- Научно-исследовательские работы
- Ученый совет
- Диссертационный совет
- Заседания диссертационного совета
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- Фирсова Варвара Сергеевна
- Сулейманова Олеся Анатольевна
- Давыдова Алёна Сергеевна
- Гаврилова Ксения Андреевна
- Давыдова Алёна Сергеевна
- Давыдова Елена Андреевна
- Дугушина Александра Сергеевна
- Коровкина Анна Юрьевна
- Пироговская Мария Михайловна
- Сулейманова Олеся Анатольевна
- Фирсова Варвара Сергеевна
- Хамидуллин Салават Ишмухаметович
- Янковская Аглая Алексеевна
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- Нормативные документы
- Диссертанту
- Заседания диссертационного совета
- Конференции и семинары
- 2024
- 2023
- «Радловские чтения» - 2023
- XI научно-практическая конференция «Полярные чтения – 2023» Арктика и Антарктика: история и антропология повседневности
- Круглый стол отдела Южной и Юго-Западной Азии «Азиатский Бестиарий»
- XXIII Научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге XVIII-XX вв.: биографические и культурные аспекты»
- XlV Лавровские чтения
- XLIV Зографские чтения
- XV Конгресс антропологов и этнологов России
- Научная конференция «Проблемы филологии и этнографии Юго-Восточной Азии»
- Третий архивный съезд к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета
- Скандинавские чтения
- Фольклор и этнография: слово и вещь в пространстве традиции
- Маклаевские чтения - 2023
- 2022
- Ежегодная научная конференция «Радловские чтения» - 2022
- Международный исследовательский семинар “Художественные, научные и социальные практики в изучении процессов экологического распада”
- ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ
- XLIV ЛАВРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
- Круглый стол «Этнологическая экспертиза: стратегии и перспективы развития этнических сообществ, промышленности и науки»
- Конференция Маклаевские чтения
- Научно-практическая конференция «Проблемы освоения Дальнего Востока России: в честь 150-летия со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева»
- Международная научная конференция «Пётр I и становление российской науки»
- «ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»
- XXII научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический аспект»
- Международная конференция XII Сибирские чтения «Ресурсы Арктики и Сибири: техники, технологии, жизнеобеспечение»
- НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛИЧНОСТЬ И НАУКА В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ: ОБРАЗ, ПАМЯТЬ, ФАКТ»
- Конференция Проблемы этнической семиотики (к 100-летию со дня рождения Ю.В. Кнорозова)
- 2021
- XVIII МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АРХАИКИ
- Радловские чтения – 2021
- СОРОК ВТОРЫЕ (XLII) ЗОГРАФСКИЕ ЧТЕНИЯ
- XLIV ЛАВРОВСКИЕ (СРЕДНЕАЗИАТСКО-КАВКАЗСКИЕ) ЧТЕНИЯ-2021
- Международная научная конференция «1821 год на Балканах: Греческое восстание. Валашское восстание. Гибель Тудора Владимиреску»
- «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
- IX Доржиевские чтения «БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР»
- 21-ая научная конференция «НЕМЦЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»
- Пётр I и имперская идентичность России: к 300-летию принятия Петром титула Отца Отечества и Императора Всероссийского
- Четырнадцатые Скандинавские Чтения
- Международная конференция ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ: ПАРАДОКСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
- Маклаевские чтения - 2021
- XIX МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АРХАИКИ
- 2020
- Радловские чтения — 2020
- Кюнеровские чтения — 2020
- XXI научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII–XX вв.): биографический аспект»
- Международная научная конференция «НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ УЧЕНЫХ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»
- Всероссийская научно-практическая конференция «Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г.М. Василевич»
- Третьи научные чтения памяти Н.М. Гиренко
- Маклаевские чтения
- 2019
- III Международная конференция «Еврейские диаспоры в Европе и мире: полевые и источниковедческие исследования»
- Радловские чтения – 2019
- Музеи и революция: к 100-летию Первой всероссийской конференции по делам музеев
- Кюнеровские чтения - 2019
- Юбилейная конференция к 100-летию со дня рождения Б.Н. Путилова и К.В. Чистова
- V МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕВЕРНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
- Международная конференция XI Сибирские чтения «ЭНЕРГИЯ АРКТИКИ И СИБИРИ: РЕСУРСЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНФРАСТРУКТУРА»
- XXI научная конференция «НЕМЦЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (XVIII–XX вв.): БИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»
- Маклаевские чтения – 2019
- XLIII ЛАВРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Кавказ и Центральная Азия: этнография, антропология, фольклористика
- «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ИНДИЙСКОГО ТЕКСТА» СОРОКОВЫЕ ЗОГРАФСКИЕ ЧТЕНИЯ
- Научный семинар «Айны: история, культурное наследие, идентичность»
- Международная конференция «Стратегии и репутации музеев»
- Научный семинар «Северный буддизм и буддийская культура в современном обществе»
- XVII МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АРХАИКИ. ОХОТА И ВОЙНА: ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРАТЕГИЯ, ОПЫТ
- 2018
- Радловские чтения
- Маклаевские чтения
- XXXIX Зографские чтения
- XLII Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения: Кавказ и Центральная Азия: этнография, антропология, фольклористика
- Постаграрная деревня: экономики, стили жизни, отношения
- Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика. К 90-летию И.И. Гохмана
- International Workshop: The Archaeology of Yuzhniy Oleniy Ostrov (Lake Onega). State of research, new studies and interpretations
- Научная конференция по эфиопистике
- Соседства в Европе: культуры, границы, коммуникативные практики.
- Тринадцатые Скандинавские чтения
- Четвертые Замятинские Чтения
- «К распространению наук и в пользу человеческого рода…»: К 250-летию «физических» экспедиций Академии наук
- VIII Американистский симпозиум. Слияние двух миров: история, мобильность, статус жителей Нового Света до и после Колумба
- 2017
- Кюнеровские чтения
- Радловские чтения
- Международная конференция «Искусство каменного века: образы, знаки, контекст»
- Маклаевские чтения 2017
- Международная научная конференция «Культурные процессы в циркумбалтийском пространстве в раннем и среднем голоцене»
- Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения-2017
- IV научные чтения памяти К.В. Чистова
- II международная конференция «Еврейские диаспоры в Европе и мире: полевые и источниковедческие исследования»
- 2016
- Кюнеровские чтения
- Радловские чтения
- Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII–XX веках): Биографический аспект. XVIII научная конференция
- Маклаевские чтения
- XXXVII Зографские чтения
- XL Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения
- Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Т.В.Станюкович
- Международная научная конференция X Сибирские чтения «Страсть к жизни: эмоции, чувства и восприятие на Севере и в Сибири»
- KUNST/Камера (искусство кино и межкультурный диалог)
- Скандинавские чтения
- 2015
- Третьи научные чтения памяти К.В. Чистова
- «Всероссийская империя с пограничными землями» в описаниях Академии наук: к 270-летию издания первого «Атласа Российского» (1745) и к 250-летию со дня смерти М.В. Ломоносова (1765)
- «Палеоантропологические и биоархеологические исследования: традиции и новые методики» (VI АЛЕКСЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ)
- Лавровский (Среднеазиатско-Кавказские) чтения - 2015
- Чтения памяти Д.А.Ольдерогге
- Маклаевские чтения
- XVII научная конференция "Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический аспект
- Pадловские чтения
- 2014
- Кунсткамера – первый музей России: 300 лет традиций и развития
- Скандинавские чтения
- XXXV зографские чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста»
- XVI научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический аспект».
- Маклаевские чтения 2014
- Радловские чтения 2014
- Ежегодные чтения отдела Этнографии Южной и Юго-Западной Азии «Азиатский Бестиарий»
- 2013
- Кюнеровские чтения
- Радловские чтения
- Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект
- Маклаевские чтения
- Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения - 2013
- XXXIV Зографские Чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста»
- Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая антропология: методики, базы данных, научные результаты».
- IX Сибирские чтения
- Заседание семинара «Наука о Кунсткамере»
- Междисциплинарный семинар "Теория и методология архаики: реальные и знаковые формы социальной дифференциации в архаике"
- 2012
- Кюнеровские чтения
- ПАМЯТИ АКАДЕМИКА В.В. РАДЛОВА. Пленарное заседание, посвященное 175-летию со дня рождения.
- XIV научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический аспект»
- Маклаевские чтения
- Чтения памяти Д.А.Ольдерогге
- Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения
- Скандинавские чтения
- Вторые Чистовские чтения
- 2011
- Международная научная конференция "Лев Штернберг – гражданин, ученый, педагог (к 150-летию со дня рождения)"
- Ломоносовские чтения
- Третья международная научная конференция "ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ. Интеллектуальный диалог"
- Лавровские чтения
- Маклаевские чтения
- Радловские чтения
- Кюнеровские чтения
- Научные чтения отдела Южной и Юго-Западной Азии
- 2010
- VIII Сибирские чтения
- Скандинавские чтения 2010
- Вторая международная научная конференция «ПЕТЕРБУРГ-ИЗРАИЛЬ. Интеллектуальный диалог»
- Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения
- XXXI Зографские чтения
- Маклаевские чтения
- XII научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический акцент»
- Радловские чтения
- Кюнеровские чтения
- 2009
- Научная конференция «Фольклор и этнография» (К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова)
- Филиппины — прежде всего!
- XXX Зографские чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста»
- XXXIII Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения
- Кюнеровские чтения 2009
- Радловские чтения – 2009
- Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX вв.): биографический аспект
- Чтения памяти Д.А. Ольдерогге
- Зеленинские чтения
- Ломоносовские чтения
- Маклаевские чтения
- Ломоносовские чтения
- Научные чтения отдела Южной и Юго-Западной Азии
- 2008
- 2007
- VII Сибирские Чтения
- Проблемы биологической и культурной адаптации человеческих популяций
- Зографские чтения
- Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения
- VII Чтения памяти Д. А. Ольдерогге "Африка в системе мировых цивилизаций: прошлое, настоящее, будущее"
- Маклаевские чтения
- Девятая научная конференция "Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект"
- Ежегодная итоговая научная конференция «Радловские чтения - 2007»
- Кюнеровские чтения 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- Научная конференция "Проблемы антропологии Евразии"
- Научная конференция "Музей и археологическое наследие"
- Шестые Сибирские Чтения
- Скандинавские чтения 2004
- Вторая инструментоведческая научно-практическая конференция "Музыка Кунсткамеры" (к 290-летию Кунсткамеры)
- Маклаевские чтения 2004
- Шестая научная конференция "Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект"
- Всероссийский семинар-практикум "Личность в воспитательном пространстве муниципального района".
- Издания
- Годовые отчеты
- Программа развития МАЭ на 2019-2021 г.
26 апреля 2016 г.
М.А. Родионов «Культурная память Йемена: вызовы и тревоги»
Содержание доклада на Ученом Совете МАЭ РАН 26 апреля 2016 г.
Покушение на культурную память Ближнего и Среднего Востока – примета третьего тысячелетия. Художественные ценности уничтожались во все времена, но в данном случае речь идет об «идейной чистке», освобождающей память от «неправильных» свидетельств прошлого, что, по мнению фанатиков, позволяет начать историю человечества с чистого листа, освободить будущее от нежелательного прошлого.
Чтобы привлечь внимание к событиям в Йемене, колыбели южноаравийской цивилизации на юге Аравии, ЮНЕСКО проводит всемирную кампанию «Неделя Йеменского Культурного Наследия – Музеи мира за Йемен». На призыв ЮНЕСКО откликнулись и музеи нашей страны – Музей культур народов Востока в Москве, Государственный Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге. Более 30 лет назад некоторые сотрудники этих музеев начали исследовательскую работу в Йемене в составе комплексной экспедиции отечественной Академии наук. Вместе с коллегами из Германии, Италии, Франции, Голландии, США, мы тесно связаны с культурой этой страны и с ее народом.
Когда в 1990 г. ЙАР и НДРЙ образовали единое государство – Йеменскую Республику, никто не мог предугадать современного развития событий. В обстановке почти всеобщего энтузиазма казались несущественными конфессиональные и социокультурные различия между Севером с его шиитским и суннитским населением (окраиной Османской империи, а затем – центром зейдитского имамата) и суннитским Югом (конгломератом мелких государств, находившихся до 1967 г. под британским протекторатом). Недолгая эйфория йеменского единства сменилась разочарованием, приведшем в 1994 г. к неудачной попытке Юга выйти из ЙР.
В нашу задачу не входит подробный разбор предпосылок нынешней политической ситуации. Определенную ответственность за нее несет политический долгожитель экс-президент Али Абдалла Салех, выходец из зейдитского племени санхан. Пытаясь включить радикальных исламистов в политическую жизнь Йемена, он, по существу, заложил основу для грядущей дестабилизации страны. Поощряя действия суннитских активистов против шиитов-зейдитов, которых подозревали в планах возрождения зейдитского имамата, он способствовал обострению межконфессиональных противоречий и политизации ислама. Вооруженная борьба зейдитов-хуситов против президента шла в 2004-2007 гг. В наши дни тактический союз между бывшими врагами против нового президента страны Абд Раббо Мансура Хади, поддержанного коалицией государств во главе с Саудовской Аравией, привел к той расстановке сил, которая в целом сохраняется по сей день.
Широкомасштабные боевые действия с использованием тяжелого вооружения и бомбардировок с воздуха нанесли ущерб историческим ансамблям Саны и других городов страны. Полностью разрушен новый музей в Замаре с его богатыми коллекциями древних надписей, барельефов и скульптур. Погибло археологическое городище 1-го тыс. до н.э. Баракиш – город царства Маин. Под угрозой всемирно известный Национальный музей в Сане, музеи Адена и других йеменских городов Севера и Юга, попавшие в зону боев.
Но опаснее всего не военные разрушения, а вызовы радикалов-джихадистов, которые практикуют сознательное уничтожение культурной памяти для идеологического перекраивания истории. Одна из самых зловещих организаций исламистов-джихадистов – ал-Каида Аравийского полуострова (АКАП), открывшая в 2015 г. боевикам запрещенного в РФ ИГИЛ путь в Йемен. В апреле 2015 г. ал-Каида захватила портовый город Мукаллу, столицу провинции Хадрамаут.
Директор Германского археологического института в Сане Ирис Герлах сообщала 28 июня 2015 г.: АКАП угрожает взорвать Султанский дворец ал-Куайти, он же Исторический Музей в Мукалле, т.к. там хранятся доисламские экспонаты, которые АКАП планирует уничтожать во всей Мукалле как памятники языческой джахилии, порочащие ислам. Опасность для культурного наследия, хранящегося в музеях Хадрамауте, вполне реальна. Так в Сейунском Музее доисламские экспонаты есть не только в фондах, но и на постоянной археологической экспозиции, организованной российскими учеными в 1983-1988 гг. и демонстрирующей находки, добытые российскими, французскими и йеменскими археологами.
Реальная опасность угрожает знаменитому хадрамаутскому городу глинобитных небоскребов Шибаму, для сохранения которого была проведена в свое время большая работа международных культурных организаций. 2 июля 2015 г. Комитет Всемирного наследия включил Шибам вместе со старым городом Саны в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой.
Экстренные меры для спасения йеменского культурного наследия включают необходимость срочной оцифровки рукописей. Так американский арабист Дэвид Холленберг, профессор Орегонского университета, в феврале этого года обратил внимание общественности на то, что фонды трех частных рукописных хранилищ Саны содержат 50 тысяч редких манускриптов. В них заключена существенная часть коллективной памяти народа, утрата которой нанесет необратимый урон всему человечеству. К сожалению, бюрократические проволочки задерживают исполнение этого проекта. В рукописном хранилище Мактаб ал-Ахкаф города Тарим в Хадрамауте, фонды которого сформированы при участии российских ученых П.А. Грязневича и А.Б. Халидова, есть свой электронный каталог и многие рукописи оцифрованы, однако далеко не все они вполне благонадежны с точки зрения исламистских радикалов.
В труднейших условиях, о которых до нас доходят отрывочные и не всегда достоверные сведения, работают сегодня наши хадрамаутские коллеги. Среди них директор Музея в Мукалле Абд ал-Азиз Джафар Бин Акил, защитивший кандидатскую диссертацию в городе на Неве, и директор Музея в Сейуне Абд ар-Рахман Хасан ас-Саккаф – оба давние участники Российско-йеменской экспедиции.
Культурное наследие Йемена не сводится только к артефактам. Членами социума усваивается культурная память с ее механизмами отбора и толкований, неразрывно связанная с символическим ландшафтом, в котором живет ее носитель. Несмотря на все усилия йеменских националистов, йеменская культурная память не сумела сконструировать общейеменский культурный ландшафт. Само слово Йемен, йеменский, бытовавшее когда-то как экзоним (имя, употребляемое извне, а не изнутри), ассоциируется и сегодня прежде всего с йеменским Севером с его зелеными горными террасами и красноморскими побережьем, а Юг – это прежде всего Южная Аравия с долинами и плоскогорьями, зажатыми между пустыней и Аравийским морем. Не случайно в период нынешней смуты страна распалась на части, в общем-то соответствующие историко-культурным ареалам прошлого.
В этом отношении одним из самых символических локальных ландшафтов можно считать Хадрамаут: пустыня, долины внутреннего Хадрамаута, плоскогорья, побережье Аравийского моря. Какую бы гипотезу ни выдвигали лингвисты для объяснения происхождения этого топонима, для местных жителей Хадрамаут навсегда связан с выражением «хадара маут» – пришла смерть, а сам этот край воспринимается, осознанно или бессознательно, как ландшафт жизни и смерти – долин, оживляемых влагой источников, колодцев и дождей, посылаемой Богом, милость которого – ар-рахма – по местной пословице, правит Хадрамаутом. Весь ландшафт структурирован сетью мавзолеев-кубб, в которых покоятся пророки и праведники, Местные жители устраивают паломничества к куббам и просят у почитаемых покойников удачи, надеясь приобщиться их жизненной силы – бараки.
Важнейшее место паломничества в Хадрамауте – кубба доисламского пророка Худа на крайнем востоке. Путь к ней преграждает Вади Масила, одно из немногих в Аравии вади, где всегда имеется водоток. С могилой Худа связано множество обычаев и поверий, восходящих к эпохе джахилии, которые исламские ригористы стремятся уничтожить. Другой важнейший объект паломничества – гробница сейида Ахмада б. Исы ал-Мухаджира (X в.), родоначальника всех местных сейидов (потомков Пророка Мухаммада). Расположенная на двух ярусах склона, соединенных лестницей, гробница повторяет план доисламских святилищ. Несколько месяцев назад поступило известие о разрушении мавзолея ал-Мухаджира, к счастью, не подтвердившееся.
Однако уничтожение кубб под предлогом борьбы с «могилопоклонством» как уклонением от строгого единобожия, происходит сегодня в разных концах Йемена. На Севере, в Сааде, разрушена кубба сейида Хусейна б. Бадр ад-дина ал-Хуси. На Юге, в Хадрамауте, та же судьба постигла могилу сейида Хамада б. Салиха Бин Шайх Абу Бакра Бин Салима, взорванную 1 июля 2015 г. ал-Каидой в Шаб ан-Нур близ города аш-Шихр.
Вызовы радикальных джихадистов распространяются практически на все аспекты культурной памяти Йемена – от доисламских артефактов в музеях, на древних городищах и в частных хранилищах, до рукописных и печатных сочинений, а также на все виды традиционных социальных презентаций. Среди таких презентаций – коллективная сезонная охота на горного козла-ибекса, включающей в себя элементы доисламской обрядности. Шествия в честь успешной охоты аналогичны процессиям древнегреческих сатиров в честь Диониса – трагедиям (по-гречески «песня козла»). Общая природа аравийских ритуалов и прототеатральных древнегреческих дионисий подтверждается единством цели (обеспечить удачу общине в новом календарном году), атрибутами (огороженная площадка – скена), составом участников (корифей, процессия-хор, актеры, молчаливо представляющие традиционный срез социума).
Другие формы социальной презентации, которые радикальные джихадисты стремятся искоренить, это квартальные и племенные шествия, танцы, а также состязания поэтов, выясняющих, чей дар импровизации сильнее и к кому из них благосклонней демоны поэзии.
Сегодня ситуация с йеменским культурным наследием настолько критична, что некоторые представители местной интеллигенции считают, что кризис уже достиг дна, и развитие может идти только вверх, путем постепенного восстановления институтов гражданского общества с опорой на традиционные механизмы самоорганизации. Опасность для культурной памяти усугубляется гуманитарными проблемами, из которых едва ли не самая главная – вовлеченность детей и подростков в военные действия. По оценке ЮНИСЕФ, около трети вооруженных участников конфликта – несовершеннолетние.
Хочется надеяться, однако, что здоровые силы йеменского общества, не поддавшиеся искушению простых радикальных решений, сумеют передать новому поколению интерес к подлинной истории, что вместе с мировой общественностью они защитят культурную память от всех вызовов и испытаний.