«Волхвы пришли»: Новый выставочный проект Ефима Резвана откроется 14 декабря в Музее истории религии в Санкт-Петербурге

Что объединяет многоголосый арабский базар, наполненный запахом бесчисленных специй и благовоний и праздник Рождества? Откуда на самом деле пришли волхвы и что в действительности преподнесли божественному Младенцу? Ответы на эти вопросы можно узнать, посетив рождественскую выставку «ВОЛХВЫ ПРИШЛИ», торжественное открытие которой пройдет 14 декабря в ГМИР (Санкт-Петербург).  

Выставочный проект реализован Государственным музеем истории религии и Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. 

 

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? < > И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Евангелия от Матвея (2:1–12)

 

«Он [Иса / Иисус] сказал: “Я – раб Аллаха. < > И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!”».

(Коран, 19: 31– 34)

 

Что объединяет многоголосый арабский базар, наполненный запахом бесчисленных специй и благовоний и праздник Рождества? Откуда на самом деле пришли волхвы и что в действительности преподнесли божественному Младенцу? Почему мусульмане могут вместе с христианами праздновать Рождество как свой праздник?

С древности прочно закрепилось представление, что пришедшими с Востока волхвами были персы. Между тем, евангельское указание на то, что волхвы пришли с Востока, совсем не обязательно подразумевает Восток, географически противопоставленный Западу в современном смысле. Греческий текст «Евангелия от Матфея» является переводом с древнееврейского, а географическая ориентация в семитской и греческой традиции не совпадает («карта» семитских народов была ориентирована на Восток, а не на Север). Материальным свидетельством этого служит громадная мозаичная карта-панно, созданная в 560 г.н.э, значительные фрагменты которой можно увидеть сегодня в Церкви Святого Георгия в Мадабе (Иордания). Она сориентирована на Восток, и чтобы увидеть привычный для нас мир, карту нужно обойти слева.

В оригинальной древнееврейской версии текста Евангелия, речь шла о том, что волхвы в действительности пришли в Вифлеем с Юга, двигаясь знаменитым Путем благовоний, важнейший маршрут которого начинался в Дофаре (Оман). По нему в Средиземноморье и Междуречье доставлялись ценнейшие благовония, главным образом ладан и мирра, а также африканские специи. Громадный спрос на благовония практически во всех древних цивилизациях был связан с их ролью в религиозной традиции: особые ароматы сопровождали человека от рождения до смерти.

 

Исследования последних лет показывают, что в серьезном уточнении нуждается и перевод на греческий исходных понятий, в которых мы вслед за традицией привыкли видеть «золото, ладан и смирну». 

Существуют очень весомые основания полагать, что на самом деле в евангельском повествовании речь идет о ладане весеннего сбора, имеющем бронзовый оттенок, ладане осеннего сбора, молочной белизны, и о мирре. Эти благовония использовались в разных формах (в том числе, как часть более сложных композиций) и в храмовых ритуалах, и в ритуалах жизненного цикла, что наделяло дар волхвов важнейшим символическим значением, хорошо понятным современникам. Речь шла о служении Богу, о жизни и смерти.

В условиях изнуряющей жары лучшее время для путешествия — ночь. Шли по звездам. В кромешной тьме путник видел лишь мириады звезд, свет которых, казалось, пробивался сквозь крошечные дырочки в плотной ткани небосвода: «Клянусь небом и идущим ночью! А что даст тебе знать, что такое “идущий ночью”? Звезда пронзительно сияющая» Или: «Он — Тот, Который устроил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы распределили знамения для людей, которые знают!» (Коран, 86: 1–3 и 6: 97).

«Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его» (Коран, 4: 169). Почитая Ису/Иисуса как Слово Божие и дух его, как великого Пророка, который придёт судить людей в день воскресения, помня о Марйам, родившей Ису от духа, мусульмане, следуя Корану, могут праздновать рождество и как свой праздник. И лишь столетия политического и идеологического противостояния мешают этому.

Современные исследования, связанные с историей возникновения ислама показывают, что международный торговый путь был своеобразным «реактором», который сплавлял, направлял, видоизменял идеи, образы, представления, связанные с религией, культурой, был важнейшим местом сохранения и передачи информации. Так торговый коридор становился путем к Богу, путем, который оказался важнейшим «инструментом» для создания ислама и послужил потомкам волхвов основой распространения нового религиозного учения.

Когда вы совсем скоро будете покупать и дарить новогодние подарки своим близким, когда увидите радость в глазах детишек и признательность во взгляде стариков, когда будете накрывать на стол, создавая свой уютный и праздничный новогодний мир, вспомните, хотя бы на секунду, о невероятных духовных революциях, потрясших мир множество столетий тому назад и оказавших влияние не только на судьбы всего человечества, но, в той или иной степени, на судьбу каждого из нас, на наши самые простые ежедневные желания, слова и поступки, на наши будни и наши праздники.

 

«Волхвы пришли» это совместный выставочный проект Государственного музея истории религии и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН.  

Это один из первых результатов историко-этнографической экспедиции, которая проходила с 15 по 31 марта 2017 г. в рамках проекта «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)», реализуемого МАЭ РАН, Лейденским институтом рационального монотеизма (президент – Аслбек Мусин) и журналом “Manuscripta Orientalia при поддержке Министерства по делам религии и религиозного имущества Султаната Оман.

Автор выставочного проекта – Ефим Резван

Режиссер фильма «Волхвы пришли» – Татьяна Соловьева

Дизайн – Дмитрий Ивашенцов и Татьяна Федорова

Открытие выставки: Фото Татьяны Федоровой и Дмитрия Беляева

Видео-репортаж Дмитрия Беляева


Картина «Поклонение волхвов». Круг Якоба Корнелиса ван Оостзанена (1470 ? 1533). Амстердам. Дерево, масло, 59 × 77,5 см. Государственный музей истории религии, инв. № А-12-III С 1946 г. в фондах Государственного музея истории религии хранится картина «Поклонение волхвов» – прекрасный образец нидерландской живописи начала XVI в. с характерными признаками художественной манеры мастеров северного маньеризма. На протяжении многих лет эта работа, сочетающая как элементы средневековой традиции, так и ряд ренессансных тенденций, приписывалась Якобу Корнелису ван Оостзанену (1470 ? 1533) «первому художнику Амстердама». Недавние исследования дают серьезные основания приписать эту работу одному из самых близких его учеников, который создавал это произведение под руководством мэтра.
Картина поступила в ГМИР в 1946 г. из Центрального антирелигиозного музея в Москве. Происходит из коллекции князя Павла Петровича Вяземского (1820–1888), известного русского дипломата, сенатора, блестящего литератора и археографа. Его дипломатическая служба проходила в Константинополе, Гааге и Карлсруэ. Будучи страстным коллекционером произведений западноевропейского искусства ХV–ХVI вв., он по возвращении устроил в Остафьево, своей родовой усадьбе, «Готический кабинет», где представил коллекцию великолепных памятников искусства. Возможно, картину, украшающую нашу выставку, Вяземский приобрел в Гааге, где служил в качестве секретаря русской дипломатической миссии.


Ладан весеннего сбора (dhb = χϱυσός), ладан осеннего сбора (fzh = λίβανος) и мирра (tyb = σμύϱνα), приобретенные на базаре в Салале весной 2017 г. Благовония уложены в традиционные корзинки (21,0 × 6,5 см, 19,5 × 6,0 см, 18,5 × 5,5 см, плетение, пальмовая соломка, кожа), приобретенные там же. Основная область применения таких корзинок (карма) – доение верблюдиц. Далеко не случайно то, что слово карма восходит к корневой основе с основной областью значений «быть щедрым, чтить кого-либо, быть благородным, быть гостеприимным». Такой легкий, удобный и прочный сосуд был многофункциональным, он сопровождал путников в путешествии, служил им походной чашей. Похоже, что подобные сосуды изображены и в сцене поклонения волхвов, представленной на панели из саркофага IV в. н. э. c кладбища св. Агнессы в Риме.
Композиция установлена на коврике, приобретенном весной 2017 г. в Вади Гул (Оман) и выполненном из козьей шерсти в традиционной для региона, архаичной технике твайн с репсовым эффектом. Узор образован нитями основы, репсовый эффект создан за счет доминирующих по толщине нитей утка. Подобные коврики несколько большей длины традиционно используются для убранства верблюда.


Вертеп (25,0 × 21,0 × 21,0 см, сушеная тыква, пальмовая соломка, дерево, раковины каури) и елочный шар (D = 6,5 см, папье-маше, роспись, лак). Низва (Оман), 2017
В Омане история о «волхвах из Дофара» не только хорошо известна, но и стала основой для серии оригинальных сувениров, предлагаемых иностранным туристам. И вертеп, и елочный шар были приобретены на базаре в г. Низва, известном в Омане своим консерватизмом. Город, носящий также имя «Жемчужина ислама», в 2013 г. был объявлен столицей исламской культуры.

«ВОЛХВЫ ПРИШЛИ»

Торжественное открытие выставки состоится 14 декабря в Государственном музее истории религии. Начало в 16.00.

Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5.

Выставка будет открыта для посетителей до середины января 2018г.

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ 

Е. А. Резван «Волхвы пришли». Каталог выставки. Санкт-Петербург: Первое творческое объединение, 2017

От автора

Ефим Резван о новом выставочном проекте «Волхвы пришли»

 


Контакты для аккредитации СМИ:

Ирина Новикова

novikovaiv@kunstkamera.ru

Телефон: +7 (812) 323-29-06

Факс: +7 (812) 328-08-11