«Дервиши: образ и слово» — новая выставка в МАЭ

В понедельник 20 ноября в музее прошло торжественное открытие  фотовыставки «“Мир лишь луч от лика друга, всё иное — тень его!” Дервиши: образ и слово». В рамках этого мероприятия состоялась презентация трех больших исследовательских и культурных проектов, взаимосвязанных между собой: Международного центра исламских исследований, Фонда развития научных и культурных проектов «Аль Макам» и фестиваля «Дайрафест».

С первых минут в зале на 1-м этаже звучала живая восточная музыка. С приветственным словом к гостям и журналистам обратились люди, напрямую причастные к празднику: директор МАЭ Андрей Головнев; заместитель директора музея Ефим Резван, автор выставочного проекта и руководитель Международного центра исламских исследований; Александр Колесников, директор Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследованийИгорь Панков, президент фонда развития научных и культурных инициатив «Аль Макам»; Екатерина Терюкова, заместитель директора Государственного музея истории религии.

Г-н Эрол Угурлу, создатель частного центра русской культуры в Турции и владелец картинной галереи «Эль Прадо Арт» (Анкара) преподнес Музею и Международному центру исламских исследований два полотна современного турецкого художника Халила Аккурта, посвященных суфийской тематике. Наваль, замечательная певица с Коморских островов, принадлежащая к роду самого известного в юго-западной Африке суфийского проповедника, не только поздравила участников и гостей с их общим праздником, но и исполнила одну из своих знаменитых баллад. Сегодня Наваль является ключевой фигурой, представляющей миру музыкальную культуру своей родины.

На мероприятии присутствовали Али Туран, вице-консул Турецкой республики в Санкт-Петербурге, и Юлия Филиппова, начальник отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Яркие образы дервишей издавна привлекали внимание европейцев, искавших на Востоке как мудрость, так и экзотику. Во многом благодаря такому интересу и была создана выдающаяся серия фотопортретов дервишей, принадлежащая замечательному фотографу Антону Севрюгину (1830—1933), которому на довольно значительный срок удалось «монополизировать» создание образа Персии для внешнего мира. Севрюгин, сын российского дипломата, стал придворным фотографом династии Каджаров и владельцем одного из самых успешных фотоателье в Тегеране. Большая коллекция его фоторабот хранится в фондах нашего Музея. Именно они и составили основу нового выставочного проекта. Неотъемлемой частью фотовыставки являются стихи, написанные в разное время, но посвященные одному герою — дервишу. По замыслу авторов проекта, поэтические строки позволяют разглядеть в фотографиях дервишей конца XIX — начала ХХ века то, что часто ускользает от глаз посетителя Музея, переполненного множеством новых и необычных визуальных образов.

В распространении ислама по всему миру огромную роль играли и играют суфийские учения и практики. Важная часть медитативной практики суфизма — коллективные дервишеские радения — легко включали в себя элементы местной культуры, что серьезно облегчало восприятие исламских истин в первоначально чуждой культурной среде. Такие радения часто сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, пением, рецитацией фрагментов Корана, особыми ритмизированными движениями, кружением, молитвенными позами, контролем дыхания. Погружение в стихию звука и движения было одним из способов достижения экстаза. Именно поэтому частью нового музейного проекта стал мавлавийский ритуал сама‘, который символизирует мистическое странствие.

Центральным событием церемонии открытия выставки, безусловно, стала реконструкция суфийских кружений, которые считаются одной из самых древних ритуальных практик. В 2005 году мавлавийский ритуал сама‘ (кружения) объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия. 

Частью выставочного проекта «Дервиши: образ и слово» является и мобильное приложение, которое с помощью технологий дополненной реальности позволяет каждому посетителю музея увидеть в своем смартфоне реконструкцию суфийских кружений.

В завершении мероприятия Ольга Мартисова, директор Санкт-Петербургского филиала Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» вручила в знак благодарности за тесное сотрудничество Ефиму Резвану, автору издательского и медийного проекта «Туркестан», адрес и памятную медаль, выпущенную в связи с 25-летием телерадиокомпании.

Рабочая группа проекта «Дервиши: образ и слово»:

Мария Колесникова, Анна Кудрявцева, Игорь Панков, Мария Резван, Ефим Резван.

Дополненная реальность: Евгений Мироненко.

Дизайн: Ирина Лепик.

«Дервиши: образ и слово»

Фотовыставкабудет открыта для посетителей музея до февраля 2018г.

Кунсткамера, Круглый зал на 1-м этаже 

Приложение «Мой мир Ислама»: 

      

Инструкция о работе приложения: mov | mp4

Видео с живым и виртуальным дервишем с открытия. Оператор - Евгений Мироненко.

Дополнительные материалы к репортажу об открытии выставки в Кунсткамере

Выступление певицы Наваль

Оператор Татьяна Федорова

Суфийские кружения

Оператор Татьяна Федорова

Видеорепортаж об открытии фотовыставки и презентации Международного центра исламских исследований, Фонда развития научных и культурных проектов «Аль-Макам» и фестиваля «Дайрафест» 

Оператор Дмитрий Беляев

СМИ о выставке:

В Кунсткамере открылась выставка о ритуалах дервишей с элементами дополненной реальности

В Кунсткамере открылась экспозиция, посвященная дервишам

Танец дервишей и песни суфиев: коллекция Кунсткамеры «оживает»

В Кунсткамере пел и танцевал Восток

В Кунсткамере открылась выставка о ритуалах дервишей с элементами дополненной реальности

При использовании материалов ссылка на пресс-службу музея и гиперссылка на сайт  kunstkamera.ru обязательны!