«МЕТИСНОСТЬ» ТОНАЛЬТЕКСКОЙ КЕРАМИКИ: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
Кондакова, Ольга Владимировна
Младший научный сотрудник, отдел этнографии Америки, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН
sokolovaolga09@gmail.com
Термины «метисация», «гибридизация», «синтез» и т. п., пришедшие из естественных наук, прочно закрепились в понятийном аппарате гуманитариев. Этнологи с их помощью показывают, что наряду с физическим смешением человеческих рас происходит культурное взаимовлияние и формирование новых культурных моделей. Однако применение этих общих терминов для анализа конкретных проявлений взаимодействия на примере материальной культуры колониальной Америки вызывает ряд затруднений.
Как оценивать предметы декоративного искусства, изготовленные индейскими мастерами под влиянием европейских декоративных традиций? Можем ли мы называть метисными изделия, полностью копирующие образцы европейского происхождения, но созданные руками местных ремесленников? Является ли свободная интерпретация индейским мастером европейских образцов смешением различных художественных стилей? Или это результат личного творческого развития автора? Было ли введение индейских элементов в европейский декор санкционировано заказчиками? Или это акт художественного сопротивления индейского творца? Как повлиял экспорт индейских диковинок на становление метисности в декоративном искусстве?
Эти и другие вопросы рассмотрены на примере керамического производства в мексиканской Тонале.
“MESTIZAJE” IN THE CERAMICS OF TONALA: PROBLEMS OF TERMINOLOGY
The terms “mestizaje”, “hybridity”, “fusion”, etc., which came from the natural sciences, have been well-established in the conceptual system of the humanities. For ethnologists they provide a way to show that along with the race mixture, there is a cultural interaction and the new cultural formation. However, in the case of using those terms in the context of specific cultural manifestations causes a number of difficulties. How to assess the objects of American colonial decorative art made by local masters under the influence of European decorative traditions? Is the word «mestizo» appropriate to describe the products which have the patterns of European origin, but created by the hands of local artisans? Can we speak about the mixture of different artistic styles when a local master freely reproduces European design? Or is it just a result of personal creative process? Whether the introduction of Pre-Hispanic patterns into European decoration was approved by the customers or it was for local authors an artistic form of protest. How the export of Indian goods had been affected on the formation of “mestizaje” in decorative art? These and related issues will be considered using the example of the ceramic production in Tonala, Mexico.