Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /web/umi/templates/events-calendar/classes/modules/news/calendar.php:1) in /web/umi/classes/modules/stat/classes/statistic.php on line 157
Эфиопский праздник Мэскэль
Календарь кунсткамеры
Эфиопский праздник Мэскэль
27
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Эфиопский праздник Мэскэль

Мэскэль (праздник Воздвижения Креста) приходится на 17 число месяца мэскэрэма (27 сентября). Это старинный христианский праздник, когда отмечается нахождение императрицей Еленой, матерью византийского императора Константина, подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако в Эфиопии его значение было изменено при царе Давиде II (время правления 1379/80-1413), который получил часть Креста в качестве реликвии от коптского патриарха. Праздник напоминает именно о том событии, когда фрагмент оказался на эфиопской земле, и длится несколько дней. 

Приготовлениями к Мэскэлю занят период между Новым годом (11 сентября) и 27 сентября. Церковный литургический календарь в этот период наполнен своими собственными смыслами. 10 мэскэрэма – день, когда фрагмент священного Креста оказалась в Эфиопии. 21 мэскэрэма его путешествие по эфиопской земле завершилось в обители Амба Гышен, где в честь этого события ежегодно устраивают большой праздник.

Несмотря на то, что Мэскэль один из главных праздников Эфиопской церкви и государства, его привязка не только к сельскохозяйственному циклу, но и к социально-политической жизни общества очевидна. Близость к Новому году и окончанию сезона дождей привела к тому, что праздник часто интерпретируется именно в этом ключе. У гураге праздник, маркирующий окончание сезона дождей, называется Мэсгэр.

Календарь
За водой. Гураге. Эфиопия (Абиссиния) (Аддис-Абеба). 1927

В локальных культурах Мэскэлю предшествуют ложные столкновения между молодыми людьми - мужчинами и женщинами, воспроизводящие в игровой форме напряженность и сложность отношений двух полов. Девушки «вооружены» калебасами с грязной водой, юноши – ветками чертополоха и колючками. Стоя друг напротив друга, они обмениваются обидными словами в адрес друг друга и прямыми оскорблениями.

В целом, у народов южной Эфиопии в этот период проходят различные местные праздники, которые включают элементы Мэскэля. Это можно объяснить христианизацией прежних праздников либо, наоборот, появлением у этих народов собственных «версий» общегосударственного праздника Мэскэль. На старых фотографиях можно видеть оригинальные танцы местных жителей, на которых написано, что это «Праздник Маскаль». Однако же, речь идет не о классическом церковном Воздвижении Креста, а о локальном празднике со своим собственным смыслом, часто кардинально отличном от христианского.

Календарь
Сцена праздника Маскаль (воздвижение креста господня). Эфиопы. Эфиопия (Абиссиния). 1904

Важным символом христианского Мэскэля является большой костер – дэмэра, который также можно видеть на Новый год 11 сентября.

Календарь

Календарь
Почтовые открытки – фотографии современных празднеств Мэскэля.

Традиционно считается, что так сделала императрица Елена, когда обнаружила подлинный Крест. Но скорее всего, большой костер – это эфиопская дохристианская традиция. Исследователи подозревают влияние ранних иудейских представлений. Очевидна связь с древним праздником Приношения дерева, упомянутом в кумранском «Храмовом свитке» II века до н.э (свитки Мертвого моря). Это праздник конца лета или начала осени, связанный с сжиганием дерева на алтаре Второго Храма.

О древнем иудейском празднике Жертовоприношения или просто Приношения дерева можно прочитать здесь:

https://www.thetorah.com/article/the-wood-offering-celebration-as-written-in-the-torah

Материал подготовлен на основе статьи Kaplan St. Mäsqäl// Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol.3. P. 840-842.