Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

Круглый стол отдела Южной и Юго-Западной Азии «Азиатский Бестиарий»

 

Круглый стол отдела Южной и Юго-Западной Азии
«Азиатский Бестиарий»

История и программа

Заседание пройдет в библиотеке МАЭ РАН

02.11.2023

Начало в 10.30

 

Заседания «Азиатского бестиария» проходили ежегодно с 2009 г. в формате ежегодной научной конференции отдела Южной и Юго-Западной Азии под руководством заведующего отделом Михаила Анатольевича Родионова. По итогам заседаний было опубликовано 5 тематических сборников в 2009, 2012, 2014, 2017 и 2019 гг. В рамках вышеуказанной конференции участвовали не только сотрудники МАЭ РАН, но и приглашенные коллеги из других научных учреждений Санкт-Петербурга, а также докладчики из-за рубежа. 

В сборниках опубликовано около 80 статей, в которых рассмотрен этнографический статус существ, вещей и явлений в культурах Востока. Иногда географические пределы, в которых анализируются избранные образы или сюжеты, не ограничиваются Азией, захватывая Европу, острова Южных морей или Новый Свет. Однако в центре внимания неизменно оказывается Азия и её зооморфизмы, то есть приёмы и результаты сотворения мифологических существ, наделённых внешними и/или внутренними качествами, присущими животным, под которыми локальные азиатские традиции могут понимать самый широкий круг «тварей» от кораллов до демонов.

К сожалению, в 2022 г. М.А. Родионов ушел из жизни, однако он до последнего стремился развивать работу «Азиатского Бестиария» и вдохновлял коллег к новым научным открытиям. Отдел Южной и Юго-Западной Азии продолжает традицию и проводит заседание «Азиатского Бестиария» в формате круглого стола с приглашенными докладчиками. В 2022 г. организация круглого стола и научное руководство было передано М.А. Родионовым Меренковой Ольге Николаевне, выступавшей с 2019 г. со-организатором и ответственным со-редактором научных сборников «Азиатский Бестиарий». В 2023 году заседание будет посвящено памяти М.А. Родионова.

Как и прежде, представленные в 2023 г. доклады охватывают самую широкую сферу восприятия образов животных. Исследователи рассматривают самые разные группы источников, относящихся к мифологии, традиционному искусству, музейным коллекциям и литературным памятникам.

 

 

Программа Заседания:

Краснодембская Н.Г., д.и.н., вед.н.с., Отдел южной и Юго-Западной Азии
«О животных в сингальской художественной традиции акробатических композиций (памяти М.А. Родионова)»

Сообщение дополняет доклад Н.Г. Краснодембской и Е.С. Соболевой «Цирк, спорт и магия в зрелищных искусствах/ритуалах сингалов (Шри Ланка)», прозвучавший 15 октября 2023 г. на международном конгресс в г. Дели, в котором авторы доказывают магический смысл древних цирковых мероприятий и вторичность художественной традиции акробатических композиций. Внимание будет сосредоточено на символическом смысле образов животных, используемых в этой традиции (слон, лев, конь, бык, верблюд). Среди использованных материалов – ценные экспонаты МАЭ: аптекарские ступки петровских времен и храмовые завесы из цейлонских поступлений 60-х гг. XX в. Отмечаются редкость, престижность, а также природная и магическая сила в комплексе сингальских представлений о названных животных.

 

Меренкова О.Н., к.и.н., м.н.с., Отдел Южной и Юго-Западной Азии, МАЭ РАН
«Образ мангуста-охотника в изображениях и фольклорных текстах Индии»

Согласно археологическим данным известно, что мангусты часто посещали человеческие жилища, возможно, в полуодомашненном состоянии еще в древности (период Хараппы). Начиная с ведических времен в литературных источниках, в частности, в Панчатантре, мангуст изображается как смертельный враг змей и других ядовитых существ. Этот мотив распространен в индийском фольклоре и даже косвенно встречается в европейской народной традиции. В Южной Азии мангуста – бесстрашного охотника на змей иногда даже держат в качестве домашнего питомца. История дружбы мангуста и человека детально описана в рассказе «Рикки-Тикки-Тави» опубликованном в 1894 г. английским писателем Р. Киплингом. Победа мангуста над коброй – воплощается в произведениях живописи, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре.

 

Лемешкина К.В., м.н.с., Отдел Южной и Юго-Западной Азии
«Не шутите с львицами Панджаба»

Гуру Гобинд Сингх основал Хальсу – воинскую общину сикхов. Все сикхи, вошедшие в Хальсу, отказались от своих фамилий и взяли сикхские имена. Всех мужчин стали называть Сингх (Лев), а всех женщин Каур (Принцесса) или в иной интерпретации (Львица). Догматы сикхизма подразумевают равенство между полами. Такое равенство подтверждается тем, что женщины сражались в битвах, руководили религиозными службами и управляли сикхской общиной. Лев известен во всем мире своей храбростью и королевской властью, а в сикхизме он именовался титулом, обозначающим героя или выдающегося человека, обладающего величественной храбростью. Львиц зачастую опасались даже львы. Так в индийской культуре бытует стереотипный образ своевольной панджабки со скалкой или сковородой в руке. В чем же их секрет?

 

Розов Владимир Андреевич, к. филол. н., старший преподаватель кафедры арабской филологии СПбГУ
«Письмо ангелов или звездная карта: о возможном происхождении графических символов арабо-мусульманских амулетов»

Неотъемлемая часть многих арабо-мусульманских амулетов – графические символы, состоящие из комбинации кружков и соединяющих их линий. Эти символы часто встречаются не только на амулетах, но и на полях арабских рукописей, посвященных оккультным наукам и молитвам мистического толка. Они также не чужды и еврейским амулетам, где образуют особый, так называемый «ангельский шрифт». В докладе обсуждается предположение о возможном происхождении этих символов – схематическом изображении групп звезд, к духовным сущностям (руханиййат) которых был обращен призыв практика астральной магии. Также в докладе на материале печатных и рукописных источников описываются различные стратегии включения графических символов в текст.

 

Семенова Валерия Николаевна, к.и.н., н. с., Отдел этнографии Африки, МАЭ РАН
«Зверинец при дипломатической миссии России в Абиссинии в 1910-1914 гг.: еще раз о статусе диких животных в эфиопском традиционном обществе»

При дипломатической миссии Российской империи в Аддис-Абебе в 1910-1914 гг. существовал свой зверинец. Как правило, звери – львы, гиена, обезьяна, копытные – были подарены чрезвычайному поверенному Борису Чемерзину эфиопами. Фотоиллюстративными свидетельствами о существовании зверинца на территории посольства является коллекция МАЭ № НВФ 30. Она насчитывает всего 10 предметов, которые были приобретены Музеем относительно недавно в 2014-2015 гг. Письменными источниками, в которых рассказывается о таком немалом количестве зверей на территории посольства, являются неопубликованные письма Анны Чемерзиной, жены Б. Чемерзина. Наибольший интерес вызывает история появления зверей во владении русского дипломатического представительства. Звери, даже лев при его высоком общественном статусе символа династии Соломонидов, не входили в традиционный дарообмен между феодальными правителями Абиссинии.

 

Слепухина Ольга Павловна, м.н.с., Лаборатория «Международный центр исламских исследований», МАЭ РАН
«"Жители Хадрамаута едят таких демонов, и их мясо очень вкусно": наснас на Юге Аравии»

Наснас – один из героев арабского фольклора, который представляет собой существо, напоминающее половину человека: «у него полголовы, полтела, одна рука и одна нога, на которой он скачет с большим проворством». Э. Лейн в знаменитом труде «Арабский мир в эпоху "Тысячи и одной ночи"» пишет о том, что жители Хадрамаута охотятся на наснасов и едят их. В одной из бесед с М.А. Родионовым я спросила, не говорил ли он о наснасе с хадрамийскими инфомантами во время полевых сезонов. Он засмеялся и ответил, что говорил, и хадрамийцы обиженно ему отвечали, что «никого они не едят». В докладе я попытаюсь рассказать, почему арабская традиция поселила наснаса именно в Хадрамауте, что все-таки связывает его с местными жителями, и помнят ли о наснасе сегодня.

 

Федорова Марина Юрьевна, ст.хранитель, Отдел хранения фондов, МАЭ РАН
«Сиамский бестиарий А.Бастиана (по книге «Reisen in Siam im Jahre 1863»)»

Выдающийся немецкий этнограф Адольф Бастиан посетил Сиам в 1863 г. Свои наблюдения он изложил в книге «Путешествие в Сиам в 1863 году», которая является частью его 6-томного труда «Народы Восточной Азии» (Die Völker des östlichen Asien, 1866 – 1871). Книга о путешествии в Сиам состоит из 8 глав, в которых содержатся сведения о различных аспектах культуры жителей этого региона и путевые заметки автора. В предлагаемом докладе планируется рассмотреть образы животных, реальных или вымышленных, попавших в поле зрения автора «Путешествия..», а также будет сделана попытка их классификации.

 

Соболева Е.С., к.и.н., ст.н.с., Отдел Южной и Юго-Западной Азии, МАЭ РАН
«Об индийских кожаных сумочках»

Экспонаты московской Выставки кустарных изделий Индии 1953-1954 гг. были приобретены Министерством культуры СССР. В МАЭ выделены в отдельную коллекцию № 6225 оригинальные кожаные изделия. Их отличает высокое качество работы. На этикетках указаны название, материал, артикул, цена предмета. Изделия характеризуют направления специализации ремесленников разных районов Индии. Типы вещей точно соответствуют современным тенденциям европейской моды. Интересен набор дамских сумочек, формы и комплектация которых ярко характеризуют высокую моду 1950-х гг.; использованы местные материалы – популярные тогда натуральная кожа и замша – и экспортная фурнитура. Подобные предметы позже не поступали на индийские ремесленные выставки. Нехарактерные для этнографических музеев экспонаты демонстрируют креативность индийских дизайнеров на местах.


Даты проведения:  2 ноября 2023