Мавлавийский ритуал сама‘

Суфийские кружения считаются одной из самых древних ритуальных практик. Наши предки использовали круговые танцы и хороводы, чтобы подстраиваться к ритмам природы и устанавливать связь со Вселенной. Круговое вращение в шаманизме означает способ перехода в изменённое состояние сознания — путь в мир духов.

Дервиши суфийского тариката мавлавия, основы духовных практик которого были заложены выдающимся поэтом и мистиком Джалал ад-Дином Руми (1207—1273), используют кружение как кульминационную часть ритуала сама (араб. سماع‎ «слушание»). По легенде, Мавлана (араб. «наш господин») Руми шел по рынку города Коньи и услышал стук молоточков чеканщиков. В череде ударов подмастерья ему послышался зикр «ла илаха илла-ллах». Впечатление было столь сильным, что это повергло его в состояние ваджд (экстатическое переживание присутствия Бога), и он стал кружиться прямо посреди рыночной площади. Руми был известен тем, что проповедовал равенство людей независимо от религии, цвета кожи и языка, воспевал величие человеческого рода. После смерти он был признан святым. Его стихи, привычки, манера одеваться, пляски, были канонизированы и превращены в часть религиозного обряда. 

Ритуал сама символизирует мистическое странствие на пути духовного вознесения человека в обитель Божественной любви и просветленного возвращения назад. Каждая часть, каждый элемент церемонии — молитва, музыка, пение, одежда и кружение — соотносится с этапами мистического пути восхождения к Истинному.

В прошлом повседневная жизнь дервиша суфийского братства мавлавия была связана с тяжелейшими испытаниями, изнурительными практиками и длительными уединениями. Не каждый мог быть допущен в орден, необходимо было пройти проверку и посвящение.

Сегодня понятие «дервиш» утратило былой смысл, члены этого ордена не являются странствующими бедняками, как это было когда-то. Чаще всего их жизнь мало чем отличается от жизни обычных людей. Ежегодно с 10 по 17 декабря современные дервиши приезжают на фестиваль «Шеб-и-Аруз» в Конью, куда также съезжаются тысячи зрителей и паломников, чтобы посетить мавзолей, где похоронен Мавлана, и принять участие в церемонии. 

В 2005 году мавлавийский ритуал самаобъявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия.