English Home Search E-mail Map

siberia

Контактная информация 
Тел: (812) 328-41-42
E-mail: siberia@kunstkamera.ru

Заведующая отделом
Павлинская Лариса Романовна 

Подробнее об отделе Сибири

История отдела

История формирования отдела этнографии Сибири начинается в первые годы ХХ века, когда в 1901 году старшим этнографом Музея становится видный исследователь традиционной культуры и фольклора народов Амура и Сахалина Л. Я. Штернберг. Вместе с ним в МАЭ младшим этнографом работает крупный специалист по культуре народов Восточной Сибири Д. А. Клеменц, будущий директор (с 1903) этнографического отдела Русского музея.

В этот период коллегами Л. Я. Штернберга по отделу являются уже имеющие международную известность В. И. Иохельсон и В. Г. Богораз — специалисты по народам Крайнего Северо-Востока Сибири, участники Сибиряковской экспедиции в Якутию (1894), знаменитой Джезуповской экспедиции на Чукотку и Камчатку (1900–1902) и самой длительной по времени Камчатской экспедиции (1908–1911). Именно этой плеяде ученых принадлежит заслуга не только в формировании отдела этнографии Сибири и развитии собственно сибиреведения, но и в становлении отечественной школы этнографии. 

Выдающиеся этнографы-сибиреведы начала XX века стали авторами блестящей серии монографических исследований, явившейся результатом их экспедиционной деятельности:

  • Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933. 740 c. 
  • Штернберг Л. Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. СПб.: тип. Академии наук, 1908. 232 c. 
  • Иохельсон В. И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора. СПб.: Академия наук, 1900. 240 c. 
  • Iokhelson V. I. The Koryak. New York: G. F. Stechert, 1905–1908. 842 p. 
  • Iokhelson V. I. The Yakut. New York: American Museum of Natural History, 1933. 225 p. 
  • Bogoraz V. I. The Chukchee. Leiden; New York: E. J. Brill, G. F. Stechert, 1904. 733 p. 
  • Bogoraz V. I. Chukchee Mythologie. Leiden; New York, American Museum of Natural History, 1910. 197 p. 
  • Богораз В. И. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991. 223 c.

Одновременно они принимают активное участие в разработке новых — научных — принципов этнографических экспозиций МАЭ. В основу их легла теория эволюционного развития человечества и типология культур. Одной из первых появилась экспозиция «Народы Крайнего Северо-Востока» с включенным в нее разделом «Шаманство и шаманы» (1903). В 1925 году под руководством В. И. Богораза создается экспозиция «Галерея шаманов», концепция которой отражала соотношение форм сибирского шаманства со стадиями общественного развития народов Сибири. В 1934 открывается экспозиция «Чукотское общество».

Важнейшей заслугой этих ученых явилась целенаправленная подготовка молодых специалистов по этнографии Сибири. Организованные Л. Я. Штернбергом в 1910-х годах Инструктивные курсы по этнографии (после революции 1917 ставшие отделом аспирантуры) сыграли огромную роль в становлении блестящей плеяды ученых, постепенно пополнявших отдел, который в 1933 году получил официальный статус.Среди первых слушателей этих курсов были С. М. Широкогоров, ставший впоследствии известным специалистом по народам тунгусо-манчжурской группы, и Б. Э. Петри, посвятивший себя изучению народов Байкальского региона. 

В последующие годы в отделе работали такие крупные этнографы, как А. А. Попов, Г. Д. Вербов (заведовал отделом в конце 1930-х), В. Н. Васильев, Г. И. Прокофьев, Е. Д. Прокофьева, Г. М. Василевич, Л. Э. Каруновская, А. Г. Данилин, С. В. Иванов, Н.П. Дыренкова, Н. К. Каргер, В. В. Антропова, Н. А. Липская, Л. П. Потапов, создавшие классические труды по этнографии народов Сибири. 

Основной задачей, стоявшей перед отделом в момент его образования, был сбор полевого этнографического материала по всем народам Сибири, углубленное изучение традиционных культур региона, подготовка и издание монографических исследований. Сотрудники отдела участвовали в экспедициях Комиссии по изучению племенного состава населения СССР, в работе Комиссии по изучению Якутской АССР. Они исследовали Западную и Восточную Сибирь, на Алтай, Дальний Восток, Якутию. Собранные ими материалы, значительная часть которых хранится в настоящее время в архиве МАЭ, свидетельствуют о том, что в общих чертах поставленная задача была ими выполнена. Материалы поражают и своим высочайшим научным уровнем, и широтой охвата изучаемой культуры — от описания хозяйства и быта до огромных корпусов фольклорных и шаманских текстов, записанных на языках носителей этих традиций. Это стало возможным в силу высокой профессиональной подготовки, важным условием которой было знание языка изучаемого народа. 

Основным видом публикаций в те годы были статьи по различным аспектам традиционных культур Сибири, большинство из которых не утратили научного значения и в наши дни. Из монографических исследований успели выйти в свет лишь немногие работы. Это, прежде всего:

  • Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: Издательство института народов Севера, 1936. 290 c. 
  • Шорский фольклор / Записи, перевод, вступительная статья и примечания Н. П. Дыренковой / Отв. ред. И. И. Мещанинов. М.; Л.: АН СССР, 1940. 448 с. 
  • Попов А. А. Тавгийцы. М.; Л.: АН СССР, 1936. 110 c. 
  • Потапов Л. П. Очерки по истории Шории. М.; Л.: АН СССР, 1936. 259 c. 
  • Shirokogoroff S. M. Social Organization of Northern Tungus. Shanghai, The Commercial Press, 1929. 427 p.

В послевоенный период научные исследования в отделе развиваются по двум направлениям. С одной стороны, продолжается всестороннее изучение отдельных народов, что создает широкую панораму истории традиционных культур сибирского региона, с другой - широко разворачиваются исследования, основанные на сравнительно-историческом и сравнительно-типологическом методах. Результатом первого явился целый ряд монографий, научное значение которых заключается не только в исследовании этнической истории народа, описании его культуры, выяснении ее генетических истоков и процессов развития, но и в сохранении всех этих данных для коренных этносов Сибири, большая часть которых не имела своей письменной истории, а главное, уже утрачивала национальные традиции. Созданные в этот период работы А.А. Попова, Л.П. Потапова (заведующего отделом в 1946-1967 гг.), Г.М. Василевич, И.С. Вдовина (заведующего отделом в 1972-1977 гг.), Н.Ф. Прытковой, Е.Д. Прокофьевой В.В. Антроповой, Е.А. Алексеенко, В.П. Дьяконовой, Ч.М. Таксами (заведующего отделом в 1977-2001 гг.) имеют огромное научное значение. Здесь следует упомянуть также коллективную работу "Народы Сибири", опубликованную в серии "Народы мира"" .

В послевоенный период научные исследования в отделе развиваются по двум направлениям. С одной стороны, продолжается всестороннее изучение отдельных народов, что создает широкую панораму истории традиционных культур сибирского региона, с другой — широко разворачиваются исследования, основанные на сравнительно-историческом и сравнительно-типологическом методах. Результатом первого стали монографии, научное значение которых заключается не только в исследовании этнической истории народа, описании его культуры, выяснении ее генетических истоков и процессов развития, но и в сохранении всех этих данных для коренных этносов Сибири, большая часть которых не имела своей письменной истории, а главное — уже утрачивала национальные традиции. Созданные в этот период работы А. А. Попова, Л. П. Потапова (лауреата Сталинской премии, заведующего отделом в 1946–1967), Г. М. Василевич, И. С. Вдовина (заведующего отделом в 1972–1977), Н. Ф. Прытковой, Е. Д. Прокофьевой В. В. Антроповой, Е. А. Алексеенко, В. П. Дьяконовой, Ч. М. Таксами (заведующего отделом в 1977– 2001) имеют огромное научное значение. Следует упомянуть и коллективную работу «Народы Сибири», опубликованную в серии «Народы мира» 1. 

С конца 1960-х годов одной из приоритетных тем становится изучение традиционных религиозных верований коренных народов региона. Обобщающим исследованием по этой теме стали три коллективных монографии:

  • Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера / Под ред. И. С. Вдовина. Л.: Наука, 1976. 333 c. 
  • Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Под ред. И. С. Вдовина. Л.: Наука, 1981. 284 c. 
  • Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири / Под ред. И. С. Вдовина. Л.: Наука, 1979. 227 c.

В рамках второго направления сотрудниками отдела в 1961 году был издан «Историко-этнографический атлас Сибири», который содержит подробное описание материала по одежде, транспорту, шаманским бубнам, его анализ, классификацию и типологию. Он снабжен богатейшим иллюстративным материалом и картами распространения различных типов всех отраженных в нем элементов культуры и представляет собой уникальное явление в отечественной этнологии. В этом же ключе выполнена коллективная монография «Одежда народов Сибири». 

Особое место в научно-исследовательской деятельности отдела занимают труды С.В.Иванова (заведующий отделом в 1967–1972). Его монографические работы и статьи представляют собой поистине энциклопедию народного художественного творчества коренного населения Сибири. 

В этот период возникает и еще одно направление в работе отдела — комплексное археолого-этнографическое изучение Тувы и прилегающих районов Монголии. Возглавлявшаяся Л.П.Потаповым экспедиция работала в течение девяти сезонов. Результатом стало издание прекрасно иллюстрированного трехтомника.

 

Основная тематика научных исследований

В последнее десятилетие сотрудниками отдела было выпущено несколько монографий, посвященных различным аспектам культуры отдельных этносов — эвенков и якутов юга Дальнего Востока, хантов и манси, кетов, негидальцев, народов Восточных Саян. Важной составляющей научной работы отдела в этот период стали исследования по этнической истории народов Сибири, в которых широко использовались новые данные архивных источников, углубленный анализ опубликованных материалов и музейных коллекций. Они завершились выходом в свет ряда коллективных работ:

  • Сибирь: древние этносы и их культуры / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: МАЭ РАН, 1996. 198 с. 
  • Народы Сибири в составе Государства Российского / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Европейский дом, 1999. 360 с. 
  • Сибирь на рубеже тысячелетий: Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. 
  • Реки и народы Сибири / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2007. 280 с. 
  • Мифология смерти: Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. Этнографические очерки / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2007. 278 с.

Новым направлением в исследовательской деятельности отдела стало обращение к широким культурологическим проблемам — рассмотрению сибирского материала в контексте евразийского пространства и шире — Старого Света. Работа началась с организации крупных всероссийских конференций, материалы которых были опубликованы: «Природа и цивилизация:реки и культуры» (1997), «Этнос, ландшафт, культура» (2000), «Лев Николаевич Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии» (2002). Одним из результатов этой работы стал сборник статей,в котором приняли участие сотрудники разных отделов МАЭ.

Отдел этнографии Сибири с 2005 года приступил к реализации общемузейного исследовательского и издательского проекта «Кунсткамера — Архив». В рамках этого проекта отдел совместно с Институтом Востока (Стамбул, Турция) и Институтом Гумбольдта (Берлин,Германия), а также Институтом тюркологии (Гота, Германия) подготовил публикацию трудов известного специалиста по языку и культуре тюрков Саяно-Алтая Н. П. Дыренковой. В публикацию входят два тома: том первый — сборник статей «Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы» (выходит в свет в 2009), выпускаемый к 110-летию со дня рождения ученого; том второй — «Шорский героический эпос». Данное издание ориентировано на введение в научный оборот исследований Н. П. Дыренковой по традиционной духовной культуре тюрков Саяно-Алтая и корпуса эпических текстов, записанных ею в 1920–1930-е годы на языках народов-носителей. 

В планах отдела на 2009–2011 годы — подготовка к публикации работ выдающихся этнографов: А. В. Анохина («Духи телеутского шаманства»), И. М. Суслова («Материалы по шаманизму у эвенков бассейна реки Енисей»), А. А. Попова («Религиозные воззрения долган»), Г. Н. и Е. Д. Прокофьевых (полевые материалы по традиционной культуре селькупов и эвенков, русско-селькупский и селькупско-русский словари, а также книга по этнографии тувинцев) и Г. Д. Вербова (материалы по языку и традиционной культуре лесных ненцев). 

Все эти проекты осуществляются совместно с другими учреждениями РАН, а также вузами нашей страны.

Сотрудники отдела

Павлинская Лариса Романовна, заведующая отделом, кандидат исторических наук (этно- и культурогенез народов Южной и Юго-Восточной Сибири).

Таксами Чунер Михайлович, консультант, доктор исторических наук (материальная и духовная культура народов Амура).

Алексеенко Евгения Алексеевна, консультант, кандидат исторических наук (материальная и духовная культура народов Центральной Сибири).

Дьяченко Владимир Иванович, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (материальная культура и этническая история народов севера Центральной Сибири).

Ермолова Надежда Всеволодовна, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (материальная и духовная культура, этническая история тунгусоязычных народов Сибири).

Федорова Елена Геннадьевна, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (материальная и духовная культура, этническая история угров Сибири).

Рыкин Павел Олегович, научный сотрудник, кандидат исторических наук (культура и этническая история монголоязычных народов Сибири).

Арзютов Дмитрий Владимирович, младший научный сотрудник, кандидат исторических наук (социальные и культурные практики тюрков Алтая).

Грачев Игорь Александрович, младший научный сотрудник (археология и этнография Хакасии).

Степанова Ольга Борисовна, научный сотрудник, кандидат исторических наук (материальная и духовная культура самодийских народов).

Торгоев Асан Исакбекович, младший научный сотрудник (культура и этническая история тюрков Южной Сибири).

Основные научные работы

Среди публикаций последних лет наиболее значимыми являются следующие:

  • Алексеенко Е. А. Кеты. СПб.: Наука, 1999. 111 с. 
  • Алексеенко Е. А. У истоков этнографии кетов: В. И. Анучин // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва; Магнитогорск, 2000. С. 396–400. 
  • Алексеенко Е. А. Ландшафт и культура народов Енисейского Севера // Евразия. Этнос. Ландшафт. Культура. СПб., 2001. С. 101–149. 
  • Алексеенко Е. А. Мифы, предания, сказки кетов. М.: Восточная литература, 2001. 337 с. 
  • Алексеенко Е. А. Речной компонент в культуре народов Енисейского бассейна // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 55–86. 
  • Арзютов Д. В. Горно-таежные шорцы: этноконфессиональные процессы в XXI веке // Сибирь на рубеже тысячелетий: Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. С. 129–143. 
  • Арзютов Д. В., Кимеев В. М. Современные этнокультурные процессы в шорском улусе Усть-Анзас // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Шестых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 27–29 октября 2004 г. СПб., 2005. С. 322–330. 
  • Арзютов Д. В. Алтайские миссионеры: роль личности в истории традиционных сообществ // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб., 2008. С. 19–29. 
  • Дьяченко В.И.Таймыр как один из очагов этногенеза в северной Азии // Л. Н. Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии: Материалы конференции. СПб., 2002. Т. II. С. 106–110. 
  • Дьяченко В. И. Охотники высоких широт. Долганы и северные якуты. СПб: Европейский дом, 2005. 
  • Дьяченко В. И. Реки и охота на дикого северного оленя // Реки и народы Сибири.СПб., 2007. С. 237–280. 
  • Ермолова Н. В. Природное и историко-культурное пространство эвенкийского этноса // Евразия: этнос, ландшафт, культура. СПб., 2001. С. 150–196. 
  • Ермолова Н. В. Таежное оленеводство и судьба эвенкийского этноса // Радловские чтения-2002: Материалы годичной научной сессии МАЭ РАН. СПб., 2002. С. 29–32. 
  • Ermolova N.V.Evenki Reindeer Herding:A History // Cultural Survival. Spring 2003. Vol. 27. Cambridge. 2003. C. 23–24. 
  • Ермолова Н. В. Г. М. Василевич как этнограф-тунгусовед // Репрессированные этнографы. М., 2003. Вып. 2. С. 10–46. 
  • Ермолова Н. В. Пояса у народов Северной Сибири и Дальнего Востока // Украшения народов Сибири. СПб., 2005. С. 170–301. (Сборник МАЭ. Т. LI). 
  • Ермолова Н. В. Современное этносоциальное развитие Эвенкийского автономного округа: успехи, проблемы, тенденции // Сибирь на рубеже тысячелетий: Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. С. 66–91. 
  • Ермолова Н. В. Река в трех мирах эвенкийской Вселенной // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 87–127. 
  • Павлинская Л.Р.Кочевники голубых гор (судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). СПб.: Европейский дом, 2002. 260 с.
  • Павлинская Л. Р. Л. Н. Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии // Вестник РГНФ. 2002. № 4. С. 284–288.
  • Павлинская Л. Р. Окинский аймак Республики Бурятия в прошлом, настоящем и будущем // Сибирь на рубеже тысячелетий: Традиционная культура в контексте современных экономических,социальных и этнических процессов.СПб.,2005.С.152–151.
  • Павлинская Л. Р. Наборные пояса в культурах Сибири середины XIX — начала XX в. // Украшения народов Сибири. СПб., 2005. С. 302–341. (Сборник МАЭ. Т. LI).
  • Павлинская Л. Р. Реки Сибири // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 18–55. 
  • Павлинская Л. Р. Буряты. Очерки этнической истории (XVII– XIX вв.). СПб.: Европейский дом, 2008. 256 с. 
  • Pavlinskaya L. Reindeer Herding in Eastern Sayan. The Story of the Soyot // Cultural Survival. USA, Cambrige, 2003. P. 45–47. 
  • Pavlinskaya L. Cultural Regions in Siberian Shamanism // Shaman-hood Symbolism and Epic. Akademiai Kiado, Budapest. 2001. V. 9. P. 41–49. 
  • Рыкин П. О. Создание монгольской идентичности: термин «монгол» в эпоху Чингисхана // Вестник Евразии. 2002. № 1 (16). С. 48–84. 
  • Рыкин П. О. Монгольская концепция родства как фактор отношений с русскими князьями: социальные практики и культурный контекст // Mongolica-VI: Сб. ст. СПб., 2003. С. 28–38. 
  • Рыкин П. О. Монгольская средневековая концепция общества: некоторые ключевые понятия (по материалам «Тайной истории монголов» и других среднемонгольских текстов): Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2004. 22 с. 
  • Рыкин П. О. Социальная группа и ее название в среднемонгольском языке: понятия irgen и oboq // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 179–209.
  • Степанова О. Б. Современное положение коренных малочисленных народов Севера в Красноселькупском районе ЯмалоНенецкого Автономного Округа // Сибирь на рубеже тысячелетий: Традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. СПб., 2005. С. 30–65. 
  • Степанова О. Б. Мифологический образ матери-дерева в традиционном мировоззрении селькупов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. 3 (31). 
  • Степанова О.Б.Традиционное мировоззрение селькупов:представления о круговороте жизни и душе. СПб: Петербургское востоковедение, 2008. 
  • Таксами Ч. М. Введение в палеоазиатоведение. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 23 с. 
  • Таксами Ч. М. Гончаров С. А., Набок И. Л., Петров А. А. Североведение в Герценовском университете. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 160 с. 
  • Таксами Ч. М., Левченко В. Ф., Черникова С. А., Славиценко Д. А. Проблемы развития коренных народов Севера: Этноэкологический подход. СПбГУ, 2003. 109 с. 
  • Торгоев А. И. К вопросу о культурных связях Семиречья в средневековье // Диалог цивилизаций: М-лы межд. науч. конф. Бишкек, 2003. Т. II. С. 132–133. 
  • Торгоев А. И. К периодизации наремённых украшений Семиречья // Диалог Цивилизаций: М-лы межд. науч. конф. Бишкек, 2003. Т. II. С. 134–135. 
  • Торгоев А. И. К интерпретации могильника Уч-Ат // Археологические вести. СПб., 2003. Вып. 10. С. 104–107. 
  • Торгоев А. И. О хронологии наремённых украшений Семиречья // Степи Евразии в древности и средневековье: Материалы международной конференции посвященной 100-летию М. П. Грязнова. СПб., 2003. Т. II. С. 285–289. 
  • Торгоев А. И. Кисель В. А. Традиции и современность в погребальном обряде южных тувинцев // Радловские чтения-2004. СПб., 2004. С. 17–20. 
  • Федорова Е. Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб.: Европейский дом. 2000. 368 с. 
  • Федорова Е. Г. Еще раз о нетипичных элементах культуры охотников и рыболовов тайги (на материале обских угров) // Евразия: этнос ландшафт, культура. СПб., 2001. С. 84–100. 
  • Федорова Е. Г. Проблемы этногенеза и этнической истории обских угров в трудах отечественных археологов и этнографов второй половины ХХ века // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра. СПб., 2003. С. 109–116. 
  • Федорова Е. Г. Украшения верхней плечевой одежды народов Сибири (народы Приамурья, Приморья, Сахалина, долганы, якуты, народы Южной Сибири) // Украшения народов Сибири. 2005. С. 120–169. (Сборник МАЭ. Т. LI). 
  • Федорова Е. Г. Манси // Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М.: Наука, 2005. С. 119–211 (совместно с Г. А. Аксяновой, З. П. Соколовой), 220–232, 233–258, 289–291, 298–303. 
  • Федорова Е. Г. Река в погребальной обрядности народов Сибири // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 216–237. 
  • Хасанова М. М. Негидальская коллекция Л. Я. Штернберга в собраниях МАЭ // 285 лет Петровской Кунсткамере: Материалы итоговой научной конференции МАЭ РАН, посвященной 285-летию Кунсткамеры. СПб., 2000. С. 85–97. (Сборник МАЭ, Т. ХLVIII). 
  • Хасанова М. М. Проблема контактов населения Нижнего Амура и Северо-Восточного Китая // Евразия. Этнос. Ландшафт. Культура. СПб., 2001, С. 280–325. 
  • Хасанова М. М., Певнов А. М. Негидальский язык // Языки народов России. Красная книга. М., 2002. С. 128–132. 
  • Хасанова М. М. Река в мировоззрении народов Нижнего Амура (к проблеме культурогенеза) // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 182–216. 
  • Khasanova M. M. The Lower Amur Languages in Contact with Russian // Languages in Contact.Rodopi,Amsterdam–Atlanta,GA. 2000. P. 179–185. 
  • Хасанова М. М., Певнов А. М. Мифы и сказки негидальцев. Осака, 2003. С. 297.

Экспедиции

Экспедиционная работа — одно из приоритетных направлений научной деятельности отдела на протяжении всех лет его существования. Богатейшие полевые материалы, собранные сотрудниками отдела, отражают один из сложнейших этапов истории России и являются важным источником для изучения истории, этнокультурных и социальных процессов, происходивших и происходящих в этом регионе.

В последнее время отдел работает по теме «Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов». В рамках этой темы осуществлено девять экспедиционных выездов к манси, селькупам, эвенкам, долганам, бурятам, сойотам, русским Забайкалья и тувинцам.

Ханты-Мансийский автономный округ. Начиная с 1976 года Е. Г. Федоровой проводятся этнографические исследования культуры манси и хантов. Ею были описаны ранее неизвестные стороны культуры и быта обских угров. На основе полевого материала проведено детальное исследование их материальной культуры и хозяйства, что легло в основу двух монографий и многих статей и докладов. 

Таймыр. С 1981 года В. И. Дьяченко исследует коренное население Таймыра. В орбиту его полевых исследований входит в первую очередь хозяйство и материальная культура долган и северных якутов. 

Ямал. Д.В.Арзютов изучает современное протестантское движение на Ямале (совместно с Т. А. Ваграменко и М. В. Солоненко). 

Ямало-Ненецкий автономный округ. О. Б. Степанова осуществила  ряд экспедиций в Красносельскупский район Ямало-Ненецкого АО, в ходе которых был собран обширный материал по традиционному мировоззрению селькупов, составивший основу кандидатской диссертации и монографии, вышедшей в 2008 году. 

Эвенкия. Современная культура тунгусоязычного населения Центральной и Восточной Сибири входит в сферу интересов Н.В.Ермоловой, которой были проведены экспедиции в различные районы проживания эвенков. По их итогам написан целый ряд статей и сделаны доклады на конференциях различного уровня. 

Хакасия и юг Красноярского края. Археолого-этнографические экспедиции в Красноярском крае и республике Хакасия проводятся под руководством И.А.Грачева.В Красноярском крае исследовательские интересы сосредоточены в зоне Северного Приангарья, где изучается культура местного русского населения, собираются коллекции предметов археологии и этнографии. В Хакасии осуществляется археолого-этнографический проект по изучению долины реки Камышта. Этот проект реализуется совместно с Хакасским национальным музеем им. Л. Р. Кызласова и Государственным Эрмитажем. Особый интерес представляют научные проблемы, лежащие на стыке археологии и этнографии. 

Алтай. Полевые исследования тюрков Алтая проводит Д. В. Арзютов. География поездок охватывает Горную Шорию, Северный и Южный Алтай. В настоящее время под его руководством осуществляется проект, направленный на исследование современного бурханизма на территории Алтая (совместно с В. А. Киселем и Н. А. Тадиной). Эти работы поддерживаются Программой фундаментальных исследований Президиума РАН. 

Бурятия. С 1980 года Л. Р. Павлинской в Бурятии ведутся полевые этнографические исследования, охватившие значительную часть ее территории, начиная от Усть-Ордынского автономного Бурятского округа и кончая Агинскими степями и Восточными Саянами Республики Бурятия. Итогом полевых работ стал целый ряд статей и монография «Кочевники голубых гор», посвященная современному состоянию культуры населения Окинского аймака. 

Тыва. А. И. Торгоев и В. А. Кисель, хранитель сибирских коллекций МАЭ, в течение многих лет ведут полевые археологические и этнографические исследования в Республике Тыва. Они изучают, традиционную культуру автохтонного населения (с I тыс. н.э. до современности). По итогам полевых исследований В. А. Кисель подготовил к печати монографию о современном погребальном обряде тувинцев. 

Монголия. Ряд экспедиций в Монголию организовал П. О. Рыкин. Целью его научных исследований в этом регионе Центральной Азии является изучение письменных памятников среднемонгольского и доклассического монгольского языков на территории Монголии, анализ этнолингвистической ситуации в Центральной Азии и сопредельных регионах. Ряд исследований осуществляется в сотрудничестве с учеными Академии наук Монголии. 

Север Франции. Продолжаются экспедиционные исследования В. И. Дьяченко, постоянного участника международной археологической экспедиции по раскопкам палеолитической пещеры в Арси-сюр-Кьюр (департамент Йон, Бургундия, Франция). Он участвует в раскопках грота Бизон с момента организации экспедиции в 1996 году, работами которой руководит Франсин Давид — ученица и коллега известного французского археолога А. Леруа-Гурана. В 2008 году были обнаружены половина верхней челюсти и нескольких зубов неандертальцев, принадлежащие трем индивидуумам. Эти находки древних человеческих останков (предположительно 80 тыс. лет назад) имеют исключительно важное научное значение.

Конференции

С 1988 года отдел организует «Сибирские чтения» — конференцию, проводимую раз в три года. Материалы этих конференций неоднократно публиковались:

  • Культура народов Сибири: Материалы Третьих Сибирских чтений / Отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 1997. 288 с. 
  • Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Четвертых Сибирских чтений, 12–14 окт. 1998 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2000. 336 с. 
  • Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17–19 окт. 2001 г. / Отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2004. Ч. 1. 236 с. 
  • Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17–19 окт. 2001 г. / Отв. ред. Е.Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2004. Ч. 2. 252 с. 
  • Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Шестых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 27–29 октября 2004 г. / Отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2005. 340 с.

Коллекции

Сибирские коллекции МАЭ по праву считаются одним из лучших этнографических собраний мира по традиционной культуре коренных народов Северной Азии. В настоящее время сибирский фонд включает 747 коллекций общей численностью свыше 29 000 предметов. Составляющие его экспонаты отражают самые различные стороны жизни народов, создавая достаточно полный образ культуры каждого из 42 автохтонных этносов Сибири.

Начало формирования сибирского собрания относится ко времени основания Петербургской Кунсткамеры, в экспозиции которой отдельные сибирские экспонаты были представлены уже в первые годы. К концу 1747 г. сибирские коллекции насчитывали более 200 предметов, большую часть которых составляли костюмы, утварь и предметы шаманского культа различных народов Сибири. По всей видимости, значительное число этих предметов поступило в Кунсткамеру от участников "Великой Северной Экспедиции" (1732-1742), прежде всего от профессора Герхарда Фридриха Миллера, Степана Петровича Крашенинникова и Якоба Линденау. К сожалению, это самое раннее собрание по культуре народов Сибири погибло в пожаре 1747 г., но отдельные его экспонаты сохранились в рисунках, которые в то время делались практически с каждого предмета, попадавшего в музей (собрание этих рисунков хранится в Петербургском филиале Архива РАН и недавно опубликовано ).

Утрата сибирского собрания начинает восполняться уже в 1748 г., когда возвращается из экспедиции Г.Ф. Миллер. Среди привезенных им коллекций значительное место занимают археологические экспонаты из регионов Южной Сибири, приобретенные в результате раскопок и сбора подъемного материала, а также предметы быта и культа калмыков и монголов. К 1768 г. сибирское собрание Кунсткамеры резко возрастает в связи с требованием Академической Канцелярии и Указом Сената от 3 сентября 1761 г. о приобретении коллекций для музея, направленных губернатору Сибири графу Самойлову. Коллекции этого периода к настоящему времени в большинстве своем утрачены, и причина этого остается не вполне ясной. Несомненно, огромную роль в этом сыграл характер материала: основную часть коллекций составляла меховая одежда, для которой условия хранения того времени были поистине губительны. Видимо, были и другие причины. Одной из них являлась плохая документация музейных экспонатов в XVIII в. Поэтому вполне возможно, что часть их (свыше 100 предметов) сохранилась и была включена позднее в так называемые "коллекции неизвестного происхождения" или "старые коллекции Кунсткамеры".

Новый этап активного пополнения сибирского фонда Кунсткамеры связан с кругосветными морскими путешествиями российских мореплавателей начала XIX в., открывших новую страницу в истории русской этнографии. В этот период в музей поступают коллекции по культуре народов Тихоокеанского побережья Сибири, сравнительно мало представленные в XVIII в. В начале 1830-х годов в Кунсткамеру поступают коллекции по культуре коренных народов Чукотки и Камчатки, собранные участниками экспедиции военного шлюпа "Сенявин" под командованием Ф.П. Литке (1826-1829 гг.). Это была одна из тех экспедиций, в задачи которой входило прежде всего исследование всего побережья Берингова моря, а также изучение быта и культуры коренного населения региона.

В середине XIX в. сибирское собрание Музея по культуре народов Тихоокеанского побережья пополняется коллекциями, собранными на Чукотке и Камчатке служащим Российско-Американской компании лейтенантом Л.А. Загоскиным. В это же время поступают и коллекции по культуре палеоазиатских народов, приобретенные одним из самых известных исследователей Русской Америки и Дальнего Востока И.Г. Вознесенским во время его десятилетней экспедиционной научной деятельности в этих отдаленных землях Российской империи (1839-1849 гг.). Все экспонаты, собранные этими учеными, объединены в четыре коллекции и насчитывают 256 предметов.

В среде угорских и самодийских народов Западной Сибири в этот период работает финский лингвист и этнограф Матиас Александр Кастрен (1845-1849 гг.). Проводя исследования языков народов Сибири, он систематически собирает этнографические коллекции по культуре хантов, манси, селькупов. Коллекции по культуре якутов были пополнены сборами натуралиста Александра Федоровича Миддендорфа во время его длительной экспедиции в Восточную Сибирь для изучения флоры этого региона (1843-1844 гг.).

Вторая половина XIX в. и начало XX в. характеризуются резким усилением этнографического изучения всех народов Сибири. В результате целенаправленной собирательской деятельности сибирский фонд Музея пополнился более чем 20 000 экспонатами и стал крупнейшим в мире собранием по культуре коренного населения Северной Азии.

Среди собирателей коллекций этого периода выделяется блестящая плеяда российских ученых, чья исследовательская деятельность была неразрывно связана с работой в этнографическом поле: академик Л.И. Шренк, Н.Л. Гондатти, Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз, Д.А. Клеменц, А.В. Адрианов, В.И. Анучин, А.В. Анохин, К.М. Рычков, В.И. Иохельсон, В.К. Арсеньев, Б.О. Пилсудский, В.Л. Серошевский, Э.К. Пекарский, В.Н. Васильев, С.М. Широкогоров, Б.Э. Петри и многие другие. Огромная заслуга этих ученых состоит в том, что они не только сформировали сибирский фонд Музея, но и выработали методику собирания и фиксирования этнографических памятников. Собранные ими коллекции не только дают представление о самых различных сферах традиционной культуры того или иного народа, но и раскрывают каждую из них во всем многообразии ее форм. Эти коллекции часто включают в себя целые серии однотипных предметов, принадлежащих различным локальным группам одного этноса, что делает их уникальным источником для сравнительного изучения явлений культуры, а также процессов этно- и культурогенеза в сибирском регионе. Кроме того, экспонаты, как правило, сопровождаются документацией, включающей достаточно подробные сведения о назначении предмета, его функции в культуре, этнической принадлежности с указанием этноса, локальной группы и рода. В этот период начинает формироваться и фотоиллюстративный фонд отдела Сибири.

Не менее плодотворным этапом в развитии сибирского фонда МАЭ были 20-30-е годы ХХ в. Продолжая научные традиции собирательской деятельности старшего поколения, к сбору этнографических коллекций приступают их ученики, восполняя множество еще существовавших в сибирском фонде лакун. Среди этих собраний особую ценность имеют коллекции, собранные А.А. Поповым, Л.Э. Каруновской и А.Г. Данилиным, Н.П. Дыренковой, Е.Д. и Г.Н. Прокофьевыми, Н.К. Каргером и И.И. Козьминским, В.Н. Чернецовым, Г.М. Василевич, Ю.А. Крейновичем, Н.Ф. Прытковой, которые в разные годы были сотрудниками отдела этнографии Сибири МАЭ. В 50-80-е годы сибирские коллекции МАЭ пополнились за счет собирательской деятельности сотрудников отдела Л.П. Потапова, И.С. Вдовина, Е.А. Алексеенко, В.П. Дьяконовой, Л.В. Хомич, Г.Н. Грачевой, Ч.М. Таксами, Е.Г. Федоровой, В.А. Киселя, Л.Р. Павлинской.

В последнее десятилетие интенсивность пополнения сибирского этнографического собрания МАЭ резко снизилась, что объясняется, с одной стороны, постепенным исчезновением предметов традиционной культуры, с другой - возникновением и развитием местных краеведческих музеев, ведущих активную собирательскую деятельность. Задачей нынешнего поколения сотрудников отдела является изучение того богатейшего наследия по культуре коренного населения Сибири, которое предоставлено ему путешественниками и учеными двух предшествующих столетий.

По коллекциям Отдела опубликованы следующие каталоги:

  • Клюева Н.И., Михайлова Е.А. Каталог съемных украшений народов Сибири // Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. С. 195-208. (Сборник МАЭ, Т. XLII).
  • Малыгина А.А. Каталог кукол-игрушек народов Сибири (по коллекциям МАЭ) // Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. С. 188-194. (Сборник МАЭ, Т. XLII).
  • Таксами Ч.М., Огихара Ш. Айнские коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук: Каталог. Токио, 1998. 204 с. (на японском, русском и английском языках).
  • Федорова Е.Г. Манси в фондах МАЭ: Каталог коллекций // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 1995, Вып. 2-3. С. 252-264.

Экспозиции

Своей постоянной экспозиции отдел не имеет, так как традиционная культура народов Сибири широко представлена в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург). Этнография Сибири была представлена в специальных экспозициях МАЭ в конце XIX - начале XX вв.  В последние годы на базе сибирских коллекций МАЭ создано несколько крупных временных выставок - "Кочевники Евразии" (при участии отдела Центральной Азии), "Шаман и Вселенная", "Секретный мир шаманов Сибири", "Арктическая цивилизация" и ряд других выставок, демонстрировавшихся в Японии, Америке, Финляндии, Дании, Австрии, Германии.

 
Л.Я. Штернберг (1861–1927)
 
В.И. Иохельсон (1856–1937)
 
В.Г. Богораз (Тан) (1865–1936)
 
А.А. Попов (1902–1960)
 
В.Н. Васильев (1877–1930)
 
Г.М. Василевич (1895–1971)
 
С.В. Иванов (1895–1986)
 
Л.П. Потапов (1905–2000)
 
Женская летняя одежда. Ульчи. Дальний Восток. Начало ХХ в. Рыбья кожа, краска
 
Сосуд. Манси. Северо-Западная Сибирь. XIX в. Береста, краска
 
Шляпа. Ульчи. Дальний Восток. XIX в. Береста, краска
 
Женские праздничные санки. Камчадалы. Камчатка. XVIII в. Дерево, кожа, кость
 
Маска-личина, изображающая духа-хозяина местности. Эвенки. Забайкалье (?). XVIII в. Медь
 
Шаманский костюм. Эвенки. Туруханский край. Середина XIX в. Ровдуга (оленья замша), железо
 
Мужская зимняя одежда — парка. Ханты. Западная Сибирь, бассейн р. Оби. Конец XIX в. Олений мех, меховая мозаика
 
Ритуальный сосуд с прикрепленными ost penis’ами медведя, которые служили амулетами при трудных родах и излечивали от бесплодия. Удэгейцы. Дальний Восток, р. Самарги. Конец XIX в. Береста, краска, аппликация
 
Нагрудное украшение — гривна. Якуты. Якутия, Оленекский район. Конец XIX — начало ХХ вв. Серебро, литье, гравировка
 
Перекочевка. Эвены. Северо-Восток Сибири. 1895–1896 гг. Из материалов Сибиряковской экспедиции, фото В.И. Иохельсона
 
Якутки в старинных праздничных костюмах. Якутия. 1903 г. Подарена в МАЭ А.И. Громовой
 
Юкагиры. Северо-Восток Сибири. 1895–1896 гг. Из материалов Сибиряковской экспедиции, фото В.И. Иохельсона
 
Шаман. Тунгусы. Северная Якутия. 1931 г. Из материалов Экспедиции АН СССР по изучению Якутской АССР
 
 
Экспозиция отдела Сибири. МАЭ. 1880 г.
 
Экспозиция отдела Сибири. Шкаф «Чукчи». МАЭ. 1903–1906 гг.