Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения, 2002–2003 гг.: Тезисы докладов .
С. 3-4. | Агрба Б.С. Абхазо-адыгский историко-культурный тип. |
|
С. 4-5. | Вардумян Д.С. Традиционная хозяйственно-культурная характеристика армян. |
|
С. 5-6. | Гатаева Б.Т. Характер взаимоотношений национального и религиозного компонентов в сфере духовной культуры карачаевцев. |
|
С. 6-8. | Чипашвили С.О. Актуальные проблемы «психологической этнографии». |
|
С. 8. | Зотова Н. К вопросу об этнической идентификации таджиков на территории Узбекистана (Наманганская область). |
|
С. 8-9. | Бегеулов Р.М. Орусбиевцы: к истории происхождения и формирования. |
|
С. 9-10. | Керейтов Р.Х. Об этнокультурных связях ногайцев с народами Средней Азии и Казахстана. |
|
С. 11. | Курбанов М.-З.Ю. Особенности этнокультурного развития этноареальных групп даргинцев общества Гуцо-Дарго. |
|
С. 11-12. | Ризаханова М.Ш. О некоторых аспектах современных языковых процессов у лезгин. |
|
С. 13-14. | Кармов Т.М. Адыгские (черкесские) этнонимы в русских летописях. |
|
С. 14-15. | Кодзова С.З. Черкесская община в Санкт-Петербурге. |
|
С. 16-17. | Кодзова С.З. Черкесская община в Турции. |
|
С. 17-18. | Карпов Ю.Ю. Традиционное дагестанское общество: к принципам моделирования социального пространства. |
|
С. 19-20. | Агларов М.А. Процесс возрождения в политической культуре Дагестана в рамках «военно-народного управления». |
|
С. 20-21. | Магомедсалихов Х.Г. Конфликтогенность и конфликты в традиционном дагестанском обществе. |
|
С. 22-23. | Кобахидзе Е.И. Принципы организации власти в традиционном осетинском обществе. |
|
С. 23-24. | Соловьева О.А. Современные формы взаимосвязей государственной власти и населения в Туркменистане. |
|
С. 24-25. | Соловьева О.А. Роль должностных лиц в возникновении и разрешении внутренних конфликтов в Бухарском эмирате XIX – нач. XX вв. |
|
С. 25-27. | Прищепова В.А. Вклад П.М. Кошарова в изучение традиционного мировоззрения киргизов второй половины XIX в. (по материалам этнографических рисунков из собраний МАЭ). |
|
С. 27-29. | Матиева А. М.М. Ковалевский и Кавказ. |
|
С. 29. | Кунижева Л.З. К вопросу возрождения института общественного мнения у абазин. |
|
С. 30. | Исламмагомедов А.И., Ризаханова М.Ш. Роль и функции советов старейшин в современном общественном быте лезгин. |
|
С. 31. | Османов М.-З.О. Два цудахарских предания – свидетельства уровня общественно-политического развития горных даргинцев в XVIII – XIX вв. |
|
С. 32-33. | Рагимова Б.Р. К вопросу о формировании феодального сословия в Кюринском ханстве Дагестана. |
|
С. 33-34. | Бут В.И., Лугуев С.А. Сословие беков в Дагестане. |
|
С. 34-35. | Карпов Ю.Ю. Герой Хочбар и мифопоэтическая интерпретация его образа. |
|
С. 35-36. | Ботяков Ю.М. Абрек и чабан. Периферия сельского общества. |
|
С. 36-37. | Ботяков Ю.М. Россия в пространстве абрека. |
|
С. 38-39. | Тер-Саркисянц А.Е. Основные тенденции развития семьи у карабахских армян в постсоветский период. |
|
С. 39-40. | Хабекирова Х.А. О соотношении «женского» и «природного» в сознании адыгов. |
|
С. 40-41. | Рагимова Б.Р. Статус пожилой женщины в традиционном дагестанском обществе (XIX – начало XX вв.). |
|
С. 41-43. | Межиева К.Х. Женщина-чеченка в условиях экстремальности и трансформации чеченского общества. |
|
С. 43-44. | Попова Л.Ф. Казахская женщина: штрихи к этнопсихологическому портрету. |
|
С. 44-46. | Старостина О.В. Возрастные особенности хозяйственной деятельности женщин у таджиков. |
|
С. 46-47. | Стасевич И.В. Обычай самоистязания вдов в контексте погребально-поминального ритуала у тюркоязычных кочевников Центральной Азии. |
|
С. 47-48. | Алиев Б.Г. К вопросу о свадебных обрядах и традициях народов Дагестана. |
|
С. 48-49. | Ризаханова М.Ш. Некоторые аспекты современного брачного выбора у лезгин. |
|
С. 50-51. | Лугуев С.А. Внешние поведенческие атрибуты в предсвадебной обрядности народов Дагестана. |
|
С. 51-52. | Старостина О.В. Символика традиционной свадебной одежды. |
|
С. 52-55. | Селиненкова Е.Я. Значение художественно-игровых и ритуальных компонентов свадьбы грузин. |
|
С. 55-56. | Тамбиева Ф.А. Коммуникативные этикетные стереотипы (на материале французского, русского и карачаевского языков). |
|
С. 57-58. | Абдуллоев Д. Доисламская традиция хранения зерна в Средней Азии. |
|
С. 58-59. | Кукаева С.А. О генетических пластах названий земледелия в ногайском языке. |
|
С. 59-60. | Киракосян М.П. Традиционная пища в Сасунском уезде Западной Армении (конец XIX – начало XX вв.). |
|
С. 61. | Рамазанова З.Б. Традиционные хлебные напитки у народов Нагорного Дагестана. |
|
С. 61-62. | Рамазанова З.Б. Хлеб в традиционной системе питания горцев Дагестана. |
|
С. 62-63. | Алимова Б.М. Пища и пищевые продукты тюркоязычных народов Дагестана в обрядах весеннего цикла. |
|
С. 63-64. | Мусаева М.К. К вопросу о социализации детей в Нагорном Дагестане. |
|
С. 64-65. | Мусаева М.К. Запреты и ограничения в родильных обычаях и обрядах народов Нагорного Дагестана. |
|
С. 65-66. | Мусаева М.К. Традиции народов Нагорного Дагестана, связанные с кормлением грудного ребенка. |
|
С. 66-67. | Байрамукова А.Т. Намыс, адет, адеб. |
|
С. 67-68. | Емельяненко Т.Г. Детский обрядовый цикл бухарских евреев. |
|
С. 69-70. | Магомедова А. Феномен традиционного мужского застолья. |
|
С. 71-72. | Рахимов Р.Р. Комок плова, чашка чая (и рюмка водки): от внутреннего уединения к видению другого. |
|
С. 72-73. | Рахимов Р.Р. «Дурной глаз сводит человека в могилу, а верблюда – в котел». |
|
С. 74-75. | Хасбулатова З.И. К вопросу о представлениях чеченцев об анатомии и физиологии человека, о здоровье, болезнях и физических недостатках. |
|
С. 76-77. | Вардумян Г.Д. Пантеон древних армян. |
|
С. 77-78. | Сефербеков Р.И. О роли этногенетических процессов в формировании пантеона и пандемониума дагестанцев. |
|
С. 78-79. | Сефербеков Р.И. К характеристике мифологического персонажа «домовой» у народов Дагестана. |
|
С. 79-80. | Ризаханова М.Ш. Демонология в родильной обрядности генухцев. |
|
С. 80-81. | Ризаханова М.Ш. Аграрные праздники и обряды в традиционном быту генухцев. |
|
С. 81. | Исраелян А. Яйца-обереги в армянских народных верованиях. |
|
С. 82-83. | Хабекирова Х.А. О некоторых обрядовых действиях, связанных с плодородием у адыгов-черкесов. |
|
С. 83-84. | Каландаров Т.С. Культ огня у народов Памира. |
|
С. 84-85. | Абдуллоев Д. Доисламские традиции в монументальном искусстве Центральной Азии IX–XII вв. |
|
С. 85-86. | Барраль Сегарра Р.В. Цветовая символика сторон света у тюркских народов (на примере киргизов и казахов). |
|
С. 87-88. | Гимбатова М.Б. Обряд вызова дождя у ногайцев. |
|
С. 88. | Гимбатова М.Б. Традиционные методы лечения некоторых детских болезней у ногайцев в XIX – начале XX вв. |
|
С. 89-90. | Кидирниязов Д.С. Национальные игры ногайцев. |
|
С. 90-92. | Кукашев Р. К семантике древнего казахского эротического ритуального состязания «туйе шешу». |
|
С. 92-93. | Синицина Е.А. Новый год растений в древнем и современном иудаизме. |
|
С. 93-94. | Дмитриев С.В. Годовой цикл верховой езды у казахов (XIX – начало XX вв.). |
|
С. 94-95. | Козлов Р.А. Некоторые особенности употребления табака в Средней Азии (XIX – XX вв.). |
|
С. 95-96. | Гатаева Б.Т. Ислам в духовной культуре карачаевцев. |
|
С. 96-97. | Магомедова З.Б. Крупнейшие идеологи Накшбандийского тариката в Дагестане. |
|
С. 97. | Магомедова З.Б. Творческое наследие Мухаммада ал-Мадани ал-Кикуни и Шараф ад-Дина ал-Кикуни. |
|
С. 98. | Махмудова Н.К. Шуайб-эфенди ал-Багини как первый составитель дагестанской ветви Накшбандийской силсили. |
|
С. 99. | Алхасова Д.М. Дауд из Усиша – яркий представитель плеяды дагестанских ученых-арабистов. |
|
С. 100. | Шигабудинов Д.М. Политика царизма в отношении мусульманского духовенства Дагестана и Чечни в 20–50-е гг. XIX в. |
|
С. 101-102. | Исаев Ш.М. «Тарих-Дагестан»: структура текста. |
|
С. 102-103. | Терлецкий Н.С. «Умар-нама» как источник по этнографии населения Ферганской долины. |
|
С. 103-104. | Колесов В.И. Комментарии к лавровской интерпретации арабоязычной надписи из окрестностей Горячего Ключа. |
|
С. 104-105. | Дмитриев С.В. Эпизод из области российско-бухарских отношений. |
|
С. 105-106. | Алексеев А.К. Последние Шибаниды в контексте аштарханидо-сефевидских отношений. |
|
С. 106-107. | Кондаков В.В. Монголы и ислам в Средней Азии. |
|
С. 107-108. | Вардумян А. Мхитар Себастаци как основоположник музыкальной традиции конгрегации мхитаристов. |
|
С. 108-109. | Вардумян А. Опыт сопоставления армянских и византийских церковных песнопений. |
|
С. 109-112. | Худавердян А.Ю. Искусственная деформация черепов из античных погребений Армении. |
|
С. 112-113. | Кривицкий В.В. Два бронзовых меча из кобанского могильника (Северная Осетия). |
|
С. 113-114. | Кривицкий В.В. Некоторые произведения прикладного искусства Северного Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа. |
|
С. 114-115. | Шереметьев Д.А. О сфероконическом шлеме. |
|
С. 115-116. | Дмитриев В.А. Адыгские календарные жезлы из ореха. |
|
С. 117-118. | Хотко С.Х. Чаша в черкесско-мамлюкской геральдике XIV–XV вв. |
|
С. 118-119. | Радецкая К.В. Об изображениях двуглавых орлов на декоративных блюдах Дагестана. |
|
С. 119-121. | Селиненкова Е.Я. Феномен ковра в системе христианских представлений грузин. |
|
С. 121-122. | Аванесян Л.С. Орнаменты арцахских ковров (по материалам государственного музея истории Армении). |
|
С. 122-124. | Торгоев А.И. Об одном редком типе деревянной посуды в Центральной Азии. |
|
С. 124-125. | Панкова С.В. Деревянные ножки из Тувы (к реконструкции изделия). |
|
С. 125-126. | Садковская О.Г. Поиск мастеров (по материалам командировки в Тахтамукайский район Республики Адыгея 21–25 ноября 1994 г.). |
|
С. 126-127. | Кидирниязов Д.С. Одежда ногайцев в XVI–XVIII вв. (по сведениям иностранных путешественников). |
|
С. 127-129. | Попова Л.Ф. Коллекция казахской одежды в собрании РЭМ. |
|
С. 129-130. | Корсакова Н.А. Деятельность Кубанского Войскового музея по формированию этнографических коллекций в начале XX в. |
|
С. 130-131. | Васильева Е.Е. Коллекция Хабоша Канукова в собрании Государственного Эрмитажа. |
|
С. 131-132. | Сластникова Л.А. Материалы по этнографии народов Крыма в Российском этнографическом музее. |
|
С. 133. | Албогачиева М.С. Газета «Терские ведомости» как источник изучения истории и этнографии ингушского народа. |
|
С. 134-136. | Вардумян Д.С. Армянская этнография (этнология) за 30 лет существования Национальной академии наук Армении (1943–2003). |
|
С. 136-138. | Албогачиева М.С. Труды Ф.И. Горепекина как источник по изучению истории и этнографии ингушского народа. |
|
С. 139-140. | Решетов А.М. Плата за убеждение: история жизни и деятельности П.Г. Галузо. |
|
С. 140-141. | Решетов А.М. Проф. Б.В. Лунин: основные этапы жизни и научной деятельности. |
|
С. 142-143. | Прищепова В.А. Изучение традиционной ментальности оседлого населения Центральной Азии на примере визита бухарского эмира в Петербург (по музейным, архивным материалам и данным периодической печати). |
|
С. 143-144. | Щетенко А.Я. Начало наземных археологических исследований в Центральной Азии (к 100-летию экспедиция Р. Пампелли). |
|
С. 144-146. | Петрова Е.Д. Ареал распространения пещерных жилищ в Центральной Азии и на Кавказе. |
Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения, 2004–2005 гг.: Тезисы докладов .
С. 7-8. | Симаков Г.Н. Саул Матвеевич Абрамзон как этнограф-киргизовед (к столетию со дня рождения). |
|
С. 8-11. | Дмитриев В.А. Актуальность проблематики общекавказских исследований. |
|
С. 11-12. | Дмитриев В.А. Принципы выделения западно-кавказского этнокультурного субрегиона. |
|
С. 12-15. | Тер-Саркисянц А.Е. К 1600-летию создания армянской письменности. |
|
С. 15-16. | Степанян А. Армяне-репатрианты: вопросы этнической идентичности. |
|
С. 16-18. | Джаниашвили Л. Некоторые вопросы адаптации турков-месхетинцев в России и Грузии. |
|
С. 18-20. | Современная Абхазия: социально-культурные и демографические особенности сельского населения . |
|
С. 20-21. | Алимова Б.М. Особенности развития языковых процессов в этноконтактных зонах (по материалам южных кумыков и дагестанских азербайджанцев). |
|
С. 21-22. | Сластникова Л.А. Уровень образованности крымчаков Евпатории в начале XX в. (по материалам архива РЭМ). |
|
С. 23-24. | Карпов Ю.Ю. Дидойцы: установка на возрождение. |
|
С. 25-26. | Джалабадзе Н. Чеченский феномен в грузинской действительности. |
|
С. 26-27. | Самарина Н.В. Казачество юго-востока России и горские народы Кавказа в XVIII–XIX вв.: черты сходства и специфика взаимодействия культур. |
|
С. 28-29. | Васильева Е.Е. К вопросу о связях кобанской культуры с Передним Востоком. |
|
С. 30-32. | Худавердян А.Ю. Искусственные изменения и повреждения черепов из краниологических серий могильников Армении. |
|
С. 32-34. | Крюкова В.Ю. Культы животных в авестийском Видевдате. |
|
С. 34-36. | Крюкова В.Ю., Шкода В.Г. Изоляция ритуально нечистого в зороастрийской практике. |
|
С. 36-37. | Агларов М. К уточнению границ между Хазарией и Сериром. |
|
С. 37-39. | Алиев Б.Г. Полевой материал о борьбе народов Дагестана против Тимура в 1395–1396 гг. |
|
С. 39-41. | Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иранского шаха Аббаса I ( по арабоязычным источникам и полевому материалу). |
|
С. 41-43. | Кидирниязов Д.С. Иностранные авторы XV–XVIII вв. о ногайцах (вопросы исторической географии). |
|
С. 43-44. | Васильцов К.С. Сочинение Абу-л-Касима Йазди «Китаб-и вафури» («Трактат об опиуме»). |
|
С. 44-46. | Терлецкий Н.С. «Дар бийан-рисала-йи Уш» как источник для изучения мест паломничества Ферганской долины. |
|
С. 46-47. | Кукашев Р.Ш. Художественные особенности казахской вышивки. |
|
С. 47-48. | Кидирниязов Д.С. Традиции войлочного искусства ногайцев. |
|
С. 49-50. | Абдулкеримова З.З. Особенности хозяйства и материальной культуры населения стыковых селений Дагестанской равнины и предгорья (на примере с. Мюрего). |
|
С. 51. | Далгат Э.М., Абуджалилова Г. К вопросу о тягловой силе в хозяйстве народов Дагестана во II половине XIX – начале XX вв. |
|
С. 52-53. | Капустина Е.Л. Современное состояние земледелия в Нагорном Дагестане (на примере Гунибского, Шамильского и Ботлихского районов). |
|
С. 53-55. | Крюкова В.Ю. Иранский ноуруз и пасхальный седер. |
|
С. 56-57. | Рамазанова З.Б. Роль растительных продуктов в традиционной пище горцев Дагестана. |
|
С. 57-58. | Каландаров Т.С. Обрядовая пища у народов Памира. |
|
С. 58-59. | Рамазанова З.Б. Каши в системе жизнеобеспечения горцев Дагестана. |
|
С. 59-61. | Крюкова В.Ю. Новогодний осел на Памире. |
|
С. 61-62. | Карпов Ю.Ю. О концепте «дом» в культуре дагестанских горцев. |
|
С. 62-64. | Петрова Е.Д. Северокитайский тип жилища в Средней Азии. |
|
С. 64-66. | Самсонов Д.А. Некоторые элементы окказионального этикета у корейцев Средней Азии и Республики Корея. |
|
С. 66-68. | Соловьева Л.Т. Садака (добровольная милостыня) в традиционной культуре кабардинцев и балкарцев. |
|
С. 68-69. | Васильцов К.С. Представления об ангелах в исламе. |
|
С. 69-71. | Албогачиева М.С. Религиозные верования ингушей по письменным источникам XIX – начала XX вв. |
|
С. 71-72. | Терлецкий Н.С. К вопросу о связи суфийских братств с верховной властью в Кокандском ханстве. |
|
С. 73-74. | Батыркаев Т.О. Некоторые сведения о конфессиональной школе Центральной Азии в конце XIX – начале XX вв. в свете разногласий между сторонниками старого и нового методов обучения. |
|
С. 75-76. | Рахимов Р.Р. Аль-Бируни о благодатном огне в христианстве. |
|
С. 77-79. | Штырков С.А. Североосетинские сельские святыни (дзуары) и антирелигиозная политика советской власти. |
|
С. 79-81. | Шереметьев Д.А. Несколько слов об одном абхазском амулете. |
|
С. 81-83. | Чантладзе-Бакрадзе Г.И. Топонимы, связанные со священным растением кавказских и пиренейских иберов (по этнолингвистическим материалам). |
|
С. 83-84. | Селиненкова Е.Я. Комические маски грузинского народного театра. |
|
С. 85-86. | Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана. |
|
С. 86. | Шоинбеков А.А. О гадательной практике населения Западного Памира. |
|
С. 86-88. | Сампиев И.М. К вопросу об ингушском тейпе. |
|
С. 88-90. | Мерешков С.А. Об обычном праве ингушей. |
|
С. 90-92. | Попова Л.Ф. Богатство в системе традиционных ценностей казахов в XIX в. |
|
С. 93-94. | Дмитриев С.В. Основные принципы подсчета калыма и приза на байге в традиционной культуре казахов. |
|
С. 94-95. | Рагимова Б.Р. О сословии райатов у лезгин. |
|
С. 95-97. | Гимбатова М.Б. Идеи нравственного воспитания в устном народном творчестве ногайцев. |
|
С. 97-98. | Гимбатова М.Б. Традиционные формы приветствия у ногайцев. |
|
С. 98-100. | Хабекирова А.А. К вопросу о статусе женщины (и «женского») в культуре адыгов-черкесов. |
|
С. 100-102. | Старостина О.В., Попова Л.Ф. Знаковые средства маркировки возраста в женских головных уборах народов Средней Азии и Казахстана. |
|
С. 102-104. | Стасевич И.В. Обряды, сопровождавшие уход женщины из семейно-родственной группы мужа, у казахов и киргизов. |
|
С. 104-105. | Погосян С. Ценностные ориентации женщин в армянском обществе. |
|
С. 106-107. | Ризаханова М.Ш. К проблеме рождаемости в современной семье лезгин. |
|
С. 107-108. | Мусаева М.К. Обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, направленные на повышение репродуктивных возможностей семьи. |
|
С. 108-109. | Мусаева М.К. Традиционный дородовый комплекс обычаев и обрядов у народов Нагорного Дагестана. |
|
С. 109-110. | Керейтов Р.Х. Об общих элементах в этнопедагогике ногайцев и народов Средней Азии и Казахстана. |
|
С. 110-111. | Рагимова Б.Р., Рагимова В.М. О некоторых традиционных обрядах детского цикла у лезгин. |
|
С. 111-113. | Старостина О.В. Воспитание детей у таджиков. |
|
С. 113-115. | Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Современная детская обрядность у народов Северного Кавказа. |
|
С. 115-117. | Ризаханова М.Ш. Современная похоронно-поминальная обрядность лезгин. |
|
С. 117-118. | Емельяненко Т.Г. Диаспора бухарских евреев в XXI в. |
|
С. 118-120. | Рахимов Р.Р. Традиция в условиях перемен. |
|
С. 120. | Рассудова Р.Я. Мировоззренческие системы и социальная реальность в Центральной Азии (XIX–XX вв.). |
|
С. 121-122. | Ботяков Ю.М. Персоналии сельского сообщества (Северо-Западный Кавказ): скотокрад. |
|
С. 122-125. | Шереметьев Д.А. Воинская магия: восприятие и предвидение. |
|
С. 125-126. | Чипашвили С.О. Этнопсихологический анализ лидеров исламского фундаментализма на Северном Кавказе (на примере личностей имамов Гази-Магомеда и Гамзат-бека). |
|
С. 126-128. | Чипашвили С.О. Личность Шамиля как отражение социально-политической ситуации в России. |
|
С. 128-130. | Рыблова М.А. Шапка «с биркой и дiркой» – мотив «клеймения героя» в казачьей традиции. |
|
С. 130-133. | Рыблова М.А. Смерть от пуговицы: мотив гибели казачьего атамана в фольклорных свидетельствах и этнографических интерпретациях. |
|
С. 133-135. | Симаков Г.Н. Некоторые особенности охоты с ловчими птицами у абхазов. |
|
С. 135-136. | Дмитриев С.В. Переписка В.В. Стасова и Н.И. Гродекова об этнографии туркмен Сырдарьинской области. |
|
С. 136-137. | Емельяненко Т.Г. Визит эмира бухарского Сеид Абдулахад-хана в Петербург в 1898 г. |
|
С. 138-139. | Прищепова В.А. Сравнительные источники для изучения истории двора среднеазиатских ханов. |
|
С. 139-140. | Албогачиева М.С. Картографические документы Российского государственного архива Военно-Морского флота как источник изучения образования новых населенных пунктов в период переселения ингушского народа на плоскостные земли. |
|
С. 141. | Прищепова В.А. Женские образы оседлого населения Центральной Азии (по фотоколлекциям МАЭ 1870–1910 гг.). |
|
С. 142-143. | Сластникова Л.А. К истории собирания коллекций по этнографии крымчаков. |
|
С. 143-145. | Решетов А.М. Владимир Федорович Минорский как этнограф. |
|
С. 143-145. | Пиралишвили Л., Решетов А.М. Этномузыковед В.К. Стешенко-Куфтина: факты биографии и научной деятельности. |