English Home Search E-mail Map

Фильм Георгия и Екатерины Прокофьевых «Самодийский дневник»

Переправа оленей с острова Вайгача на Большую землю через пролив Югорский шар около селения Хабарово в августе 1931 г. Оленей весной ненцы, подкочевывающие с тундры, по льду переправляют на Вайгач. Там имеются богатые ягельники, трава и постоянный ветер обдувает остров, почти нет комаров. Олени, побывавшие на Вайгаче летом, очень поправляются, крепнут. На пленке заснят интересный момент. Олени не сразу пошли за лодкой. По какой-то причине стали кружить на одном месте, недалеко от берега, устроив таким образом как бы «мельницу» в воде. Только после долгих усилий, ненцам удалось на другой день заставить плыть оленей через пролив. Неудача в конечном счете была приписана присутствию Г.Н. Прокофьева с его фото-аппаратом. Для ослабления вредного влияния аппарата, ненцы потребовали стельку из обуви Прокофьева и разделили ее между организаторами переправы, как оберег.

Так описывает один из кадров фильма вдова Георгий Николаевича Прокофьева, Екатерина Дмитриевна… 

Осенью 1929 г. этнограф и лингвист Георгий Николаевич Прокофьев и его жена Екатерина Дмитриевна были отправлены в командировку от Комитета Севера в Большеземельскую тундру Северного края на культбазу Хоседа-Хард, где Георгий Николаевич должен был руководить краеведческими исследованиями, изучать и преподавать ненецкий язык.

Накануне экспедиции Георгий Николаевич получает, видимо, от Владимира Германовича Богораза, лидера сибирских исследований в Ленинграде, кинокамеру и кинопленки. Сами исследования мыслились Богоразом как продолжение российско-американского сотрудничества в антропологии. В 1928 г. он и Франц Боас подписали в Нью-Йорке контракт о сотрудничестве, по которому к квакиутлям Британской Колумбии отправилась молодая ленинградская студентка Юлия Аверкиева, которая вместе с “отцом американской антропологии” сняла фильм об индейцах. А по другую сторону океана Прокофьевы снимали свой фильм о ненцах...

Мучительно долго добираясь до Хоседа-Харда, Прокофьевы вынуждены были провести довольно много времени в пос. Хабарово на Югорском Шаре, где и сняли  настоящую документальную хронику на киноплену Kodak. 

Кадр переправы оленей через Югорский Шар, о котором пишет Екатерина Дмитриевна Прокофьева, мы использовали в качестве постера к фильму, смонтированному из материалов кинохроники, рисунков и фотографий участников экспедиции 1929-1930 гг. к ненцам Большеземельской тундры, а также некоторыми фотографиями, сделанными путешественниками за несколько лет до того, как в тех же самых местах снимали свой фильм Прокофьевы. Визуальный ряд сопровождается субтитрами, состоящими из фрагментов полевого дневника Георгия Николаевича, его писем к Владимиру Германовичу Богоразу, записок Екатерины Дмитриевны, сопровождавшей коллекцию катушек, зарегистрированную в фондах Музея, и книги Викторина Аркадьевича Попова «Люди Большой Земли», посвященной Георгий Николаевичу.

 

Кинохроника: Георгий и Екатерина Прокофьевы

Режиссура и монтаж: Дмитрий Арзютов

Тексты: Георгий и Екатерина Прокофьевы, Викторин Попов, Дмитрий Арзютов

Музыка и голос: Татьяна Лар

Фотографии и рисунки: Георгий Прокофьев, Григорий Вербов, Георгий Фёдоров, Дмитрий Руднев, школьники из Большеземельской тундры

Шарж на Г.Н. Прокофьева: неизвестный автор

Переводы: Дмитрий Арзютов (англ.), Хадри Окотэтто (ненецк.)

 

Все кино-, фото- и изобразительные материалы хранятся в коллекциях и документальном архиве МАЭ РАН. 

Работа над фильмом была возможна благодаря проекту ESRC Etnos: A Life History of the Etnos Concept Among the Peoples of the North.

 

Выражаем благодарность Дэвиду Дж. АндерсонуЛауре СирагузеПитеру Луверсу (Абердин, Великобритания), Владимиру Давыдову (Санкт-Петербург, Россия) и Крэйгу Кэмбеллу (Остин, США) за помощь в работе над фильмом.

 

История создания фильма в контексте истории этнографии, социальной истории региона и ненецкой культуры рассказана режиссером фильма в двух статьях:

  1. Этнограф с кинокамерой в руках: начало визуальной антропологии самодийцев, которая была опубликована в журнале «Антропологический форум» (2016, № 29)
  2. Samoyedic Diary: Early Years of Visual Anthropology in the Soviet Arctic, которая опубликована в журнале “Visual Anthropology” (2016, Vol.29, No.4-5)

 

Мы представляем четыре варианта фильма:

 

I. Ненецкая версия. Самоед' ила' падар'.

Все субтитры на ненецком языке (перевод Хадри Окотэтто)

 

II. Русская версия. Самодийский дневник 

 

III. English version. Samoyedic Diary

All subtitles are in English (translated by Dmitry Arzyutov)

 

IV. Музейная/полевая версия представляет собой оцифрованные кино-катушки в том порядке, в котором они были зарегистрированы Екатериной Дмитриевной Прокофьевой и хранятся в фонде МАЭ РАН.

МАЭ И-1173-1

МАЭ И-1173-2

МАЭ И-1173-3

МАЭ И-1173-4

МАЭ И-1173-5

МАЭ И-1173-6

МАЭ И-1173-7

 

См. также фотографии Георгий Николаевича Прокофьева в электронном каталоге Музея.