Отдел этнографии Сибири
Глафира Макарьевна Василевич
ВАСИЛЕВИЧ ГЛАФИРА МАКАРЬЕВНА
(1895 - 1971)

доктор исторических наук



Рано начав трудиться, Г.М.Василевич всегда отличалась огромной работоспособностью и безграничной преданностью избранному делу. Могла работать в любых условиях, будь то экспедиционная неустроенность, тяготы войны в блокаду и эвакуацию, не слишком благоустроенное собственное жилье, которое она смогла улучшить лишь в самые последние годы жизни, вступив в жилищный кооператив. Надо полагать, что и тяжелейший лагерный период, на три года отнявший у нее свободу и любимую работу, не смог лишить ее возможности размышлять, думать о науке, строить планы будущих исследований.
Сила ее характера проявлялась и в особой научной честности, когда ни в одной из своих работ даже в самые политизированные времена она не допустила ни оголтелой критики шаманства, ни пафосного восхваления вождей, а всегда писала только то, что имело непосредственное отношение к исследованию. И даже после страшных испытаний в лагере она не потеряла этой подлинной свободы научного мышления, на которую способен, к сожалению, далеко не каждый ученый, особенно в гуманитарной, то есть наиболее идеологизированной области науки. Об этом говорят ее полевые отчеты, написанные по результатам последних экспедиционных поездок 1959, 60 и 69 гг., а также докладные записки, которые подавались тогда после экспедиций в органы власти. В них по-прежнему нет ни украшательства, ни стремления камуфлировать ситуацию, а написано то, что действительно беспокоит исследователя, который видит, что в обустройстве жизни на севере далеко не все делается правильно. Так до самых последних лет она сохраняла удивительную силу духа и способность отстаивать свое научное мнение, невзирая ни на какие внешние обстоятельства.
Такой Г.М.Василевич и ушла из жизни 22 апреля 1971 г. Она умерла после тяжелой неизлечимой болезни, которая внезапно обрушилась на нее и за четыре месяца привела к неизбежному трагическому исходу. Ей было 76 лет, за которые она успела сделать так много, что кажется, будто работал не один человек, а целый научный коллектив. Ее труды, охватывающие практически все стороны жизни эвенков, включая их язык, культуру и историю, составляют огромный вклад не только в широкую область историко-этнографического и историко-лингвистического изучения народов Сибири, но и в отечественную этнографию в целом. Впечатляет уже одно только простое перечисление наиболее глобальных, разработанных Г.М.Василевич исследовательских направлений. Это проблемы этногенеза и классификации тунгусо-маньчжурских языков, эволюция хозяйства (включая происхождение оленеводства) и традиционного мировоззрения - от самых ранних космогонических представлений до развитого шаманства, историческая специфика фольклорных сюжетов и столь актуальный для исследований эвенков аспект как соотношение общего и регионального в их культуре, формирование отдельных элементов - в одежде (кафтан, нагрудник, типы обуви), транспорте (лыжи, лодки, нарты), хозяйственно-бытовом укладе (жилище, колыбель) и сложение традиционной культуры эвенков в целом, общественный строй и развитие этноса в ХХ столетии. Широкий круг проблем, в центре которого для Г.М.Василевич всегда стояли вопросы этногенеза и этнической истории тунгусоязычных народов, составившие самостоятельную и чрезвычайно важную область ее научных исследований.
С самого начала проблема этногенеза была поставлена Г.М.Василевич очень широко, в тесной связи с чрезвычайно сложной группой вопросов по истории заселения Северной Азии и происхождения монголоязычных, тюркоязычных и других, вплоть до индоевропейских, народов. Ее концепция сразу строилась на очень смелых выводах о последовательных стадиях языкового развития на территории Сибири и, шире - Евразии, и постепенно за годы упорного исследовательского труда совершенствовалась и уточнялась на основе всех достижимых источников, главным из которых, наряду с лингвистикой, стал этнографический, этнонимический и фольклорный материал с привлечением также археологии и антропологии. Все работы Г.М.Василевич по проблемам эвенкийского этногенеза отличались комплексным лингвистико-этнографо-фольклористическим подходом, и в этом отношении еще никто не сделал больше, чем она, хотя в последние десятилетия появились новые имена и новые труды в области тунгусоведения.
Конечно, Г.М.Василевич удалось решить не все проблемы. Они настолько сложны, что научные споры по многим из них продолжаются и поныне, спустя уже 30 лет после ухода Глафиры Макарьевны. Однако ее концепция этногенеза до сих пор является основной, и лишь время от времени в нее вносятся некоторые уточнения. Не потеряли своего значения и разработанные Глафирой Макарьевной вопросы формирования эвенкийской этнической культуры. Региональные же исследования, проведенные Г.М.Василевич практически по всем группам эвенкийского этноса, стали надежной основой для дальнейшего развития тунгусоведения. Особую актуальность приобрели в последнее время изыскания Г.М.Василевич в области шаманства, верований, пространственных представлений, а также социальной организации эвенков. Ее статьи по этой тематике, в том числе и самые последние, изданные уже посмертно, (99) имеют огромное значение в понимании сложнейших процессов развития традиционного мировоззрения и общественного устройства.
Невозможно переоценить вклад Василевич в тунгусоведение и сибиреведческую науку в целом. Своими трудами она не только кардинально продвинула эти исследования, но и создала прочный фундамент для их плодотворного продолжения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.О несомненном признании на родине говорит тот факт, что последние 30 лет своей жизни Г.М.Василевич работала в ведущем этнографическом центре страны - Институте антропологии и этнографии Академии наук СССР, где она занимала должность старшего научного сотрудника Отдела Сибири. Была доктором исторических наук, автором более 200 публикаций, участвовала в международных научных симпозиумах, имела государственные награды. О широкой известности исследований Г.М.Василевич за рубежом свидетельствуют опубликованные там положительные отзывы на ее работы, например: Jettmar K. Zum problem der tungusischen Urheimat. - Kultur und Sprache. 1959, IX, c.488-489, 498-500, Jettmar K. Zu den Anfangen den Rentierzucht. - Anthropos. 1952, v.47, c.739-755, Menges K. Linguistische und ethnologische Bemerkungen zum Tungusischen. - Anthropos. 1965, v.60, c.591-608.

2. Васильков Я.В., Гришина А.М., Перченок Ф.Ф. Репрессированное востоковедение. Востоковеды, подвергшиеся репрессиям в 20-50-е годы. - Народы Азии и Африки. 1990, № 4, с.118.

3. Решетов А.М. Репрессированная этнография: люди и судьбы. - Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5-6. СПб., 1994, с.357-359.

4. Г.М.Василевич - крупнейший советский тунгусовед (К 70-летию со дня рождения). Якутск, 1965. 48 с.

5. Цинциус В.И. Памяти Г.М.Василевич. - Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972, с.241-251.

6. Таксами Ч.М. Глафира Макарьевна Василевич (некролог). - СЭ. 1971, № 5, с.184-186.

7. Степанов Н.Н. Глафира Макарьевна Василевич (К 70-летию со дня рождения). - Известия Всесоюзного географического общества. 1965, т.97, вып. 4, с.380-381.

8. Гурвич И.С., Долгих Б.О., Туголуков В.А., Смоляк А.В., Соколова З.П. - СЭ. 1971, № 1, с.166-168.

9. Ермолова Н.В. Глафира Макарьевна Василевич и современные проблемы тунгусоведения. - 285 лет Петербургской Кунсткамере. СПб., 2000, с.205-212.

10. Новикова Ю. Сквозь таежные дебри. - Пионер. 1957. № 3, с.27-32.

11. Документ хранится в Отделе Сибири МАЭ РАН.

12. Решетов А.М. Репрессированная этнография, с.357; Цинциус В.И. Г.М.Василевич. - Г.М.Василевич - крупнейший советский тунгусовед (К 70-летию со дня рождения). Якутск, 1965, с.7.

13. Штернберг С.А. Л.Я.Штернберг и ленинградская этнографическая школа. - СЭ. 1935. № 2, с.140-141; Бюллетень Географического института. 1922. № 5-6, с.20.

14. Станюкович Т.В. Из истории этнографического образования (Ленинградский географический институт и географический факультет ЛГУ). - Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. ТИЭ. Нов. сер. М., 1971. Т.95, вып.V, с.127; документы, хранящиеся в Отделе Сибири.

15. Штернберг С.А. Л.Я.Штернберг и ленинградская этнографическая школа, с.141.

16. Документы, хранящиеся в Отделе Сибири.

17. ПФ АРАН, фонд 142, опись 5, д.521, л.17; документы, хранящиеся в Отделе Сибири.

18. ПФ АРАН, л.17.

19. Документы хранятся в Отделе Сибири.

20. Василевич Г.М. На Нижней Тунгуске. - Северная Азия. 1926. Кн.5-6, с.150.

21. Василевич Г.М. На Нижней Тунгуске, с.150-157; она же. Токминские тунгусы. - Советский Север. 1930. № 5, с.27-38.



22. ПФ АРАН, л.17; Цинциус В.И. Памяти Г.М.Василевич, с.242.

23. Цинциус В.И. Памяти Г.М.Василевич, с.242.

24. МАЭ. Колл. № 3515.

25. Василевич Г.М. Игры тунгусов. - Этнограф-исследователь. 1927. № 1, с.150-157.

26. Цинциус В.И., Горцевская В.А. Изучение тунгусо-маньчжурских языков Советского Союза за 40 лет. - Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена. Т. 167. Кафедра языков народов Крайнего Севера. 1960, с.21, 23.

27. Василевич Г.М. Памятка тунгусам -отпускникам. Стеклограф. Л., 1928. 30 с.

28. Г.М.Василевич - крупнейший советский тунгусовед, с.14.

29. Василевич Г.М. Первая книга для чтения на тунгусском языке. Стеклограф. Л., 1929. 28 с.

30. Г.М.Василевич - крупнейший советский тунгусовед, с.15.

31. Василевич Г.М. Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов. - Этнография. 1930, № 3, с.57-67.

32. Выставка первобытных орудий и оружия. Л., 1927. 13 с.

33. ПФ АРАН, ф.142, оп.5, д.521, л.1.

34. МАЭ. Колл. № 4103.

35. Василевич Г.М. Сымские тунгусы. - Советский Север. 1931, № 2, с.132-152; она же. К вопросу о тунгусах, кочующих к западу от Енисея. - Советский Север. 1931, № 10, с.133-145.

36. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

37. Василевич Г.М. Корытообразная нарта сымских эвенков. - Сборник МАЭ. Т.10. 1949, с.93-97; она же. Тунгусский нагрудник у народов Сибири. - Сборник МАЭ. Т.11. 1949, с.42-61; она же. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков. - Сборник МАЭ. Т.17. 1957, с.151-186.

38. ПФ АРАН, л.39-40.

39. Василевич Г.М. Начальная тунгусская книга. М., 1931. 156 с.

40. Документы, хранящиеся в Отделе Сибири; ПФ АРАН, л.17.

41. Василевич Г.М. Эвенкийско-русский (тунгусско-русский) диалектологический словарь. С приложением введения и карты распространения диалектов. Л., 1934, с.III-IV.

42. Василевич Г.М. Учебник эвенкийского (тунгусского) языка. Для курсов по переподготовке учителей эвенкийских школ. Л., 1934. 160 с. 43. ПФ АРАН, л.6.

44. Чистов К.В. Фольклористические работы Г.М.Василевич. - Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972, с.115.

45. Василевич Г.М. Материалы по фольклору эвенков Сибири. - Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Составила Г.М.Василевич. Л., 1936.

46. Цинциус В.И. Памяти Глафиры Макарьевны Василевич, с.245-246.

47. Документы, хранящиеся в отделе Сибири; ПФ АРАН, л.17.

48. ПФ АРАН, л.17, 44-45.

49. Василевич Г.М. Очерк грамматики эвенкийского (тунгусского) языка. Л., 1940; Эвенкийско-русский (тунгусско-русский) словарь. Составила Г.М.Василевич. М., 1940.

50. ПФ АРАН, л.17.

51. Там же.

52. ПФ АРАН, л.1.

53. Там же, л.7.

54. Там же, л.8.

56. Документы Г.М.Василевич, хранящиеся в Отделе Сибири.

57. Василевич Г.М. Древнейшие этнонимы Азии и названия эвенкийских родов. - СЭ. 1946, № 4, с.34-49; она же. Материалы языка к проблеме этногенеза тунгусов. - КСИЭ. М., 1946, вып.1, с.46-50; она же. Древнейшие языковые связи современных народов Азии и Европы. - ТИЭ. Нов. сер. М.-Л., 1947. Т.2, с.206-232.

58. ПФ АРАН, л.24, 27.

59. Там же, л.27.

60. Василевич Г.М. Фольклорные материалы и племенной состав эвенков (тунгусов). - Труды Второго Всесоюзного географического съезда. М., 1949. Т.3, с.355-364; она же. Ранние представления о мире у эвенков (материалы). - Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. ТИЭ. Нов. сер. 1959. Т.51, с.157-192.

61. Василевич Г.М. Очерки диалектов эвенкийского (тунгусского) языка. Л., 1948, 352 с.; Русско-эвенкийский (русско-тунгусский) словарь. Составила Г.М.Василевич. М., 1948, 332 с.

62. Цинциус В.И., с.248-249.

63. Василевич Г.М. По колхозам джугдырских эвенков. - Известия Всесоюзного географического общества. 1950. Т.82, вып.2, с.163.

64. МАЭ. Колл. №№ 6041, 6131, 6625.

65. Василевич Г.М. Эвенкийская экспедиция (предварительный отчет). - КСИЭ. М., 1949, вып.5, с.54-63.

66. Василевич Г.М. Корытообразная нарта сымских эвенков. - Сборник МАЭ. 1949. Т.10, с.93-97.

67. Василевич Г.М. Тунгусский нагрудник у народов Cибири. - Сборник МАЭ. 1949. Т.11, с.42-61.

68. Василевич Г.М. Фольклорные материалы и племенной состав эвенков (тунгусов). - Труды Второго Всесоюзного географического съезда. М., 1949. Т.3, с.355-364; она же. Языковые данные по термину хэл - кэл (Дополнения к статье С.В.Иванова “Мамонт в искусстве народов Сибири”). - Сборник МАЭ. 1949. Т.11, с.154-156.

69. Василевич Г.М. К вопросу о киданях и тунгусах. - СЭ. 1949, № 1, с.155-160; она же. К вопросу о палеоазиатах Сибири.- КСИЭ. 1949, вып.8, с.48-52.

70. Архив МАЭ. Личное дело № 32, л.26.

71. Василевич Г.М. Ессейско-чирингдинские эвенки (по коллекции В.Н.Васильева, МАЭ, № 1004). - Сборник МАЭ. 1951. Т.13, с.154-186.

72. Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение. - СЭ. 1951. № 1, с.63-87.

73. Цинциус В.И. Памяти Г.М.Василевич, с.250.

74. Из справки архива ФБ РСФСР по Санкт-Петербургу и области от 17 декабря 1991 г., полученной А.М.Решетовым и впервые опубликованной им в статье “Репрессированная этнография”, с.358.

75. Решетов А.М. Репрессированная этнография, с.358; Архив МАЭ, л.168.

76. ПФ АРАН, л.41, 45.

77. Решетов А.М. Репрессированная этнография, с.358.

78. Архив МАЭ. Личное дело № 32, л.168.

79. ПФ АРАН, л.45.

80. Решетов А.М. Репрессированная этнография, с.358, 359.

81. Василевич Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков. - Сборник МАЭ. 1957. Т.17, с.151-186.

82. Документы, хранящиеся в отделе Сибири.

83. Помимо работ, указанных в ссылке 57, см. также: Василевич Г.М. К вопросу о классификации тунгусо-маньчжурских языков. - Вопросы языкознания. 1960, № 2, с.43-49; она же. Этноним саман-самай у народов Сибири. -СЭ. 1965, № 3, с.139-145.

84. Menges K. Linguistische und ethnologische Bemerkungen zum Tungusischen. - Anthropos. 1965. V.60, s.591-608, а также письменные отзывы, хранящиеся в Отделе Сибири.

85. Василевич Г.М. К проблеме этногенеза тунгусо-маньчжуров (По материалам изучения колыбелей). - КСИЭ. 1957, вып.28, с.57-61; она же. Тунгусский кафтан (К истории его развития и распространения). - Сборник МАЭ. 1958. Т.18, с.122-178.

86. Василевич Г.М. Тунгусская колыбель (В связи с проблемой этногенеза тунгусо-маньчжуров). - Сборник МАЭ. 1960. Т.19, с.5-28; она же. Типы обуви народов сибири. - Сборник МАЭ. 1963. Т.21, с.3-64.

87. Василевич Г.М. Эвенки Катангского района. - Сибирский этнографический сборник. ТИЭ. Нов.сер. 1962. Т.78, с.98-121.

88. Василевич Г.М. Заселение тунгусами тайги и лесотундры между Леной и Енисеем. - Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972, с.183-238.

89. Василевич Г.М. Типы оленеводства у тунгусоязычных народов в связи с проблемой расселения их по Сибири. - Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1964, 11с.

90. Путилов Б.Н. Новые труды по эпосу народов Сибири и Крайнего Севера (1965-1969). - СЭ. 1971, № 2, с.155.

91. Из неназванных еще следует отметить: Василевич Г.М. Этнографические наблюдения и лингвистические записи А.Л.Чекановского. - сборник неопубликованных материалов А.Л.Чекановского. Иркутск, 1962, с.47-54; она же. Древние географические представления эвенков и рисунки карт. - Известия Всесоюзного географического общества. 1963. Т.95, вып.4, с.306-319; она же. Самоназвание орочон, его происхождение и распространение. - Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук. № 9, вып.3. Новосибирск, 1963, с.71-73; она же. Уранкаи и эвенки. - Доклады по этнографии. Вып.3. Географическое общество СССР. Отделение этнографии.Л., 1966, с.59-93; она же. Тунгусы. - История Сибири. Т.1.Л., 1968, с.395-402; Wassiljewitsch G.M. Erwerbung der Schamanenfahigkeiten bei den Ewenken (Tungusen). - Glaubenswelt und Volklore der sibirischen Volker. Budapest, 1963, s.369-380; The Horse in Ewenki Folklore. - Central Asiatic Journal, 1965. N 12, s.320-332.

92. Документ хранится в Отделе Сибири.

93. Архив МАЭ. Личное дело № 32, л.118, 119.

94. Документы, хранящиеся в Отделе Сибири.

95. Там же.

96. Василевич Г.М. Производственный костюм эвенков Нижней и Подкаменной Тунгусок как исторический источник. - Одежда народов Сибири. Л., 1970, с.137-165; она же. Этнонимы в фольклоре. - Фольклор и этнография. Л., 1970, с.23-35; она же. Топонимы тунгусского происхождения. - Этнография имен. М., 1971, с.160-171; она же. Антропонимы и этнонимы у народов уральской и алтайской семей, расселенных по Сибири (опыт картографирования). - Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974, с.296-302.

97. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-начало ХХ в.). Л., 1969. 304 с.

98. Суворов И. Большой друг и учитель эвенков. - Г.М.Василевич - крупнейший советский тунгусовед, с.30-31.

99. Василевич Г.М. Дошаманские и шаманские верования эвенков. - СЭ. 1971, № 5, с.53-60; она же. О культе медведя у эвенков. - Сборник МАЭ. Л., 1971. Т.27, с.150-169; она же. Некоторые термины ориентации в пространстве в тунгусо-маньчжурских и других алтайских языках. - Проблема общности алтайских языков. Л., 1971, с.223-229; она же. Запреты, обереги и сказки, записанные на юге Якутии в 1947 г. - Фольклор эвенков Якутии. Л., 1971, с.307-328; она же. Некоторые вопросы племени и рода у эвенков. - Охотники, собиратели, рыболовы (Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе). Л., 1972, с.160-171.



Н.В.Ермолова

Печатный аналог:
Г.М. Василевич как этнограф-тунгусовед //
Репрессированные этнографы. – Вып.II. - М.: Восточная литература, 2003.


Часть первая


Часть вторая


Часть третья

Открыть всю статью в формате PDF


Библиография трудов Г.М. Василевич в формате PDF