Подразделы

Отдел приема и экскурсионного обслуживания посетителей

Контактная информация

Адрес:  199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3.

ФГБУН  Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук

Телефоны:

(812) 328-01-18 (сотрудники отдела)

(812) 328-14-12 (заказ экскурсий)

order@kunstkamera.ru

Заведующий отделом

Носовская Ксения Александровна

Cотрудники отдела

Дюрменова  Анна  Викторовна, специалист по работе с дошкольными и школьными группами

Егорова  Елена  Анатольевнаэкскурсовод 2 кат.

Егорова  Наталья  Петровна, экскурсовод 2 кат.

Зенько  Светлана  Викторовна, старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами

Крючкова  Альбина  Аглиевна, контролер билетов

Макарова Вероника Юрьевна, старший специалист по работе с индивидуальными посетителями.

Матвеева  Полина  Александровна, ведущий администратор, кандидат исторических наук

Лобачевская Наталья Анатольевна, билетный кассир

Никифорова  Людмила  Алексеевна, диспетчер по организации информационно-справочной работы

Петрова Александра Аркадьевна, экскурсовод 3 кат.

Румянцева  Ольга  Анатольевна, билетный кассир

Ступакевич  Лада  Юрьевна, экскурсовод 1 кат.

Сытник Елена Казимировна, кассир-контролер

Федорова  Марина  Юрьевна, экскурсовод 2 кат.

Шерстенникова  Екатерина Сергеевна, ведущий специалист по приему и обслуживанию посетителей

История отдела

Кунсткамера была основана Петром I в 1714 г. как общедоступный музей, чтобы «все желающие без различия чинов и званий приходили, смотрели и учились». Людей «низкого состояния» «суббиблиотекарь» или другие «знающие служители водили по всем комнатам и показывали им редкости с кратким объяснением».

Посетители охотно осматривали Кунсткамеру. В музее всегда находилось «множество… разного звания народу». Для регулирования количества посетителей были введены специальные билеты на вход в Музей, которые можно было получить в конторе Академии наук. «Чтобы установить порядок и дать возможность рассмотреть вещи с достойным вниманием» единовременно в Музей впускали по билетам не болee 50 человек. Это правило сохранялось вплоть до начала XIX в. Кунсткамера была открыта 2 раза в неделю: по вторникам и четвергам с 9 до 11 часов до полудня и с 2 до 6 после него.

В 1836 г. на базе коллекций Кунсткамеры создаются музеи Академии наук. В 1879 г. путем слияния этнографических и антропологических коллекций Кунсткамеры Академия наук учреждает Музей антропологии и этнографии. «Систематические объяснения» посетителям  давал «ученый персонал». Проводились специальные занятия для тех, кто «изъявил желание впоследствии заниматься объяснением коллекций музея в отделе Сибирских Инородцев, Америки, Африки, Китая, Японии, Океании, Археологическом отделе».

В период Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) экспозиции Музея были закрыты для посетителей.

В 1918 г. по распоряжению Комиссариата народного просвещения Музей был вновь открыт для обозрения.

В 1917-1922 гг. посещаемость достигала 20 тысяч человек в год. Сотрудники Музея регулярно «давали объяснения» многочисленным экскурсантам.

К концу 1920-х гг. посещаемость Музея достигла 40 тысяч человек. В апреле 1929 г. Музей был открыт для обозрения и в вечерние часы один раз в неделю. Сотрудники Музея и преподаватели школ города проводили экскурсии, а также читали публичные лекции с демонстрацией и объяснением музейных коллекций и «световыми картинами».

В 1932 г. создан научно-просветительный отдел Музея с  пятью постоянными экскурсоводами. 

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Музей был закрыт.

С 1946 г. Музей вновь начал принимать посетителей в индивидуальном порядке и с экскурсионным обслуживанием. В штате научно-просветительного отдела числилось 11 экскурсоводов.

В 1946 г. была проведена 271 экскурсия, к началу 1950-х сотрудники отдела проводили до 1,5 тысяч экскурсий в год. Посещаемость Музея увеличилась с 13 тысяч до 70 тысяч человек.

С 60-х гг. XX в. экскурсионную работу осуществляли сотрудники  музейного сектора, затем сотрудники экскурсионно-просветительского отдела, с 2006 г. – экскурсионно-образовательного. В 2017 г. отдел переименован в отдел приема и экскурсионного обслуживания посетителей.

Музей ежегодно посещает более полумиллиона человек. Проводится около 7 тысяч экскурсий, из них – полторы тысячи для индивидуальных посетителей. Проводятся экскурсии на русском, английском и немецком языках. Для социально незащищенных граждан организуются благотворительные экскурсии.

Для одиночных посетителей разработан маршрутный лист, который дает возможность самостоятельно познакомиться с Музеем.

Наряду с традиционными формами коммуникации были опробованы и реализуются новые. Для детской аудитории адаптирован цикл экскурсий «Моя Кунсткамера» с интерактивными элементами. Посетителям предлагаются следующие экскурсии: обзорные экскурсии, игровые занятия, экскурсии «По странам и континентам», «История науки», «Ветер странствий», «Традиционная культура народов мира».

С целью привлечения внимания к коллекциям Музея разработаны и проводится тематические программы выходного дня, ориентированные на семейную аудиторию. Ряд программ был создан и проведен при участии российских (Ленинградский Зоопарк, Музей артиллерии и инженерных войск, Музей кофе, фестивальное движение «Этнолайф») и зарубежных партнеров (консульств Республики Корея и Японии, Государственного музея Республики Корея, американского «Алютиик-музеум»). Такая форма работы позволила сформировать круг постоянных посетителей.

Сотрудники отдела предлагают и современные формы музейной коммуникации – квесты, адресованные молодежной аудитории.

Для студентов ВУЗов реализуется учебная программа по курсу «Культурология», «Теория и история мировых цивилизаций», «Традиционные промыслы и ремесла народов мира» и «Мифология», которая включает  теоретические и практические занятия.

Важное место в деятельности отдела занимает участие в ряде ежегодных межмузейных проектов для детей и родителей – фестивале музейных программ «Детские дни в Петербурге», игре-конкурсе «Большая Регата», проекте «Музейная радуга» и других.

Основные задачи и направления работы отдела

Основные задачи Отдела - организация приема и экскурсионного обслуживания посетителей МАЭ, разработка и проведение музейных программ, привлечение новых категорий посетителей.

Основные направления работы Отдела:

  • прием и обслуживание посетителей МАЭ РАН; 
  • разработка, организация и проведение широкого спектра экскурсионных программ для посетителей музея;
  • подготовка и проведение экскурсий по разделам экспозиций МАЭ, подготовка методических пособий по профильным постоянным экспозициям Музея, обучение экскурсоводов;
  • включение в обзорные и тематические экскурсии материалов научных исследований и коллекционных сборов;
  • участие в межмузейных фестивалях и конкурсах;
  • организация практики студентов гуманитарных учебных заведений.

Участие в конференциях и семинарах

  • Городской семинар «Игровые занятия в музее». (ГЭ, 2006 г.)
  • Семинар «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2006 – 2007 г.)
  • Выездной семинар музейных работников Василеостровского района (2007 - 2008 г.)
  • Научная конференция «Петровское время в лицах - 2007»
  • Всероссийский профессиональный форум в рамках Фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» (2007 – 2016 гг.)
  • Межрегиональная VIII Республиканская научно-практическая конференция по музейной педагогике «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента» (г. Петрозаводск, 2008 г.)
  • Юбилейная конференция, посвященная 100-летию Государственного музея истории Санкт-Петербурга (2008 г.)
  • Круглый стол «Музей в пространстве культурного туризма», (Санкт-Петербург, 2008 г.)
  • Конференция  «Музей и образование: история и современность» (СПбГУ, ГЭ, РЭМ)
  • «Музей и школа  - диалог в образовательном пространстве» (АППО)
  •  «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе» (Китеж Плюс)
  • Семинар «Культурно-образовательный потенциал музеев в формировании национального самосознания школьников» (ГРМ, 2008 г.)
  • V Образовательная выставка «Горизонты образования» (2009 г.)
  • Семинар  «Информационные технологии в культурно-просветительской  и образовательной деятельности музея (2009 г.)
  • Семинар для сотрудников музеев на выставке «Путь Петра: от Руси до России» (2009 г.)
  • Конференция «Музей и школа» (г.Минск, 2010 г.)
  • Научно-практический семинар по вопросам музейной педагогики «Детский мир» в музее» (2011 г.)
  • Круглый стол по музейной педагогике «Освоение пространства. Природа в музее» (г. Кронштадт, 2011 г.)
  • Международный Форум  «Kids-friendly» (2011 г.)
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался» (2012 г.) 
  • Межрегиональный (VIII республиканский) научно-практический семинар по музейной педагогике «Историко-культурная среда города в культурно-образовательной деятельности»с докладом «Город + Музей. Образовательные маршруты для детей, подростков, а также их родителей» (2013 г.)
  • Международная научно-практическая конференция «Международный маркетинг: актуальные проблемы» (2013 г.)
  • Международная конференция «Музеи XXI века – новые реалии, новые подходы, новые возможности» (г. Евпатория, 2-6 октября 2013 г.)
  • Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 20-летию Детского исторического музея «Детский музей: отражение перемен» (Музей политической истории)

Награды и премии

С 2006 г. сотрудники отдела ежегодно становятся лауреатами премии МАЭ РАН «За лучшую программу для посетителей». Работа сотрудников отмечается благодарственными письмами и грамотами от различных организаций и учреждений.