Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения, 2002–2003 гг.: Тезисы докладов .

С. 3-4.   

Агрба Б.С. Абхазо-адыгский историко-культурный тип.

С. 4-5.   

Вардумян Д.С. Традиционная хозяйственно-культурная характеристика армян.

С. 5-6.   

Гатаева Б.Т. Характер взаимоотношений национального и религиозного компонентов в сфере духовной культуры карачаевцев.

С. 6-8.   

Чипашвили С.О. Актуальные проблемы «психологической этнографии».

С. 8.   

Зотова Н. К вопросу об этнической идентификации таджиков на территории Узбекистана (Наманганская область).

С. 8-9.   

Бегеулов Р.М. Орусбиевцы: к истории происхождения и формирования.

С. 9-10.   

Керейтов Р.Х. Об этнокультурных связях ногайцев с народами Средней Азии и Казахстана.

С. 11.   

Курбанов М.-З.Ю. Особенности этнокультурного развития этноареальных групп даргинцев общества Гуцо-Дарго.

С. 11-12.   

Ризаханова М.Ш. О некоторых аспектах современных языковых процессов у лезгин.

С. 13-14.   

Кармов Т.М. Адыгские (черкесские) этнонимы в русских летописях.

С. 14-15.   

Кодзова С.З. Черкесская община в Санкт-Петербурге.

С. 16-17.   

Кодзова С.З. Черкесская община в Турции.

С. 17-18.   

Карпов Ю.Ю. Традиционное дагестанское общество: к принципам моделирования социального пространства.

С. 19-20.   

Агларов М.А. Процесс возрождения в политической культуре Дагестана в рамках «военно-народного управления».

С. 20-21.   

Магомедсалихов Х.Г. Конфликтогенность и конфликты в традиционном дагестанском обществе.

С. 22-23.   

Кобахидзе Е.И. Принципы организации власти в традиционном осетинском обществе.

С. 23-24.   

Соловьева О.А. Современные формы взаимосвязей государственной власти и населения в Туркменистане.

С. 24-25.   

Соловьева О.А. Роль должностных лиц в возникновении и разрешении внутренних конфликтов в Бухарском эмирате XIX – нач. XX вв.

С. 25-27.   

Прищепова В.А. Вклад П.М. Кошарова в изучение традиционного мировоззрения киргизов второй половины XIX в. (по материалам этнографических рисунков из собраний МАЭ).

С. 27-29.   

Матиева А. М.М. Ковалевский и Кавказ.

С. 29.   

Кунижева Л.З. К вопросу возрождения института общественного мнения у абазин.

С. 30.   

Исламмагомедов А.И., Ризаханова М.Ш. Роль и функции советов старейшин в современном общественном быте лезгин.

С. 31.   

Османов М.-З.О. Два цудахарских предания – свидетельства уровня общественно-политического развития горных даргинцев в XVIII – XIX вв.

С. 32-33.   

Рагимова Б.Р. К вопросу о формировании феодального сословия в Кюринском ханстве Дагестана.

С. 33-34.   

Бут В.И., Лугуев С.А. Сословие беков в Дагестане.

С. 34-35.   

Карпов Ю.Ю. Герой Хочбар и мифопоэтическая интерпретация его образа.

С. 35-36.   

Ботяков Ю.М. Абрек и чабан. Периферия сельского общества.

С. 36-37.   

Ботяков Ю.М. Россия в пространстве абрека.

С. 38-39.   

Тер-Саркисянц А.Е. Основные тенденции развития семьи у карабахских армян в постсоветский период.

С. 39-40.   

Хабекирова Х.А. О соотношении «женского» и «природного» в сознании адыгов.

С. 40-41.   

Рагимова Б.Р. Статус пожилой женщины в традиционном дагестанском обществе (XIX – начало XX вв.).

С. 41-43.   

Межиева К.Х. Женщина-чеченка в условиях экстремальности и трансформации чеченского общества.

С. 43-44.   

Попова Л.Ф. Казахская женщина: штрихи к этнопсихологическому портрету.

С. 44-46.   

Старостина О.В. Возрастные особенности хозяйственной деятельности женщин у таджиков.

С. 46-47.   

Стасевич И.В. Обычай самоистязания вдов в контексте погребально-поминального ритуала у тюркоязычных кочевников Центральной Азии.

С. 47-48.   

Алиев Б.Г. К вопросу о свадебных обрядах и традициях народов Дагестана.

С. 48-49.   

Ризаханова М.Ш. Некоторые аспекты современного брачного выбора у лезгин.

С. 50-51.   

Лугуев С.А. Внешние поведенческие атрибуты в предсвадебной обрядности народов Дагестана.

С. 51-52.   

Старостина О.В. Символика традиционной свадебной одежды.

С. 52-55.   

Селиненкова Е.Я. Значение художественно-игровых и ритуальных компонентов свадьбы грузин.

С. 55-56.   

Тамбиева Ф.А. Коммуникативные этикетные стереотипы (на материале французского, русского и карачаевского языков).

С. 57-58.   

Абдуллоев Д. Доисламская традиция хранения зерна в Средней Азии.

С. 58-59.   

Кукаева С.А. О генетических пластах названий земледелия в ногайском языке.

С. 59-60.   

Киракосян М.П. Традиционная пища в Сасунском уезде Западной Армении (конец XIX – начало XX вв.).

С. 61.   

Рамазанова З.Б. Традиционные хлебные напитки у народов Нагорного Дагестана.

С. 61-62.   

Рамазанова З.Б. Хлеб в традиционной системе питания горцев Дагестана.

С. 62-63.   

Алимова Б.М. Пища и пищевые продукты тюркоязычных народов Дагестана в обрядах весеннего цикла.

С. 63-64.   

Мусаева М.К. К вопросу о социализации детей в Нагорном Дагестане.

С. 64-65.   

Мусаева М.К. Запреты и ограничения в родильных обычаях и обрядах народов Нагорного Дагестана.

С. 65-66.   

Мусаева М.К. Традиции народов Нагорного Дагестана, связанные с кормлением грудного ребенка.

С. 66-67.   

Байрамукова А.Т. Намыс, адет, адеб.

С. 67-68.   

Емельяненко Т.Г. Детский обрядовый цикл бухарских евреев.

С. 69-70.   

Магомедова А. Феномен традиционного мужского застолья.

С. 71-72.   

Рахимов Р.Р. Комок плова, чашка чая (и рюмка водки): от внутреннего уединения к видению другого.

С. 72-73.   

Рахимов Р.Р. «Дурной глаз сводит человека в могилу, а верблюда – в котел».

С. 74-75.   

Хасбулатова З.И. К вопросу о представлениях чеченцев об анатомии и физиологии человека, о здоровье, болезнях и физических недостатках.

С. 76-77.   

Вардумян Г.Д. Пантеон древних армян.

С. 77-78.   

Сефербеков Р.И. О роли этногенетических процессов в формировании пантеона и пандемониума дагестанцев.

С. 78-79.   

Сефербеков Р.И. К характеристике мифологического персонажа «домовой» у народов Дагестана.

С. 79-80.   

Ризаханова М.Ш. Демонология в родильной обрядности генухцев.

С. 80-81.   

Ризаханова М.Ш. Аграрные праздники и обряды в традиционном быту генухцев.

С. 81.   

Исраелян А. Яйца-обереги в армянских народных верованиях.

С. 82-83.   

Хабекирова Х.А. О некоторых обрядовых действиях, связанных с плодородием у адыгов-черкесов.

С. 83-84.   

Каландаров Т.С. Культ огня у народов Памира.

С. 84-85.   

Абдуллоев Д. Доисламские традиции в монументальном искусстве Центральной Азии IX–XII вв.

С. 85-86.   

Барраль Сегарра Р.В. Цветовая символика сторон света у тюркских народов (на примере киргизов и казахов).

С. 87-88.   

Гимбатова М.Б. Обряд вызова дождя у ногайцев.

С. 88.   

Гимбатова М.Б. Традиционные методы лечения некоторых детских болезней у ногайцев в XIX – начале XX вв.

С. 89-90.   

Кидирниязов Д.С. Национальные игры ногайцев.

С. 90-92.   

Кукашев Р. К семантике древнего казахского эротического ритуального состязания «туйе шешу».

С. 92-93.   

Синицина Е.А. Новый год растений в древнем и современном иудаизме.

С. 93-94.   

Дмитриев С.В. Годовой цикл верховой езды у казахов (XIX – начало XX вв.).

С. 94-95.   

Козлов Р.А. Некоторые особенности употребления табака в Средней Азии (XIX – XX вв.).

С. 95-96.   

Гатаева Б.Т. Ислам в духовной культуре карачаевцев.

С. 96-97.   

Магомедова З.Б. Крупнейшие идеологи Накшбандийского тариката в Дагестане.

С. 97.   

Магомедова З.Б. Творческое наследие Мухаммада ал-Мадани ал-Кикуни и Шараф ад-Дина ал-Кикуни.

С. 98.   

Махмудова Н.К. Шуайб-эфенди ал-Багини как первый составитель дагестанской ветви Накшбандийской силсили.

С. 99.   

Алхасова Д.М. Дауд из Усиша – яркий представитель плеяды дагестанских ученых-арабистов.

С. 100.   

Шигабудинов Д.М. Политика царизма в отношении мусульманского духовенства Дагестана и Чечни в 20–50-е гг. XIX в.

С. 101-102.   

Исаев Ш.М. «Тарих-Дагестан»: структура текста.

С. 102-103.   

Терлецкий Н.С. «Умар-нама» как источник по этнографии населения Ферганской долины.

С. 103-104.   

Колесов В.И. Комментарии к лавровской интерпретации арабоязычной надписи из окрестностей Горячего Ключа.

С. 104-105.   

Дмитриев С.В. Эпизод из области российско-бухарских отношений.

С. 105-106.   

Алексеев А.К. Последние Шибаниды в контексте аштарханидо-сефевидских отношений.

С. 106-107.   

Кондаков В.В. Монголы и ислам в Средней Азии.

С. 107-108.   

Вардумян А. Мхитар Себастаци как основоположник музыкальной традиции конгрегации мхитаристов.

С. 108-109.   

Вардумян А. Опыт сопоставления армянских и византийских церковных песнопений.

С. 109-112.   

Худавердян А.Ю. Искусственная деформация черепов из античных погребений Армении.

С. 112-113.   

Кривицкий В.В. Два бронзовых меча из кобанского могильника (Северная Осетия).

С. 113-114.   

Кривицкий В.В. Некоторые произведения прикладного искусства Северного Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа.

С. 114-115.   

Шереметьев Д.А. О сфероконическом шлеме.

С. 115-116.   

Дмитриев В.А. Адыгские календарные жезлы из ореха.

С. 117-118.   

Хотко С.Х. Чаша в черкесско-мамлюкской геральдике XIV–XV вв.

С. 118-119.   

Радецкая К.В. Об изображениях двуглавых орлов на декоративных блюдах Дагестана.

С. 119-121.   

Селиненкова Е.Я. Феномен ковра в системе христианских представлений грузин.

С. 121-122.   

Аванесян Л.С. Орнаменты арцахских ковров (по материалам государственного музея истории Армении).

С. 122-124.   

Торгоев А.И. Об одном редком типе деревянной посуды в Центральной Азии.

С. 124-125.   

Панкова С.В. Деревянные ножки из Тувы (к реконструкции изделия).

С. 125-126.   

Садковская О.Г. Поиск мастеров (по материалам командировки в Тахтамукайский район Республики Адыгея 21–25 ноября 1994 г.).

С. 126-127.   

Кидирниязов Д.С. Одежда ногайцев в XVI–XVIII вв. (по сведениям иностранных путешественников).

С. 127-129.   

Попова Л.Ф. Коллекция казахской одежды в собрании РЭМ.

С. 129-130.   

Корсакова Н.А. Деятельность Кубанского Войскового музея по формированию этнографических коллекций в начале XX в.

С. 130-131.   

Васильева Е.Е. Коллекция Хабоша Канукова в собрании Государственного Эрмитажа.

С. 131-132.   

Сластникова Л.А. Материалы по этнографии народов Крыма в Российском этнографическом музее.

С. 133.   

Албогачиева М.С. Газета «Терские ведомости» как источник изучения истории и этнографии ингушского народа.

С. 134-136.   

Вардумян Д.С. Армянская этнография (этнология) за 30 лет существования Национальной академии наук Армении (1943–2003).

С. 136-138.   

Албогачиева М.С. Труды Ф.И. Горепекина как источник по изучению истории и этнографии ингушского народа.

С. 139-140.   

Решетов А.М. Плата за убеждение: история жизни и деятельности П.Г. Галузо.

С. 140-141.   

Решетов А.М. Проф. Б.В. Лунин: основные этапы жизни и научной деятельности.

С. 142-143.   

Прищепова В.А. Изучение традиционной ментальности оседлого населения Центральной Азии на примере визита бухарского эмира в Петербург (по музейным, архивным материалам и данным периодической печати).

С. 143-144.   

Щетенко А.Я. Начало наземных археологических исследований в Центральной Азии (к 100-летию экспедиция Р. Пампелли).

С. 144-146.   

Петрова Е.Д. Ареал распространения пещерных жилищ в Центральной Азии и на Кавказе.


Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения, 2004–2005 гг.: Тезисы докладов .

С. 7-8.   

Симаков Г.Н. Саул Матвеевич Абрамзон как этнограф-киргизовед (к столетию со дня рождения).

С. 8-11.   

Дмитриев В.А. Актуальность проблематики общекавказских исследований.

С. 11-12.   

Дмитриев В.А. Принципы выделения западно-кавказского этнокультурного субрегиона.

С. 12-15.   

Тер-Саркисянц А.Е. К 1600-летию создания армянской письменности.

С. 15-16.   

Степанян А. Армяне-репатрианты: вопросы этнической идентичности.

С. 16-18.   

Джаниашвили Л. Некоторые вопросы адаптации турков-месхетинцев в России и Грузии.

С. 18-20.   

Современная Абхазия: социально-культурные и демографические особенности сельского населения .

С. 20-21.   

Алимова Б.М. Особенности развития языковых процессов в этноконтактных зонах (по материалам южных кумыков и дагестанских азербайджанцев).

С. 21-22.   

Сластникова Л.А. Уровень образованности крымчаков Евпатории в начале XX в. (по материалам архива РЭМ).

С. 23-24.   

Карпов Ю.Ю. Дидойцы: установка на возрождение.

С. 25-26.   

Джалабадзе Н. Чеченский феномен в грузинской действительности.

С. 26-27.   

Самарина Н.В. Казачество юго-востока России и горские народы Кавказа в XVIII–XIX вв.: черты сходства и специфика взаимодействия культур.

С. 28-29.   

Васильева Е.Е. К вопросу о связях кобанской культуры с Передним Востоком.

С. 30-32.   

Худавердян А.Ю. Искусственные изменения и повреждения черепов из краниологических серий могильников Армении.

С. 32-34.   

Крюкова В.Ю. Культы животных в авестийском Видевдате.

С. 34-36.   

Крюкова В.Ю., Шкода В.Г. Изоляция ритуально нечистого в зороастрийской практике.

С. 36-37.   

Агларов М. К уточнению границ между Хазарией и Сериром.

С. 37-39.   

Алиев Б.Г. Полевой материал о борьбе народов Дагестана против Тимура в 1395–1396 гг.

С. 39-41.   

Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иранского шаха Аббаса I ( по арабоязычным источникам и полевому материалу).

С. 41-43.   

Кидирниязов Д.С. Иностранные авторы XV–XVIII вв. о ногайцах (вопросы исторической географии).

С. 43-44.   

Васильцов К.С. Сочинение Абу-л-Касима Йазди «Китаб-и вафури» («Трактат об опиуме»).

С. 44-46.   

Терлецкий Н.С. «Дар бийан-рисала-йи Уш» как источник для изучения мест паломничества Ферганской долины.

С. 46-47.   

Кукашев Р.Ш. Художественные особенности казахской вышивки.

С. 47-48.   

Кидирниязов Д.С. Традиции войлочного искусства ногайцев.

С. 49-50.   

Абдулкеримова З.З. Особенности хозяйства и материальной культуры населения стыковых селений Дагестанской равнины и предгорья (на примере с. Мюрего).

С. 51.   

Далгат Э.М., Абуджалилова Г. К вопросу о тягловой силе в хозяйстве народов Дагестана во II половине XIX – начале XX вв.

С. 52-53.   

Капустина Е.Л. Современное состояние земледелия в Нагорном Дагестане (на примере Гунибского, Шамильского и Ботлихского районов).

С. 53-55.   

Крюкова В.Ю. Иранский ноуруз и пасхальный седер.

С. 56-57.   

Рамазанова З.Б. Роль растительных продуктов в традиционной пище горцев Дагестана.

С. 57-58.   

Каландаров Т.С. Обрядовая пища у народов Памира.

С. 58-59.   

Рамазанова З.Б. Каши в системе жизнеобеспечения горцев Дагестана.

С. 59-61.   

Крюкова В.Ю. Новогодний осел на Памире.

С. 61-62.   

Карпов Ю.Ю. О концепте «дом» в культуре дагестанских горцев.

С. 62-64.   

Петрова Е.Д. Северокитайский тип жилища в Средней Азии.

С. 64-66.   

Самсонов Д.А. Некоторые элементы окказионального этикета у корейцев Средней Азии и Республики Корея.

С. 66-68.   

Соловьева Л.Т. Садака (добровольная милостыня) в традиционной культуре кабардинцев и балкарцев.

С. 68-69.   

Васильцов К.С. Представления об ангелах в исламе.

С. 69-71.   

Албогачиева М.С. Религиозные верования ингушей по письменным источникам XIX – начала XX вв.

С. 71-72.   

Терлецкий Н.С. К вопросу о связи суфийских братств с верховной властью в Кокандском ханстве.

С. 73-74.   

Батыркаев Т.О. Некоторые сведения о конфессиональной школе Центральной Азии в конце XIX – начале XX вв. в свете разногласий между сторонниками старого и нового методов обучения.

С. 75-76.   

Рахимов Р.Р. Аль-Бируни о благодатном огне в христианстве.

С. 77-79.   

Штырков С.А. Североосетинские сельские святыни (дзуары) и антирелигиозная политика советской власти.

С. 79-81.   

Шереметьев Д.А. Несколько слов об одном абхазском амулете.

С. 81-83.   

Чантладзе-Бакрадзе Г.И. Топонимы, связанные со священным растением кавказских и пиренейских иберов (по этнолингвистическим материалам).

С. 83-84.   

Селиненкова Е.Я. Комические маски грузинского народного театра.

С. 85-86.   

Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана.

С. 86.   

Шоинбеков А.А. О гадательной практике населения Западного Памира.

С. 86-88.   

Сампиев И.М. К вопросу об ингушском тейпе.

С. 88-90.   

Мерешков С.А. Об обычном праве ингушей.

С. 90-92.   

Попова Л.Ф. Богатство в системе традиционных ценностей казахов в XIX в.

С. 93-94.   

Дмитриев С.В. Основные принципы подсчета калыма и приза на байге в традиционной культуре казахов.

С. 94-95.   

Рагимова Б.Р. О сословии райатов у лезгин.

С. 95-97.   

Гимбатова М.Б. Идеи нравственного воспитания в устном народном творчестве ногайцев.

С. 97-98.   

Гимбатова М.Б. Традиционные формы приветствия у ногайцев.

С. 98-100.   

Хабекирова А.А. К вопросу о статусе женщины (и «женского») в культуре адыгов-черкесов.

С. 100-102.   

Старостина О.В., Попова Л.Ф. Знаковые средства маркировки возраста в женских головных уборах народов Средней Азии и Казахстана.

С. 102-104.   

Стасевич И.В. Обряды, сопровождавшие уход женщины из семейно-родственной группы мужа, у казахов и киргизов.

С. 104-105.   

Погосян С. Ценностные ориентации женщин в армянском обществе.

С. 106-107.   

Ризаханова М.Ш. К проблеме рождаемости в современной семье лезгин.

С. 107-108.   

Мусаева М.К. Обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, направленные на повышение репродуктивных возможностей семьи.

С. 108-109.   

Мусаева М.К. Традиционный дородовый комплекс обычаев и обрядов у народов Нагорного Дагестана.

С. 109-110.   

Керейтов Р.Х. Об общих элементах в этнопедагогике ногайцев и народов Средней Азии и Казахстана.

С. 110-111.   

Рагимова Б.Р., Рагимова В.М. О некоторых традиционных обрядах детского цикла у лезгин.

С. 111-113.   

Старостина О.В. Воспитание детей у таджиков.

С. 113-115.   

Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Современная детская обрядность у народов Северного Кавказа.

С. 115-117.   

Ризаханова М.Ш. Современная похоронно-поминальная обрядность лезгин.

С. 117-118.   

Емельяненко Т.Г. Диаспора бухарских евреев в XXI в.

С. 118-120.   

Рахимов Р.Р. Традиция в условиях перемен.

С. 120.   

Рассудова Р.Я. Мировоззренческие системы и социальная реальность в Центральной Азии (XIX–XX вв.).

С. 121-122.   

Ботяков Ю.М. Персоналии сельского сообщества (Северо-Западный Кавказ): скотокрад.

С. 122-125.   

Шереметьев Д.А. Воинская магия: восприятие и предвидение.

С. 125-126.   

Чипашвили С.О. Этнопсихологический анализ лидеров исламского фундаментализма на Северном Кавказе (на примере личностей имамов Гази-Магомеда и Гамзат-бека).

С. 126-128.   

Чипашвили С.О. Личность Шамиля как отражение социально-политической ситуации в России.

С. 128-130.   

Рыблова М.А. Шапка «с биркой и дiркой» – мотив «клеймения героя» в казачьей традиции.

С. 130-133.   

Рыблова М.А. Смерть от пуговицы: мотив гибели казачьего атамана в фольклорных свидетельствах и этнографических интерпретациях.

С. 133-135.   

Симаков Г.Н. Некоторые особенности охоты с ловчими птицами у абхазов.

С. 135-136.   

Дмитриев С.В. Переписка В.В. Стасова и Н.И. Гродекова об этнографии туркмен Сырдарьинской области.

С. 136-137.   

Емельяненко Т.Г. Визит эмира бухарского Сеид Абдулахад-хана в Петербург в 1898 г.

С. 138-139.   

Прищепова В.А. Сравнительные источники для изучения истории двора среднеазиатских ханов.

С. 139-140.   

Албогачиева М.С. Картографические документы Российского государственного архива Военно-Морского флота как источник изучения образования новых населенных пунктов в период переселения ингушского народа на плоскостные земли.

С. 141.   

Прищепова В.А. Женские образы оседлого населения Центральной Азии (по фотоколлекциям МАЭ 1870–1910 гг.).

С. 142-143.   

Сластникова Л.А. К истории собирания коллекций по этнографии крымчаков.

С. 143-145.   

Решетов А.М. Владимир Федорович Минорский как этнограф.

С. 143-145.   

Пиралишвили Л., Решетов А.М. Этномузыковед В.К. Стешенко-Куфтина: факты биографии и научной деятельности.