English Home Search E-mail Map

Экспедиционный выезд по проекту «Иджма‘=согласие» (о-в Суматра, Индонезия)

21.05.2013

Информационное сообщение


 
   

С 28 апреля по 14 мая 2012 г в рамках проекта «Иджма‘=согласие» (руководитель Е.А. Резван) состоялся экспедиционный выезд на остров Суматра (Индонезия) по маршруту Паданг — Париаман — Улакан — озеро Манинджау — Кота Гаданг — долина Анай — Букиттинги — Кота Бару — Пандай Сикек — Паданг Панджанг — Паданг — Палембанг — о-в Кемаро.

Основной задачей экспедиционной части проекта «Иджма‘=согласие» является сбор материалов о жизни мусульманских общин, использующих разные коммуникационные стратегии (взаимодействие — изоляционизм) в условиях активного сосуществования в полиэтническом и многоконфессиональном окружении. Работа на Суматре продолжила изучение синкретизма в исламе, начатое в ходе экспедиционных выездов в Юго-восточные районы Эфиопии, в Восточный Туркестан и Предтибетье (2008 г), в Индию (Керала, Тамил-Наду) — Шри Ланку и Мальдивы и в Казахстан (2010, 2011 гг). Не менее важными задачами являются сбор видео- и фотоматериала, для издательских и выставочных проектов, приобретение новых этнографических коллекций, установление партнерских отношений с коллегами из профильных научных центров.

Целью полевых исследований на Суматре являлось изучение культурных и религиозных традиций народа минангкабау, соединяющего следование исламу суннитского толка (шафиитский мазхаб) с традиционным укладом, в основе которого лежат элементы матриархата (так, например, право владения землей и домом до сих пор передается лишь по женской линии).

Следуя преданию, минангкабау, пришедшие на Суматру с Малайского п-ова между I и II тысячелетиями д.н.э, возводят свое происхождение к Александру Великому (Зу-л-Карнайн — «Двурогий» в исламской традиции). Происхождение этнонима они традиционно объясняют легендой, согласно которой сражению с яванским войском по согласию сторон предшествовал бой двух быков. Против громадного быка яванцев минангкабау выставили голодного теленка с острейшими металлическими навершиями на рожках. Тот бросился искать вымя и пропорол противнику живот. «Минангкабау!» («Бык победил!»), — закричали победители. Образ бычьих рогов доминирует в традиционной архитектуре и одежде минангкабау.

В МАЭ хранятся фотографии представителей этого народа, переданные в музей адмиралом К.Н. Посьетом (1819—1899), участником знаменитого плавания на фрегате «Паллада» (1852—1855), блестящее описание которого И.А. Гончаровым составило отдельную главу в истории русской литературы. В собрании МАЭ имеются и вещевые коллекции, связанные с культурой этого самобытного народа. Значительный вклад в изучение общественного уклада и традиций минангкабау внес Ю.В. Маретин (1931—1990) многие годы проработавший в музее и опубликовавший серию исследований на эту тему.

В рамках поездки, удалось, в частности, посетить мавзолей шейха Бурхан ад-Дина (1649—1692), суфийского подвижника, принадлежавшего к братству шатариййа и обратившего минангкабау в ислам. Согласно народной традиции семь паломничеств к его мавзолею в месяц сафар приравниваются по значению к хаджжу в Мекку. Несомненный интерес представляет и распространение среди суннитов минангкабау траурных церемоний (та‘зийа) дня ‘ашура, посвященных памяти имама Хусайна. Шиитские по происхождению ритуалы зафиксированы в прибрежных городах Париаман (Западная Суматра), Бенгкулу (Южная Суматра) и Сумбава (к востоку от Бали) и совпадают с местами размещения средневековых факторий персидских купцов.

В ходе работы в Центре документации минангкабау в г. Паданг Панджанг были изучены вещевые и ценные фотоиллюстративные коллекции.

Встреча с проф. Макмуром Сийарифом, ректором Государственного института исламских исследований в Паданге, показала общую заинтересованность в развитии научных обменов между Россией и Индонезией.

На острове Кемаро неподалеку от г. Палембанг удалось посетить китайский ритуальный комплекс Хок Чьенг Био (кумирня с тремя могилами и китайской надписью на алтаре fu de zheng shen — «истинный дух добрых деяний», пагода, статуя Будды со слитком золота в руке), почитаемый как китайским населением, так и мусульманами. Возникновение комплекса официально связано с легендой о китайском купце-буддисте, прибывшем в Палембанг по торговым делам. Купец влюбился в мусульманскую красавицу Сити Фатиму, взял ее в жены и увез к себе на родину. Он должен был вернуться, чтобы передать родителям жены семь (или девять) кувшинов с золотом. Супруги отправились в плавание. Неподалеку от Палембанга на реке Муси купец решил проверить груз, но нашел лишь кувшины с овощами. В гневе он стал их выбрасывать за борт, но последний кувшин разбился. Внутри овощей оказалось золото, спрятанное от пиратов. Купец бросился в воду и погиб. Молодая жена и телохранитель последовали за ним. На месте их гибели намыло остров, на котором и был построен храм.

Местная мусульманская община передает другой вариант легенды, восходящей к середине XVII в. В нем речь идет о том, что на Кемаро почитались могилы мусульманских героев, ориентированные на Мекку (в окрестностях Палембанга зафиксировано 25 подобных мест поклонения). Согласно этой версии предания Сити Фатима отказала китайскому купцу и спряталась от него на острове Кемаро. Бытуют сообщения о том, что в начале 1960-х гг. в период резкого усиления связей Индонезии с КНР, на острове Кемаро состоялась массовая казнь, а на месте мусульманских могил был построен китайский культовый комплекс, обновленный в 1982 г. Нам удалось стать свидетелями мусульманской молитвы перед могилами в кумирне.

Как бы то ни было, сюжетные линии обоих преданий имеют символическое значение и связаны как со средневековой, так и с новейшей историей Южной Суматры и ее ролью в международной торговле. Юг Суматры и Палембанг, занимавший важное место на побережье Малаккского пролива, стратегического пути, связывающего Индийский и Тихий океаны, на протяжении многих веков входил в состав буддистских государств. Вместе с мусульманскими купцами преимущественно из Гуджарата и Йемена сюда уже с XIII в. проникает ислам, который с конца XV в. становится господствующей религией государства Аче. Квартал «ал-Мунаввара», в котором традиционно селились выходцы из Хадрамаута, — живое свидетельство многовековых связей Палембанга и Юга Аравии.

Д-р Азим Амин, один из наиболее уважаемых членов мусульманской общины Палембанга, познакомил нас со своим небольшим, но интересным собранием арабских рукописей, представляющих сочинения, созданные членами его рода, который восходит к XVII в. и связан с островом Кемаро.

Мы искренне благодарны д-ру Вану Джамаладдину и проф. Дуски Самаду за организационную и информационную поддержку проекта, а д-ру Сикумбангу Зульфису, г-же Суси Херти Африани, д-ру Мухаммаду Нувалю, д-ру Азиму Амину также и за частичное сопровождение нас по маршруту. Д-ру И.А. Алимову мы обязаны за содействие в чтении китайских надписей, зафиксированных на о-ве Кемаро. Большую помощь в планировании и организации поездки оказали Анна Лалаян и Анастасия Савко (Москва). Экспедиционный выезд был осуществлен на средства, предоставленные друзьями проекта «Иджма‘=согласие».

 

На фото:

     
Женщина минангкабау в традиционной одежде. Дар адмирала К.Н. Посьета. МАЭ РАН, № 525-33.   Минангкабау у традиционного жилища. На переднем плане — хранилища для риса. Дар адмирала К.Н. Посьета. МАЭ РАН, № 525-28.   Мавзолей шейха Бурхан ад-Дина. Общий вид. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Молящиеся у входа внутреннего мавзолея шейха Бурхан ад-Дина. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             
     
Могила шейха Бурхан ад-Дина и его учеников. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Громадные раковины для сбора дождевой воды в мавзолее шейха Бурхан ад-Дина. Согласно традиционным представлениям окропление этой водой рисовых полей оберегает урожай от возможных вредителей. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Реклама сигарет «Apache», спонсора мероприятий, связанных с паломничеством к могиле шейха Бурхан ад-Дина. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Продавщица снеди для паломников к могиле шейха Бурхан ад-Дина. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             
     
Четки на лотке с товарами для паломников к могиле шейха Бурхан ад-Дина. Минангкабау, Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Статуя ал-Бурака, внеземного разумного существа, на котором Мухаммад, согласно преданию, совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим и вознесся на небеса. Париаман. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Сбор пожертвований на ремонт мечети у импровизированного шлагбаума на шоссе близ Париамана, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Готовые купола мечетей выставлены на продажу на обочине шоссе близ Паданга. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             
     
99 имен Аллаха на улице г. Паданг Панджанг. Минангкабау, Паданг Панджанг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Ученица школы для девочек. Минангкабау, Кота Гаданг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Мальчик у дверей дома. Минангкабау, Кота Гаданг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Мать ювелира с внуком. Минангкабау, Кота Гаданг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             
     
Пожилой житель г. Паданг Панджанг. Минангкабау, Паданг Панджанг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Уличный музыкант. Минангкабау, Паданг Панджанг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Молодой художник оформляет фасад традиционного дома. Минангкабау, Паданг Панджанг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Девушка демонстрирует элементы традиционного женского костюма. Минангкабау, Кота Гаданг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             
     
Ткацкий стан. Минангкабау, Кота Гаданг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Девушки в традиционных свадебных нарядах в окнах Центра документации минангкабау. Минангкабау, Паданг Панджанг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Головной убор невесты. Центр документации минангкабау. Паданг Панджанг, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Работа на рисовых полях. Минангкабау, дорога на Улакан, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
   
Просушка риса. Минангкабау, Пандай Сикек, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Террасы рисовых полей у озера Манинджау. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Сбор рыбы после временного осушения пруда. Минангкабау, Пандай Сикек, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Разведение рыбы в озере Манинджау. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             
     
Традиционное рыболовецкое судно. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Ночная ловля рыбы на свет. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Рыбак, везущий рыбу на продажу. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Традиционная лепешка бика из риса и кокосовой стружки на бананом листе. Близ Букиттинги. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
 
 
Традиционный стол. Все блюда подаются одновременно. Минангкабау, Пандай Сикек, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   В магазине женской одежды. Минангкабау, Букиттинги, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Традиционное жилище. Минангкабау, близ Букиттинги, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Элементы традиционного оформления фасада. Минангкабау, близ Букиттинги, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
 
 
Плетеная боковая стена традиционного жилища. Минангкабау, близ Букиттинги, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Дом в голландском квартале колониальных времен. Букиттинги, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Д-р. С. Зульфис. Минангкабау, Западная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Руководитель экспедиции Е.А. Резван, ректор Государственного института исламских исследований в Паданге проф. Макмур Сийариф (слева) и проф. Авис Карни. Западная Суматра. Экспедиция Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
 
 
На пути к острову Кемаро с индонезийскими коллегами (д-р Мухаммад Нувал, д-р Азим Амин, г-жа Суси Херти Африани). Река Муси близ Палембанга. Южная Суматра. Экспедиция Е.А. Резвана, 2013 г.   Грузовые суда на реке Муси близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Свайные жилища на реке Муси близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Традиционные лодки на реке Муси близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
 
 
В порту на реке Муси близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Общий вид ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Официальный вариант легенды о-ва Кемаро. О-в Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Стражник ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
   
Вход в кумирню ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Пагода – часть ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Статуя Будды – часть ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Могилы героев легенды в кумирне ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
 
 
Мусульманская молитва перед могилами героев легенды в кумирне ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Буддистские свечи в кумирне ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Дети у подножья пагоды – части ритуального комплекса Хок Чьенг Био на острове Кемаро близ Палембанга. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Д-р Азим Амин рассказывает о своей родословной. Палембанг. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.
             

 
 
   
Одна из арабских рукописей семейного собрания д-ра Азима Амина. Палембанг. Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   В квартале «ал-Мунаввара», в котором традиционно селились выходцы из Хадрамаута. Палембанг, Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.   Стена старого голландского форта. Палембанг, Южная Суматра. Фото Е.А. Резвана, 2013 г.