РОЗА ЛИМСКАЯ: ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА КОРЕННЫХ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ, «НЕЗАМЕТИВШАЯ» АМЕРИКУ
Дубоссарская, Майя Леонидовна
К. культурологии, независимый исследователь
mshp74@yandex.ru
Феномен Розы Лимской (1586–1617), первой католической святой — уроженки Америки, интересен тем, что, прожив всю свою недолгую жизнь в Перу, креольская религиозная деятельница как бы «не заметила» своего более широкого окружения, полностью пребывая в мире европейских духовных интересов и практик. Речь не только о явлениях религиозного синкретизма, характерных для коренного населения или для африканских рабов, в случае которых подобное игнорирование неудивительно, но и о казалось бы никак не связанных с воспоминаниями о язычестве проявлениях духовной жизни перуанских креолов.
Собственный мистический опыт Розы Лимской полностью лежит в русле европейских традиций, начиная по меньшей мере с Екатерины Сиенской. Таким образом, на ее примере мы можем видеть, что культурная метисация вовсе не была всеобъемлющей, и особенно активно исключались из нее креольские женщины, ограниченные в контактах с некреольским миром. Парадоксальным образом Роза Лимская является при этом в католической церкви одной из святых — покровительниц коренного населения Латинской Америки и активно почитается этим населением.
ROSE OF LIMA: PATRON OF THE INDIGENOUS OF THE LATIN AMERICA WHO “DID NOT NOTICE” THE AMERICA
The phenomenon of Rose of Lima (1586–1617), the first Catholic saint born in America, is interesting because of having lived all her short life in Peru, this Creole religious figure “did not notice” her wider environ- ment, completely staying in the world of European spiritual interests and practices. It is not only about the phenomena of religious syncretism, char- acteristic of the indigenous population or for African slaves, in the case of which such ignoring is not surprising; but also about manifestations of the spiritual life of the Peruvian Creoles which seem not to be related with memories of paganism. Rose's own mystical experience laid entirely in the mainstream of European traditions, beginning with, at least, Catherine of Siena. Thus, we can see on her example that cultural cross-breeding was by no means all-encompassing, and the Creole women, who were limited in contacts with the non-Creole world, were especially excluded from it. Para- doxically, Rose of Lima is at the same time one of the Catholic patron saints of the indigenous population of Latin America and is worshipped by the Indigenous.