English Home Search E-mail Map

Вышел из печати очередной номер журнала «Manuscripta Orientalia»

15.08.2016

    
   

Вышел из печати очередной номер англоязычного журнала «Manuscripta Orientalia. Ienternational journal for Oriental Manuscript Research» (vol. 22 No. 1 June 2016). Пять из восьми опубликованных в номере статей принадлежат ученым из России, которые работают в МАЭ РАН, СПбГУ, Государственном музее истории религии, а также в National Tsing Hua University (Тайвань). Опубликованы также работы коллег из США (Колумбийский университет), ЮАР (Университет Йоханнесбурга) и Ирана (Тегеранский университет).

Статьи, принадлежащие сотрудникам МАЭ, связаны с плановыми научными темами. Д.и.н. И.А. Алимов, заведующий отделом Восточной и Юго-Восточной Азии, продолжает серию публикаций, посвященных исследованию и вводу в научный оборот текстов китайской прозы сяошо I—XIII вв. Настоящая статья посвящена одному из известных сборников zhiguai xiaoshuo танского времени, мини-энциклопедии сверхъестественного «Guang yi ji» («Обширные записки о странном»). Данный сборник принадлежит танскому чиновнику и литератору Dai Fu (?—794?) и был утрачен к концу правления Северной Сун, сохранились лишь фрагменты — только в «Tai ping guang ji» их более трех сотен. В минское время сборник был возможно полно восстановлен. В современном критическом тексте «Guang yi ji» — триста два фрагмента в шести цзюанях. Основное содержание «Guang yi ji» — странное, удивительное, сверхъестественное, душам умерших здесь отдано пятьдесят пять фрагментов, лисам-оборотням — тридцать три фрагмента, воскрешениям — тридцать один фрагмент, воздаянию за неправедные деяния — двадцать шесть фрагментов, бессмертным — двадцать один фрагмент. Данный сборник — важное звено в развитии китайской прозы сяошо, источник сюжетов и образов героев для художественной традиции последующих времен, существенная веха на пути становления подлинно художественной прозы.

Статья к.и.н. И.В. Стасевич, старшего научного сотрудника отдела этнографии Центральной Азии, озаглавлена «Свадебные головные уборы казахских женщин в собрании МАЭ РАН (опыт сравнительно-исторического и семантического анализа)» и посвящена собранию сукеǝле — необыкновенно сложно декорированному головному убору, самой дорогой части убранства невесты. Иногда на изготовление одного сǝукеле у мастеров уходил целый год. Стоимость такого головного убора могла доходить до 2—3 тысяч рублей серебром. Но главная ценность подобных экспонатов заключается в их исторической значимости. Приобрести такой головной убор собирателю было не так просто. В отчетах МАЭ отмечается: «Таких вещей, представляющих собой остатки прадедовского состояния, в степи немного, и киргизы (=казахи в терминологии тех лет) не расстанутся с ними ни за какие деньги». Собрание МАЭ включает четыре головных убора, которые датируются 1850—1930 гг.

Вместе с ярким традиционным свадебным костюмом высокий богато украшенный головной убор подчеркивал торжественность момента вступления девушки в брак, и, следовательно, ее переход в следующую поло-возрастную группу. Традиционно молодая женщина продолжала носить саукеле в течение года после замужества. И только после истечения этого срока она имела право надеть головной убор замужней женщины. В этот год молодуха при удачном стечении обстоятельств должна была родить ребенка, по сути, пройти «женское посвящение», приобрести новый статус женщины. Таким образом ношение саукеле как бы подчеркивало нахождение молодой женщины в переходном периоде ее жизни – от девичества к материнству. Дополнительную ценность опубликованному исследованию придает широкое привлечение богатого фотоиллюстративного материала по проблеме, который хранится в музее.

Журнал «Manuscripta Orientalia», подписчики которого живут сегодня почти в тридцати странах, был создан в 1995 г. издательством «Thesa» (Санкт-Петербург) по инициативе группы петербургских востоковедов как независимое международное научное издание, действующие на основе самофинансирования. С 2000 г. он издается во взаимодействии с МАЭ РАН и Государственным Эрмитажем. Исторически сложилось так, что редакционная коллегия журнала формируется главным образом из сотрудников МАЭ, что позволяет музею активно участвовать в формировании его редакционной политики и оперативно освещать на страницах журнала ряд текущих научных проектов музея.