Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары
Запад для настоящего времени [...]
Теперь я отряжаю прах от ног своих
и удаляюсь от Запада [...]
Мой путь - к первоисточнику всех искусств,
к Востоку».
Наталья Гончарова
«Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары» - это рассказ о взаимодействии культур, а значит, прежде всего, об общении людей. В массовом сознании жителей России сегодня существует образ Средней Азии, созданный В. В.Верещагиным («Двери Тимура»), Леонидом Соловьевым («Ходжа Насреддин») и авторами культового фильма «Белое солнце пустыни». Между тем, культуру России и Узбекистана связывают тысячи и тысячи нитей. Одна из таких нитей - фантастически интересная взаимосвязь форм и образов живописи русского авангарда и эстетических принципов, лежащих в основе образного и цветового решения традиционных среднеазиатских тканей (икатов).
Кунсткамера является хранителем богатейшего в Европе собрания среднеазиатских тканей, которое содержит образцы текстиля, комплексы праздничной и будничной одежды и украшений. Важнейшую часть коллекции составляют парадные подношения русским царям от бухарских эмиров и хивинских ханов. Лучшее из этого (свыше 160 экспонатов) представлено на выставке.
Петербургские ученые готовы рассказать посетителям выставки удивительные истории о «говорящих тканях», орнаменты, композиция и цветовая гамма которых донесли до нас глубину древней мудрости, пылкость чувств и изысканность культурной традиции, к сожалению, мало понятной европейцу или американцу.
В Санкт-Петербург из Узбекистана привезены малоизвестные широкому кругу произведения таких выдающихся представителей русского авангарда, как Алексей Явленский, братья Владимир и Георгий Стенберги, Иван Клюн, Варвара Степанова, Александр Родченко, Александра Экстер.
Организаторы проекта «Грезы о Востоке» уверены, что искусство Центральной Азии - не застывшая музейная субстанция. Именно поэтому из Узбекистана были доставлены дизайнерские разработки современных модельеров, которых объединил ташкентский «Дом стиля». Среди них работы Гульнары Каримовой, председателя правления Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», создателя эксклюзивного ювелирного бренда "Guli" и ряда коллекций одежды, и Шерзода Атабаева - талантливого дизайнера, дипломанта различных республиканских и международных фестивалей.
Частью выставки является видеозапись дефиле и видеофильм, посвященный сотворению шелка. Видео-составляющая выставки дополнена восточными ароматами, в основу которых положен мускус и жасмин.
Выставка, научная часть которой была реализована в рамках программы «Иджма‘=Согласие», является совместным проектом Кунсткамеры, Ташкентского государственного музея искусств Узбекистана, Дома Стиля (Ташкент), Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана» и Русского Азиатского Общества. В организации проекта участвует Отель Кемпински Мойка 22 (Санкт-Петербург), где была развернута выставка работ современных узбекских художников. В открытии выставки принимала участие представительная узбекская делегация во главе с Гульнарой Каримовой, председателем правления Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана». Информационная поддержка проекта осуществляется ИА «Росбалт».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Выставочное видео
«Вести» Санкт-Петербург (01.06.2006). Репортаж Алексея Олиферука
О проекте:
Автор и руководитель выставочного проекта - Ефим Резван
Гаяне Авакьян - координатор проекта с узбекской стороны
Рахмат Рахимов - научный координатор
Елена Царева - ведущий специалист
Эльмира Ахмедова - куратор узбекской части проекта
Дизайн - Сергей Дужников
Фото-проект - Татьяна Федорова
Видео-проект - Татьяна и Александр Соловьевы