Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В КУЛЬТУРЕ МУИСКОВ (КОЛУМБИЯ) НАКАНУНЕ КОНКИСТЫ

Леванова, Елена Сергеевна

К.и.н., научный сотрудник Центра палеоискусства, Институт археологии РАН

maraveriza@gmail.com

Культура муисков была одной из самых развитых в центральной Колумбии накануне испанского завоевания. Муиски были признанными ювелирами, и часто необработанные слитки их соседи обменивали на уже готовые фигурки из золота или тумбага (сплав золота и меди). Золотые изделия (тунхос, различные украшения, предметы погребального обряда, дощечки для растирания листьев коки и табака) использовались повсеместно.

Предметы мелкой золотой скульптуры часто помещали в сосуды-жертвенники и закапывали под полом храмов и домов, оставляли в пещерах. Реже тунхос встречаются в погребениях. Вероятно, сам термин «тунхос» и происходит от чибчианского «chunzo» — «жертва», «идол». Антропоморфные фигурки изображают вождей, воинов, жрецов, простых общинников (как мужчин, так и женщин). Несмотря на то что тунхос не отличаются тонкой проработкой деталей, их стилистический анализ позволяет соотнести определенные элементы одежды, украшений и сопутствующего инвентаря персонажей с их социальным статусом.

Соотнесение данных анализа антропоморфных изображений с сообщениями раннеколониальных источников позволяет реконструировать элементы репрезентации статуса в обществе муисков.

JEWELRY AND SOCIAL STATUS IN THE MUISCA CULTURE (COLOMBIA) BEFORE THE CONQUEST

The Muisca culture was one of the most numerous and developed in Central Colombia on the eve of the Conquest. The Muisca’s were good jewelers, and often their neighbors traded raw ingots of gold for ready-made figures of gold or tumbaga (an alloy of gold and copper). Gold products (tunjos, various jewelry, objects of funeral rites, plates for grinding the leaves of coca and tobacco) were used across the board.

Objects of small gold sculpture were often placed in altars and buried under the floor of temples and houses, or left in caves. Less common tunjos founds in burials. Probably the term “tunjos” also came from the Chibchian word “chunzo” that means “offering” or “idol”. Anthropomorphic figures depict chiefs, warriors, priests, community members (both men and wom- en). In spite of the fact that tunjos didn’t have finely worked details, their stylistic analysis permit to correlate some elements of clothes and jewels with their social status

The correlation between data analysis of anthropomorphic images with reports of early colonial sources permits reconstruct the elements of status representation in the Muisca society.