English Home Search E-mail Map

Отдел приема и экскурсионного обслуживания посетителей

Контактная информация

Телефоны: (812) 328-01-18 (сотрудники отдела)

(812) 328-14-12 (заказ экскурсий)
E- mail: excursions@kunstkamera.ru

 

Cотрудники отдела

Носовская Ксения Александровна, заведующая отделом

Андреева  Тамара  Алексеевнакассир-контролер

Дюрменова  Анна  Викторовна, специалист по работе с дошкольными и школьными группами

Егорова  Елена  Анатольевнаэкскурсовод 2 кат.

Егорова  Наталья  Петровна, экскурсовод 2 кат.

Зенько  Светлана  Викторовна, старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами

Крючкова  Альбина  Аглиевна, контролер билетов

Макарова Вероника Юрьевна, старший специалист по работе с индивидуальными посетителями.

Маретина  Ксения  Александровна, экскурсовод 3 кат.

Матвеева  Полина  Александровна, ведущий администратор, кандидат исторических наук

Лобачевская Наталья Анатольевнакассир

Никифорова  Людмила  Алексеевна, диспетчер по организации информации справочной работы

Румянцева  Ольга  Анатольевнакассир

Ступакевич  Лада  Юрьевна, экскурсовод 1 кат.

Федорова  Марина  Юрьевна, экскурсовод 2 кат.

Шерстенникова  Екатерина Сергеевна, ведущий специалист по приему и обслуживанию посетителей.


 

История отдела

Кунсткамера была задумана Петром I как общедоступный музей, чтобы все желающие без различия чинов и званий приходили, смотрели и учились. Нередко сам Петр I представлял коллекции гостям.

С 1724 по именному указу Петра I «на чрезвычайные расходы для прибытия знатных персон» стали выдавать ежегодно по 400 рублей, предназначенных специально на угощение посетителей.  

Людей «низкого состояния» «суббиблиотекарь» или другие знающие служители любезно водили по всем комнатам и показывали им редкости с кратким объяснением.

В 1741 году издан первый иллюстрированный путеводитель по Кунсткамере на немецком языке. В 1744 году он вышел в русском переводе под названием «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в ней художественных вещей, сочиненное для охотников, оные вещи смотреть желающих».  

К 70-м годам XVIII века размещение, состав и объём коллекций Музея изменились. В 1776 году вышел новый путеводитель на французском языке, составленный унтер-библиотекарем И.Бакмейстером. В 1779 году, путеводитель издан в русском в переводе В.Костыгова под названием «Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской Академии наук».

Посетители охотно осматривали Кунсткамеру. Есть свидетельства, что в музее всегда находилось «множество… разного звания народу». «Для избежания тесноты» впускали через библиотечное крыльцо, у которого стоял часовой, а выпускали «через кунсткамерское».

Затем для регулирования количества посетителей были введены специальные бесплатные билеты на вход в Музей, которые можно было получить в конторе Академии наук.

«Чтобы установить порядок и дать возможность рассмотреть вещи с достойным вниманием» единовременно в Музей впускали по билетам не болee 50 человек. Это правило сохранялось вплоть до начала XIX в.

Кунсткамера была открыта 2 раза в неделю по вторникам и четвергам с 9 до 11 часов до полудня и с 2 до 6 после него.

В 1793 году унтер-библиотекарь О.П.Беляев создаёт путеводитель по Императорскому кабинету – мемориальной экспозиции Кунсткамеры,  посвященной Петру I.

В 1800 году путеводитель был переиздан с прибавлением, второй и третьей частей, включающих «историческое описание всех вообще, как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере сохраняющихся».  Издание, как указывает сам автор, было рассчитано не столько на теx, кто мог лично видеть собственными глазами все сохраняющиеся в Музee «сокровища, как для таковых, кои или по причине отдаленности, или другим каким-либо препятствиям, лишены удовольствия самолично оные видеть».

В 1879 году Академия наук учреждает Музей антропологии и этнографии. Весной  1891 года его экспозиции открылись для публики. В 1903 году Музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Первый путеводитель по Музею антропологии и этнографии был составлен его хранителем Ф.К. Руссовым.

В 1906году музей посетило 12 064 человека, в 1913 году – 19 484 человека, в 1914 году – 20 204 человека.

«Систематические объяснения» учащимся, учителям, членам географического кружка при Санкт-Петербургском университете, студентам давал «ученый персонал».

Проводились специальные занятия для тех, кто «изъявил желание впоследствии заниматься объяснением коллекций музея в отделе Сибирских Инородцев, Америки, Африки, Китая, Японии, Океании, Археологическом отделе».

В период Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) экспозиции Музея были закрыты для посетителей.

В 1918 году в соответствии с распоряжением Комиссариата народного просвещения Музей был открыт для обозрения не два дня в неделю, как до революции, а шесть дней.

Группы красноармейцев, раненых, слушатели всевозможных курсов, просветительных кружков, учащиеся гимназий и реальных училищ «усиленно посещали Музей».

В 1917-1922 годах посещаемость достигала 20 000 человек в год.

В 1925 году, к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук,  открылась новая экспозиция. Был составлен очень обстоятельный и подробный путеводитель. В нём указывалось, что для посетителей Музей «открыт по воскресеньям, вторникам и четвергам от 11 до 3 часов».

В 1925 году Музей посетило 20 560 человек, в 1929 году – 39 495 человек.

С 12 апреля 1929 года Музей был открыт для обозрения дополнительно и в вечерние часы, один раз в неделю. Тогда же проводились публичные лекции с демонстрацией и объяснением музейных коллекций и световыми картинами.

Первоначально экскурсии проводились сотрудниками Музея и преподавателями школ. При библиотеке был создан «Кабинет экскурсоводов».

В 1932 году организован научно-просветительный отдел Музея с  пятью постоянными экскурсоводами. 

В 1931 году Музей посетило 31 432 человека; в 1935 году – 87 700 человек, в 1939 году – 36 331 человек.

1941-1945 гг. – во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Музей был закрыт. Большинство коллекций оставалось упакованными в залах и в подвалах здания Кунсткамеры. Некоторые коллекции хранились в подвалах Эрмитажа.

С 1946 года восстанавливаются постоянные экспозиции. Работало одиннадцать экскурсоводов.

Музей посещали в индивидуальном порядке и с экскурсионным обслуживанием   взрослые, учащиеся ВУЗов, техникумов, средней школы, ремесленных училищ, ФЗО, красноармейцы и краснофлотцы.

В 1946 году проведено 271 экскурсия, Музей посетило 13 192 человека.

В 1949 году  - 1 476 экскурсий, Музей посетило  69 851 человек.

В 1963 году Музей посетило 203 365 человек.

В 60 - 90-е гг. XX в. экскурсионную работу осуществляли сотрудники  Музейного сектора, затем сотрудники экскурсионно-просветительского отдела.

В 2006 году отдел получил название  экскурсионно-образовательного.

В 2006 году проведено 6 792 экскурсии; Музей посетило 386 860 человек.

В 2010 году – 6 668 экскурсий; Музей посетило  521 948 человек.

В 2012 году – 7 462 экскурсии;  Музей посетило  514 028 человек.

В 2013 году – 6 799 экскурсий;  Музей посетило  476 409 человек.

В 2014 году – 7 743 экскурсии; Музей посетило 558 568 человек.

 

Основные направления работы отдела приема и экскурсионного обслуживания посетителей

Сегодня музей традиционно принимает самые разные категории посетителей. Для петербуржцев и гостей нашего города проводятся обзорные и тематические экскурсии.

Приоритетным направлением в деятельности отдела является работа с детьми дошкольного и школьного возраста.

С сентября 2005 года юным посетителям предлагается красочный маршрутный лист с заданиями, которые позволяют ребенку без помощи экскурсовода познакомиться с коллекциями музея.

С сентября 2007 г. в Музее работает специальная программа для детей «Моя Кунсткамера», которая включает в себя обзорные экскурсии, игровые занятия и «уроки в музее»

C 2008 г.  Музей - участник проекта «Большая регата»

Музей принимает участие в Фестивале детских музейных программ «Детские дни в Петербурге».

С 2009 года для индивидуальных посетителей проводятся тематические программы выходного дня.

Для студентов ВУЗов реализуется образовательная программа по курсу «Культурология», «Теория и история мировых цивилизаций», «Традиционные промыслы и ремесла народов мира» и «Мифология», которая включает  теоретические и практические занятия.

 

Участие в конференциях

С 2006 г. сотрудники отдела ежегодно становятся лауреатами премии МАЭ РАН «За лучшую программу для посетителей», регулярно повышают уровень квалификации, принимая участие в различных конференциях и семинарах, таких как:

  • семинар «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2007 г.)
  • выездной семинар музейных работников Василеостровского района (2008 г.)
  • круглогодичный семинар «Традиционные ремесла» (2008 г.)
  • круглогодичный семинар  «Коврового кружка» СПб «Элур» (2008 г.)
  • Межрегиональная VIII Республиканская научно-практическая конференция по музейной педагогике «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента» в г. Петрзаводск (2008 г.)
  • юбилейная конференция, посвященная 100-летию Государственного музея истории Санкт-Петербурга (2008 г.)
  • Круглый стол «Музей в пространстве культурного туризма», г. Санкт-Петербург (2008 г.)
  • конференции  «Музей и образование: история и современность» (С.-Петербург, СПбГУ, ГЭ, РЭМ), «Музей и школа  - диалог в образовательном пространстве» (С.-Петербург, АППО), «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе» (С.-Петербург, Китеж Плюс), по материалам которых написаны и опубликованы 4 статьи по музейной педагогике (сборники по материалам конференций, 2008 г.)
  • семинар ГРМ «Культурно-образовательный потенциал музеев в формировании национального самосознания школьников» для  руководителей и педагогов (2008 г.)
  • V Образовательная выставка «Горизонты образования» (2009 г.)
  • семинар  «Информационные технологии в культурно-просветительской  и образовательной деятельности музея (2009 г.)
  • семинар для сотрудников музеев на выставке «Путь Петра: от Руси до России» (2009 г.)
  • конференция «Музей и школа» в г.Минск (2010 г.)
  • научно-практический семинар по вопросам музейной педагогики «Детский мир» в музее» (2011 г.)
  • Круглый стол по музейной педагогике «Освоение пространства. Природа в музее», г.Кронштадт (2011 г.)
  • Первый Международный Форум  «Kids-friendly» (2011 г.)
  • Всероссийский профессиональный форум «Детские дни в Петербурге» в рамках VII Фестиваля детских музейных программ (2011 г.)
  • Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался» с докладом «Музей и посетитель: опыт взаимодействия на примере программ выходного дня МАЭ (Кунсткамера) РАН» (2012 г.) 

Сотрудники отдела регулярно посещают заседания Кюнеровских и Зографских чтений, собрания СМУ МАЭ РАН, публикуют статьи в «Радловском сборнике» и других изданиях, выпускаемых МАЭ.