Полевые выезды в Казахстан и Киргизию

Летом этого года состоялось два полевых выезда старшего научного сотрудника отдела этнографии Центральной Азии МАЭ РАН, к.и.н. Инги Владимировны Стасевич. 

В июне этнографические исследования проводились на территории Западного Казахстана (Актюбинская область), проект осуществлялся за счет средств, выделенных по программегосударственного проекта Республики Казазстан «Обычаи и обряды жизненного цикла казахов Западного Казахстана: на примере Актюбинской области» (2018-2020 гг.) и средств МАЭ РАН. Исследования этого года продолжили планомерное изучение форм адаптации традиционной обрядности казахов к современным условиям. Работы проводились совместно с зав. отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Л. Ф. Поповой, с научным сотрудником Актюбинского областного  историко-краеведческого музея А. Шалмановой и студентамиисторического факультета Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова. 

В сентябре этого года И. В. Стасевич, совместно с Л. Ф. Поповой, продолжила начатые летом 2016 года этнографические исследования в Иссык-Кульской области Республики Киргизия. Основное внимание было уделено изучению погребальных сооружений Прииссыккулья второй половины ХХ века. Среди них наиболее интересными оказываются монументальные надмогильные конструкции, представляющие собой кирпичные, бетонные либо отштукатуренные саманные сооружения, на побелку которых нанесены сюжетные росписи, связанные с жизнью покойного. Красочные росписи являются уникальным обычаем оформления памятников, по всей, видимости, характерным именно для этого региона. К сожалению, не удалось найти никаких данных по этой традиции в публикациях и архивных делах советских этнографов, работавших в этом регионе в ХХ веке. Нет подробных описаний и аналитических размышлений об этой традиции и у современных этнографов. В ходе работ этого года был уточнен регион распространения подобных надмогильных конструкций, проведена их фотофиксация. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что они встречаются как на южном, так и на северном берегу озера Иссык-Куль. В планах исследователей продолжить фотофиксацию разрушающихся сооружений, сбор и анализ этнографической информации по этой теме. Напомню, что ислам запрещает подновлять надмогильные конструкции, а это значит, что в течение 5-10 ближайших лет роспись будет полностью утрачена, да и в настоящее время на многих памятниках она сохраняется фрагментарно.