Размер шрифта
Цвет сайта
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН КУПИТЬ БИЛЕТ ПОДДЕРЖАТЬ МУЗЕЙ
Подразделы

ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ
 
Абстрактные формы в древнем и современном изобразительном искусстве и орнаменте.
Междисциплинарный диалог:
археология — этнография — искусствоведение
 
Санкт-Петербург, 12—14 апреля 2022 г.
 
 
 
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
 
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
 
Санкт-Петербургская государственная Художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица,
Санкт-Петербург, Соляной переулок, д. 13, главный вход в академию
(все заседания будут проходить в Зале Совета)
 
 
Время доклада (пленарное заседание) — 20 минут и 5 минут обсуждение.
Время доклада (секционные заседания) — 15 минут и 5 минут обсуждение.
Представление постера и его обсуждение — 5 минут.
Рабочий язык конференции — русский.
 
ОРГКОМИТЕТ
Председатели:
 
  • А.В. Головнёв, директор МАЭ РАН, чл.-к. РАН, д.и.н. (Санкт-Петербург)
  • А.Н. Кислицына, ректор СПГХПА им. А.Л. Штиглица, к.и.н. (Санкт-Петербург)
 
Сопредседатели:
 
  • Г.А. Хлопачев, заведующий Отделом археологии МАЭ РАН, к.и.н. (Санкт-Петербург)
  • И.В. Палагута, заведующий кафедрой искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица, д.и.н. (Санкт-Петербург)
Секретарь:
 
  • С.В. Бельский, старший научный сотрудник Отдела археологии МАЭ РАН, к.и.н. (Санкт-Петербург)
Члены оргкомитета:
 
  • Т.В. Горбунова, руководитель Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА им. А.Л. Штиглица, д.филос.н. (Санкт-Петербург)
  • О.С. Емелина, ведущий хранитель МАЭ РАН (Санкт-Петербург)
  • Н.М. Калашникова, заведующий Отделом этнографии народов Украины, Белоруссии, Молдавии РЭМ, д-р культурологи (Санкт-Петербург)
  • Н.П. Копанева, главный хранитель МАЭ РАН, к.филол.н. (Санкт-Петербург)
  • М.Н. Попова, ведущий хранитель МАЭ РАН (Санкт-Петербург)
  • Е.Г. Старкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири ГЭ, к.и.н. (Санкт-Петербург)
  • С.Е. Сухарев, заведующий кафедрой художественной керамики и стекла СПГХПА им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург)
  • Н.Н. Точилова, доцент кафедры истории искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица, к.иск. (Санкт-Петербург)
  • Е.Г. Царева, ведущий научный сотрудник Отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии МАЭ РАН, к.и.н. (Санкт-Петербург)

12 апреля 2022 г.
Вторник

10:00–11:00. Регистрация участников
 
11.00–13.00. Утреннее заседание. Ведущий — Н.М. Калашникова

Открытие конференции
 
  • А.В. Головнёв. Приветственное слово.
  • А.Н. Кислицына. Приветственное слово.
  • И.В. Палагута. Проблемы генезиса абстрактных и натуралистических форм в доисторическом искусстве: художественная форма и социальный контекст.
  • Т.В. Горбунова. Плоскостной и глубинный принципы изображения в художественном «формате» разных культур.
  • А.Н. Мазуркевич. Подходы, дефиниции, возможности интерпретации орнаментальных композиций на неолитической посуде.
  • Л.В. Лбова, И.Ю. Панкратова, Л.С. Лебедева. Орнаментальные композиции татуировок Северной Пацифики.
  • Г.А. Хлопачев. Геометрические орнаменты верхнего палеолита центра Русской равнины: способы построения и симметрии.
 
Обеденный перерыв
 
14.00–18.00. Вечернее заседание. Ведущий — Г.А. Хлопачев
 
  • А.А. Синицын. Орнаментация орудий труда, украшений и бытовых объектов в палеолите Восточной Европы: стилистика, эстетика, информативность.
  • К.Н. Гаврилов. Орнамент как маркер культурной специфики верхнепалеолитических памятников Восточной Европы.
  • С.А. Демещенко. Формы абстрактных изображений и символика орнамента в палеолитическом искусстве Мальты (на основе эрмитажных коллекций).
  • В.С. Житенев. Геометрические изображения и орнамент в пещерном искусстве и искусстве малых форм палеолита: вопросы описания и анализа.
 
Кофе-брейк
 
Ведущий — К.Н. Гаврилов
 
  • А.А. Малютина, Е.Ю. Гиря, А.А. Бессуднов. Новые формы мелкой пластики в костёнковской культуре.
  • М.Г. Жилин. Орнаменты и изображения на орудиях из кости в мезолите Волго-Окского междуречья.
  • Е.М. Колпаков. Абстрактный реализм наскального искусства Фенноскандии.
17:30–18:00. Открытие выставки «Абстрактные формы в искусстве: от древности к современности» в Белом и Готическом залах музея прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица»
 

13 апреля 2022 г.
Среда

11.00–13.00. Утреннее заседание. Ведущий — И.В. Палагута
 
  • Е.Г. Старкова. Анализ симметрии в орнаментах керамики трипольской культуры.
  • Н.В. Жилина. Текст и орнамент: родство и расхождение.
  • Н.С. Ефремова. К вопросу об орнаментации астрагалов из материалов памятников Северной Азии — от древности до эпохи средневековья.
  • Л.М. Дмитренко. Некоторые особенности технологии изготовления и орнаментации керамических сосудов индейцев кальчаки (IX–XVI вв. н.э., северо-западная Аргентина).
Кофе-брейк
 
Ведущий — Е.Г. Старкова
 
  • С.В. Бельский, И.А. Каширина. Ювелирные изделия средневековой корелы: истоки форм и орнаментов.
  • Н.Н. Точилова. Плетёный орнамент в прикладном искусстве Северо-Запада Древней Руси X–XI вв.: к проблеме происхождения.
  • Н.А. Алексашенко. Усть-Полуй: предметы с орнаментом и знаками (технология и функция).
Обеденный перерыв
 
14.00–18.00. Вечернее заседание. Ведущий — А.В. Карпов
 
  • Е.Г. Царева. Сюжетные орнаменты на ковровых изделиях Средней Амударьи (9 тыс. лет формирования и развития).
  • М.Е. Кузнецова-Фетисова. Заполнение фона в искусстве Великого города Шан в Восточной Азии втор. полов. II тыс. до н. э.: абстрактные формы или зооморфные мотивы?
  • Б.М. Абдуллаев. Орнаментация керамики раннежелезного века Ферганы.
  • Л.Ф. Попова. Мотив спирали в декоративно-прикладном искусстве Западного Казахстана.
  • Н.М. Калашникова. Орнаментальные композиции молдавских ковров (XVIII–XXI вв.).
  • Э.Ф. Гюль. Зороастрийская символика в узбекском текстиле XIX — нач. XX в.: от предметности к абстрактности.
Кофе-брейк
 
Ведущий — С.Е. Сухарев
 
  • А.В. Карпов, Н.Н. Мутья. История стилей как история орнамента: учебная практика ЦУТР барона А.Л. Штиглица.
  • А.О. Котломанов. Монументальные основания. Геометрическая абстракция как форма увековечения: от модернизма до наших дней.
  • Е.Ю. Турчинская. Супрематизм Малевича: рождение новой повествовательности.
  • М.В. Дроник. Особенности образной системы беспредметного искусства.
  • Е.Э. Войтишек. Средневековый «узор Гэндзи» в современном японском дизайне: значение и функции.
  • Т.М. Журавская. Эволюция абстрактных форм в творчестве скульптора и дизайнера Ногути Исаму.
  • К.В. Бандорина. Орнамент в современном дизайне: проблемы эволюции и интерпретации смысла.

14 апреля 2022 г.
Четверг

11.00–13.00. Утреннее заседание. Ведущий — А.О. Котломанов
 
  • Л.В. Лбова. Технологические аспекты орнаментации артефактов в сибирской мальтийской коллекции (верхний палеолит)
  • В.Я. Шумкин, В.А. Лихачев. Орнамент и абстрактно-геометрические изображения в творчестве древнего населения Кольского полуострова.
  • Н.Н. Цветкова. Абстрактные геометрические формы в современных текстильных арт-объектах и инсталляциях.
  • С.Е. Сухарев. Искусство керамики: от геометрической формы к образу.
  • Д.А. Ильинский. Искусство керамики: трансформация формы через материал.
 
Обеденный перерыв
 
14.00–18.00. Вечернее заседание. Ведущий — М.Г. Жилин

Постерные доклады
 
  • Н.С. Гуркина. Джо Феддерсен: традиции индейского прошлого и настоящее.
  • Э.Р. Усманова, В.К. Мерц. Природная форма кости в качестве антропоморфной орнаментированной скульптуры: от палеолита до энеолита.
  • А. Ж. Торениязов. К вопросу декорирования керамики Древнего Хорезма (по материалам Ташкырманского оазиса).
  • А.Д. Искандерова. Крышки средневекового Хорезма: виды и орнаментация.
  • К.В. Бирюлева. Специфика орнаментальных мотивов на тонковаликовой керамике раннего Средневековья лесной зоны Ангаро-Енисейского бассейна.
  • М.Ю. Бочарова. Абстрактные узоры как знаки репрезентации идентичности в компьютерной игре Paralogic 2
  • А.Н. Григорьева. Типы абстрактных и геометрических мотивов в зооморфных образах пазырыкской культуры.
  • Н.Н. Ковалева. Орнаменты древнего Эквадора.
  • Н.П. Ахметшина. Особенности орнамента ограненных прозрачных ювелирных камней.
  • А.А. Федорова. Барабаны Юго-Восточной Азии как форма духовных представлений бронзового века.
  • И.В. Шмидт. Палеоорнаменталогические тезисы локализации культурного единства раннего голоцена на юго-западе Западной Сибири.
  • Г.А. Елошкин. Геометрическая символика в изображениях на текстиле культуры паракас (Перу).
  • Д.В. Герасимов, Р. Раинио, Е.Ю. Гиря, К. Маннермаа. Доисторические подвески — звучание и движение (по материалам мезолитического могильника на Южном Оленьем острове, 6200 л. до н. э.).
  • О.И. Иванаева, А.С. Соколова. Скандинавский орнамент в произведениях из стекла мастерской Backhaus Brown. Дания.
  • Л.С. Бекова, А.С. Соколова. Орнамент в современном художественном Стеклоделии.
  • А.А. Володин, А.С. Соколова. Древнейшие формы орнамента в интерпретации современных художников по стеклу.
  • А.С. Соколова, М.М. Одинцова. Орнамент в произведениях скульптора А.Криволапова.
  • С. Чинар (Selim Çınar). Examples of Ceramic Female Figurines with Paint Decoration from the Neolithic Period in Anatolia and an Artistic Interpretation.
  • А.Е. Медведева. The Language of Expression in Abstract Forms of Contemporary Art Ceramics.
 
Общая дискуссия. Подведение итогов и закрытие конференции
 
 


Даты проведения:  12-14 апреля 2022