Размер шрифта
Цвет сайта

«Разоблачение самураев» в Кунсткамере

24 марта в зале Японии прошла уникальная в своем роде операция – были изъяты из витрины и полностью разоблачены манекены, изображающие японских самураев в полном боевом облачении. К процессу тщательно готовились – шутка ли! - манекены стояли в неприкосновенности более 50 лет. В витрину их поместили в 1969 году, когда оформляли зал Японии. И «самураям» досталась угловая витрина, работать с которой крайне неудобно.

Для первого в истории манекенов-самураев «разоблачения» воспользовались возникшим перерывом в работе Кунсткамеры. «Самураев» нужно было не просто освободить от костюмов и вынести из витрины. Это был только первый шаг. Теперь угловой витрине в зале Японии предстоит реэкспозиция, а сотрудники МАЭ РАН должны проделать большой объем работ по описанию экспозиционных предметов, их оцифровке и реставрационной оценке.

«Я работаю в Кунсткамере с 1985-го года, и, можно сказать, я впервые получаю полноценный доступ к этим предметам, - признается один из главных «японистов» МАЭ РАН, старший научный сотрудник отдела этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии Александр Юрьевич Синицын. – Даже просто прикоснуться к ним – удивительно ощущение, а у нас ещё и будет время внимательно с ними поработать. Я в предвкушении!»

Боевые костюмы, экспонируемые на манекенах, когда-то были принесены в дар Цесаревичу Николаю Александровичу вовремя его пребывания в Японии в 1891 г. Оба доспеха относятся к периоду Эдо, предположительно - к концу 18 – началу 19 века, хотя некоторые детали могут быть и несколько старше. Один из доспехов относится к разновидности сэндай-до – кованый ламинарный доспех, способный защитить от мушкетных пуль, украшенный изображением демона сикигами, изображениями 12 циклических животных, а также так называемого «китайского льва» (он символизирует мужество истинного воина), гербами дома Токугава («трилистник мальвы в круге») и надписи – обращения к божеству Хатиман, покровителю героев в битве. На одном из шлемов, стоило лишь взять его в руки, Александр Юрьевич Синицын обнаружил подпись автора. Ее прочтение сейчас уточняется, но предположительно - «Изготовил [Мётин] Мунэмаса, в 9-м поколении».

«А на одном из доспехов наши реставраторы увидели редкую технику «листового золочения», - продолжает рассказ Александр Юрьевич. - И я думаю, с этими предметами нас ждет еще не одно открытие! Ведь по сути никто из современных сотрудников Кунсткамеры не имел возможности изучить их так близко…»