Размер шрифта
Цвет сайта

Презентация каталога «Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П. В. Слепцова в собрании МАЭ РАН»

29 марта в Круглом зале Кунсткамеры состоялась презентация каталога «Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П. В. Слепцова в собрании МАЭ РАН».   Каталог был выпущен в 2020 году издательством МАЭ РАН при финансовой поддержке Фонда содействия развитию Анабарского района. Выход в свет каталога был приурочен к празднованию 90-летия Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) Республики Саха (Якутия).    

В состав творческого коллектива, подготовившего каталог к изданию, вошли сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Анабарского краеведческо-этнографического музея, Фонда содействия развитию Анабарского района. Они отобрали, классифицировали и описали  большую часть этнографической коллекции Петра Вонифатьевича Слепцова, собранной в 1928-1929 годах в местах проживания долган и северных якутов и хранящейся сейчас в фондах Кунсткамеры.

Гостей презентации приветствовал Андрей Владимирович Головнёв – директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), член-корреспондент Российской академии наук. Также о важности выхода в свет каталога, о его научном и просветительском значении говорили и другие участники презентации:  Юрий Николаевич Кравцов – заместитель Постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Густав Семенович Исаков – директор Фонда содействия развитию Анабарского района, Анна Александровна Булатова – заместитель председателя Комитета по делам Арктики, Cергей Васильевич Березницкий – заведующий отделом этнографии Сибири, доктор исторических наук, Надежда Николаевна Слепцова – директор Анабарского краеведческо-этнографического музея.

Представленный каталог иллюстрирует этнокультурные особенности  коренных жителей Хатанга-Анабарского междуречья. А они, к слову, до сих пор хранят свои кочевые традиции. Во время презентации была организована небольшая выставка, где рядом оказались и предметы из фондов Кунсткамеры из коллекции Петра Слепцова, бытовавшие 100 лет назад, и современные предметы одежды, созданные народной мастерицей Анабарского улуса Анной Никитичной Поповой. Анна Никитична ещё и обладатель Гран-при улусного конкурса модельеров и дизайнеров, победитель республиканского конкурса «Кочевая семья 2020» и трехкратный чемпион соревнований по оленьим гонкам. Гостям презентации она рассказала о традиционных техниках и материалах, которые использует  в своей работе, и о значении узоров из бисера, богато украшающих праздничную долганскую одежду. Так, чередование черных и белых бусин – «следы оленя», треугольники – символическое изображение юрт, а круг – символ солнца.

 

Автор фото Станислав Шапиро