наиболее весомый вклад в формирование индийского фонда Музея внесли А. М. и Л. А. Мерварты, участники академической экспедиции в Индию. Они провели в Индии около пяти лет (1914-1918) и сумели собрать и доставить в Музей огромные коллекции, всесторонне отражающие самые разнообразные стороны быта народов Южной Азии, в том числе Индии и Цейлона. В середине 1920-х годов в МАЭ были переданы южно-азиатские предметы из Государственного музейного фонда, Экспертной комиссии, бывшего Музея барона А. Штиглица и других источников. В дальнейшем, вплоть до середины 1950-х годов, поступления индийских предметов в МАЭ носили по большей части случайный характер. В 1950-1960-е годы, в связи с развитием дружеских отношений между Россией и Индией отмечается значительный прирост южно-азиатских коллекций. Экспонаты поступали от различных обществ и организаций Индии и Цейлона, от отдельных граждан, участников проходивших в Москве и Ленинграде выставок и т.д. В те же годы МАЭ получил значительные коллекции из ряда московских и ленинградских музеев, в том числе из Государственного музея восточных культур, Ленинградского театрального музея.

В отделе хранится также большое собрание фотоиллюстративных материалов по народам Южной Азии.

В последние годы важнейшим пополнением южно-азиатских коллекций стали экспедиционные сборы Н. Г. Краснодембской (Шри-Ланка) и В. Н. Мазуриной (Непал). В настоящее время южно-азиатский фонд МАЭ РАН насчитывает более 12 тыс. экспонатов, объединенных более чем в 300 коллекций.

 

Экспозиции.

Народы Ближнего и Среднего Востока. Разрозненные предметы переднеазиатского происхождения экспонировались в Музее с момента начала выставочной деятельности Кунсткамеры. Однако первая постоянная монографическая экспозиция по традиционной культуре народов Ближнего Востока были открыта лишь в 1925 году, после реконструкции Музея.

В 1950 году была открыта новая постоянная экспозиция «Народы Передней Азии», сформированная на основе коллекций по этнографии Ирана, Афганистана (в том числе по малым народам), Турции, арабских стран. Эта экспозиция функционировала до 1978 года.

В 1999, после поступления в МАЭ сборов Советско-Йеменской комплексной экспедиции, была создана временная выставка, названная авторами «Ислам: книга и меч» и ставшая ядром новой экспозиции по народам Ближнего и Среднего Востока. Сгруппированные по темам и народам экспонаты выставки знакомят посетителей с традиционной культурой населения арабских стран, мусульманских народов Турции, Северной Африки, Ирана, Афганистана. Экспозиция начинается с показа фрагмента покрывала Каабы, рукописных и печатных экземпляров Корана и комментариев к нему, принадлежностей для чтения и письма, холодного оружия и воинских доспехов. Следующие разделы демонстрируют костюмы различных народов региона и ювелирные украшения, представляют образцы парадной утвари, ковров, тканей, персонажей кукольных театров. Продолжением исламской темы был находящийся на реконструкци раздел «Мохаррам», показывавший атрибуты шиитской религиозной мистерии.

Индия. Подобно другим восточным редкостям, разрозненные раритеты южно-азиатского происхождения экспонировались в Музее с момента начала выставочной деятельности Кунсткамеры. Первая постоянная экспозиция по традиционной культуре народов Южной Азии были открыта в МАЭ в 1925 году, после реконструкции Музея. Помимо того, в 1930-е годы индийские коллекции экспонировались на нескольких тематических выставках МАЭ.

В первые послевоенные годы в Музее готовилась новая постоянная экспозиция «Народы Южной Азии». Она была открыта в 1949 году и преобразована в новую постоянно действующую выставку в 1998. На ней показана этническая культура народов Индийского субконтинента: традиционные верования, занятия, быт, одежда, украшения, ткани, оружие, персонажи южно-индийского театра Катхакали и т.д. Создателями обновленной экспозиции стали  сотрудники МАЭ Н. Г. Краснодембская, С. А. Маретина, Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин.

     
Индолог А.М. Мерварт
 
Академик С.Ф. Ольденбург (1863–1934)
 
Индолог Л.А. Мерварт
 
Семитолог И.Н. Винников (1897–1973)
 
Фигурка божества Ганеши. Цейлон. Конец XIX в. Дерево
 
Сосуд для воды. Цейлон. Начало XX в. Керамика
 
Шлем. Иран. Не позднее XVIII в. Передано из Музея ОГПУ в 1929 г. Сталь
 
Карагез и Хаджейват. Персонажи теневого кукольного театра «Карагез». Турция. XIX в. Поступил от В.В. Протопопова в 1958 г. Верблюжья кожа, краска
 
Чаша для приданого. Индия, район Кашмир. XIX в. Папье-маше
 
Каламкар «Свадьба». Иран. Конец XIX — начало XX вв. Поступил от С.М. и Ю.А. Марр в 1920 г. Хлопчатобумажная ткань, краска
 
Праздничный костюм арабского шейха (Басра, Ирак). Передано из ГМЭ в 1938 г. Шелк, золотые нити
 
Дервиш. Иран. Тегеран. Коллекция А.А. Ромаскевича
 
Старик бедуин. Арабы. Аравия. Начало ХХ в. Передана из Военно-морского музея в 1950 г.
 
Бомбейские рыбаки. Индусы. Южная Индия. 1903 г. Коллекция братьев Хэйт
 
Экспозиция «Ближний и Средний Восток». МАЭ. 2004 г
 
Экспозиция «Ближний и Средний Восток». МАЭ. 2004 г