English Home Search E-mail Map

По следам экспедиции князя Черкасского

04.10.2015

Информационное сообщение

    
Фонтан-памятник, один из символов города Актау, несет образ экспедиции князя Черкасского. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.  
   

15—28 сентября 2015 г. на территории полуострова Мангистау (Мангышлак), Республика Казахстан и в пустыне Кызылкум в районе озера Айдаркуль (Республика Узбекистан) прошла историко-этнографическая экспедиция, организованная Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и Национальным филиалом Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Казахстан, посвященная 300-летию со дня закладки князем Александром Черкасским (известным на Востоке как Девлет-Гирей-мурза) (? — 1717) Тюб-Караганской крепости, названной крепостью Святого Петра. Закладка крепости, которая состоялась 9 октября 1716 г. стала первым по-настоящему знаковым событием в ходе реализации важного этапа Восточной политики Петра Великого, связанного с поиском путей в Индию. Исследования самых последних лет показали, что во многих отношениях речь шла о восстановлении северного ответвления Великого шелкового пути, важнейшего трансевразийского коридора, постепенно приходившего в упадок к концу XVII в. (переход отряда князя Черкасского в 1717 г. осуществлялся по одному из стандартных караванных маршрутов от Астрахани к Хиве, принятию решения об организации экспедиции предшествовали как обращения хивинцев к российским государям в 1676 и 1691 гг., так и обращение в 1714 г. к самому Петру Ходжи Нефеса, представителя туркменских купцов, водивших караваны от каспийского побережья до Бухары). В этой связи главной задачей полевой работы стал не только поиск следов экспедиции князя Черкасского, завершившейся трагически (молодой князь был предательски обезглавлен, а его отряд — почти полностью уничтожен), но и изучение историко-археологических памятников Мангистау и Устюрта, расположенных на караванных путях, выявление их региональной специфики, роли и значения в системе международных религиозных, культурных и экономических связей X—XVII вв. Большое внимание уделялось религиозным центрам, развивавшимся в створе караванных путей. Они шли не только от оазиса к оазису и от базара к базару — Великий шелковый путь связывал между собой святые для человечества места и был подобен нервной системе в человеческом организме. Торговля с паломничеством шли здесь рука об руку. В ходе экспедиции проводилось изучение современных паломнических практик, связанных в первую очередь с местной традицией, в настоящее время успешно противостоящей комплексу «стандартных» ближне- и средневосточных ритуалов зийары.

Работа экспедиции проходила в тесном взаимодействии с рядом музейных и исследовательских центров Мангистау (в первую очередь с Мангистауским областным историко-краеведческим музеем и Мангистауским государственным историко-культурным заповедником).

В пустыне Кызылкум на территории Узбекистана была предпринята попытка пройти на верблюдах часть маршрута экспедиции Черкасского. Здесь основной задачей было изучение особенностей организации и функционирования верблюжьего каравана в условиях переходов, осуществляемых в разное время суток.

Руководитель экспедиции — д. и. н., проф. Е. А. Резван, заместитель директора МАЭ РАН по научной работе. В экспедиции приняли участие к.и.н. А. А. Андреев, доцент факультета Политологии СПбГУ и сотрудник Государственного Эрмитажа, Тимур Сандыбаев и Даурен Медетбаев, сотрудники Национального филиала Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Казахстан. Участники экспедиции выражают сердечную благодарность Тамаре Жумалиевой, директору Мангистауского областного историко-краеведческого музея, Нурлану Кульбаеву и Марату Утсеинову, директору и заместителю директора Мангистауского государственного историко-культурного заповедника (последний фактически стал участником нашей экспедиции), Нурсулу Суиин, сотруднице Музея истории и этнографии Мангышлака (Форт-Шевченко), водителю и краеведу Дмитрию Носыреву (Актау), а также Радику Калимулину, начальнику базы “Camel” (Узбекистан), Сергею Шеховцеву и Жалдыбаю Кукенову, обеспечивавшим узбекскую часть маршрута. Отдельная благодарность сотрудникам Клуба путешествий “Crosna Travel” (Москва) за большую помощь в организации экспедиционного выезда.

     
Участники экспедиции с сотрудниками Мангистауского областного историко-краеведческого музея и местными этнографами. Фото А. А. Андреева, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Тюб-Караган — место прибытия экспедиции кн. Черкасского в 1715 г. Съемка ведется с места возможного расположения крепости Святого Петра, заложенной в том же году. Неподалеку — городища Коргантас и Кетиккала в X — XVII (?) вв. Сюда по северному ответвлению Великого шелкового пути свозились товары из Китая, Персии, Хорезма и территории современного Азербайджана.   Залив Черкасского — одно из предполагаемых мест высадки экспедиции 1715 г. На противоположном берегу поселок Курык. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Остановка в степи. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.
             
     
У входа в Куйеутам, мавзолей зятя Шопан-Ата (заложен в XV—XVI вв), обязательный пункт на пути паломничества к мечети Шопан-Ата, ученика Ахмада Йасави (XII — начало XIII в.) — основателя суфийского братства йасавийа. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Граффити на стене мавзолея Куйеутам. Внизу — тамги рода адай. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Место возжигания травы адраспан (гармала обыкновенная, могильник, лат. Peganum harmala) у мавзолея Куйеутам, обязательного ритуала зийары к местам поклонения на Мангышлаке. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Вход во внутрискальную мечеть-мавзолей Шопан-ата (с X в. — суфийская обитель), расположенная на старом караванном пути в Хорезм. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.
             
     
Интерьер мечети Шопан-ата. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Вид с плато Устюрт перед началом спуска к пещерной мечети Бекет-ата (1750—1813), знаменитого просветителя-суфия, почитаемый в качестве святого. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Лестница к пещерной мечети Бекет-ата (общая длина 1700 м). Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Вход в пещерную мечеть Бекет-ата (XVIII в.). Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.
             
     
Там, где степь встречается с морем. «Мачты» на месте поклонения в некрополе у мечети Султана-эпе, покровителя моряков. У основания мачт — рога архаров. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   А. А. Андреев в проходе в подземную мечеть Султан-эпе (IX—XII вв). Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Чтение Корана перед паломницами в подземной мечети Султан-эпе. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Оставление традиционных даров (платки — орамал байлау) в подземной мечети Султан-эпе.
             
     
Вход в пещерную мечеть Шакпак-ата (с X в. — суфийская обитель, прежде — храм огнепоклонников).   Участник экспедиции А. А. Андреев рассматривает граффити у михраба пещерной мечети Шакпак-ата. Справа и слева — две кельи для индивидуального зикра-медитации. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Интерьер пещерной мечети Шакпак-ата. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Тимур Сандыбаев и Даурен Медетбаев, сотрудники Национального филиала Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Казахстан, записывают комментарий Марата Утесинова, заместителя директора Мангистауского государственного историко-культурного заповедника. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.
             
     
Раскопки усадьбы у стены городища Кызылкала (X—XII вв., 70 га, свыше 100 строений). Руководитель к. и. н. Мурат Калменов. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Руническая надпись на стене Кызылкала. Фото Е. А. Резвана, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Главные участники перехода по пустыне Кызылкум. Фото Сергея Шеховцева, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.   Дневной переход. Фото Сергея Шеховцева, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.
             
           
Рассвет над пустыней Кызылкум. Фото Сергея Шеховцева, экспедиция МАЭ РАН 2015 г.            

 

  Репортаж межгосударственной телерадиокомпании «Мир»: