Визит в Музей делегации участников Ассамблеи CIETA

С 25 по 27 сентября  в Государственном Эрмитаже  проходила ассамблея Международной ассоциации изучения старинных тканей – CIETA (Centre International d’etude des Textile Anciennes).  В Санкт-Петербург  впервые  из разных стран съехались специалисты, которые занимаются историей тканей и костюма. В работе конференции приняли участие около двухсот специалистов – хранителей музейных коллекций, исследователей, реставраторов тканей – из России, Франции, Швейцарии, Бельгии, Италии, Испании, Португалии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании, Нидерландов, Германии, Австрии, Польши, Хорватии, США, Канады, Японии.

Основная тема нынешней конференции - «Власть, ранг и статус. Текстиль и репрезентация». Одним из первых прозвучал доклад к.и.н.  Елены Царевой, ведущего научного сотрудника отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии МАЭ РАН.

-  Мое выступление было посвящено текстилю ранних кочевников Южной Сибири по коллекциям Эрмитажа (часть которых сейчас представлена на постоянной экспозиции ГЭ).  Материал очень интересный, но его еще мало знают.  Поэтому интерес к  докладу был большой, - поделилась впечатлениями Елена Царева. - Многие подошли и выразили благодарность. Текстиль содержит в себе массу информации.  Если подержать кусочек ткани в руках, рассмотреть  его под лупой, то можно очень  многое узнать. Ткань расскажет о культуре, о человеке (пол, возраст, общественный статус), о том, как развивалась экономика региона, что тогда заимствовали, что покупали,  а что сами производили.  

В рамках культурной программы  для участников были запланированы визиты в музеи Петербурга.  Одним из первых делегация Ассамблеи CIETA посетила Музей  антропологии и этнографии им. Петра Великого. Сначала для гостей были организованы обзорные экскурсии, которые провели к.и.н. Елена Соболева, старший научный сотрудник МАЭ, и Марина Федороваэкскурсовод 2 кат. После знакомства с Музеем для участников Ассамблеи организовали эксклюзивный показ бухарских икатов.  Коллекция икатов  из собрания МАЭ - лучшая в мире. 

- Для этого показа мы выбрали самые интересные и самые ранние образцы пяти групп икатов, - рассказывает Елена Царева. - В делегации были не только специалисты по икатам, но и по французскому барокко. Когда я называла плотность тканей, они не верили, что такое бывает!  И еще я показала гостям ткани, которые недавно привезла из Маргилана (Узбекистан), где я участвовала в фестивале. Там техника производства тканей была практически утрачена. Но в  90-е годы ее начали возрождать, и традиции восстановили. Сейчас в Узбекистане этим занимаются потомственные ткачи. Разнообразие изделий, качество выработки, красота рисунка – все потрясает!  Люди там очень заинтересованы в развитии мастерства, и хотят повысить свой научный потенциал. 

Икаты это особая техника украшения текстиля: когда натягивается основа на станок, а по ней рисуется изображение с повторяющимися раппортами. Затем все перевязывается особым образом и красится в определенной последовательности. Получаются немного «плывущие» рисунки.  Средняя Азия была центром изготовления икатов. В Кунсткамеру коллекция попала из Зимнего дворца. Это дары бухарских эмиров русским царям. Гости из Азии приезжали на коронации, празднования по случаю рождения наследников и привозили дорогие подношения.

Для самих жителей Бухарского эмирата икаты на шелке были одним из наиболее значимых предметов быта. Некоторые группы икатов могли носить только эмиры и их приближенные. Это   зависело от типа ткани. Например, шелк обладал высочайшим статусом.  Если кто-то надевал на себя то, что не положено по рангу, он мог быть сурово наказан.

В коллекции МАЭ всего 520 икатов.  В свое время каждый предмет был разрезан пополам,  и в 20-30-х годах прошлого столетия «вторую половину» отправили в Ташкент. Эта передача зафиксирована в архивах Кунсткамеры.  

Справка

В  2006 году в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН с большим успехом прошла выставка «Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары». Впервые в одних залах были представлены:

  • знаменитая центрально-азиатская коллекция Кунсткамеры — собрание одежды и тканей,
  • неизвестные широкому кругу произведения художников русского авангарда, специально привезенные из Узбекистана,
  • работы современных узбекских модельеров.

Каталог выставки можно посмотреть в электронной библиотеке МАЭ РАН. 

«Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары»

Это рассказ о взаимодействии культур, а значит, прежде всего, об общении людей. В массовом сознании жителей России сегодня существует образ Средней Азии, созданный В.В.Верещагиным («Двери Тимура»), Леонидом Соловьевым («Ходжа Насреддин») и авторами культового фильма «Белое солнце пустыни». Между тем, культуру России и Узбекистана связывают тысячи и тысячи нитей. Одна из таких нитей — фантастически интересная взаимосвязь форм и образов живописи русского авангарда и эстетических принципов, лежащих в основе образного и цветового решения традиционных среднеазиатских тканей (икатов).

Кунсткамера является хранителем богатейшего в Европе собрания среднеазиатских тканей, которое содержит образцы текстиля, комплексы праздничной и будничной одежды и украшений. Важнейшую часть коллекции составляют парадные подношения русским царям от бухарских эмиров и хивинских ханов.