Новости музейной жизни

Постоянная экспозиция в личных комнатах семьи императора Александра III в Арсенальном каре вновь открылась после долгого перерыва.

На обновленной выставке «Семья императора Александра III в Гатчине»  можно увидеть мемориальные предметы, принадлежавшие семье государя. Их дополняют вещи эпохи, которые кураторы подбирали очень тщательно, чтобы атмосфера этих небольших уютных комнат была максимально приближенной к тому времени.

С 20 по 26 ноября в Санкт-Петербурге во взаимодействии с ДУМ РФ и при активном участии МАЭ РАН пройдет фестиваль, посвященный культурному и духовному наследию Востока.

В течение недели гостей фестиваля DAIRAFEST ждут увлекательные лекции от ведущих антропологов, этнологов и исламоведов, мастер-классы по арабской каллиграфии и суфийским танцам, музыка и поэзия, восточные сладости и ярмарка восточных товаров с благовониями, шелковыми платками, украшениями и узбекской керамикой. 

По случаю празднования 280-летия Василеостровского района  9 сентября 2017г. в Музее прошла программа «Кунст-камора. 1737», специально созданная к этому юбилею. 

Участниками программы стали не только наши современники. В этот день в Музее была воссоздана атмосфера XVIII века.  Кунст-камору посетили крестьяне, придворные особы и заморские гости – со времен Петра Первого в музей могли прийти все желающие «без различия чинов и званий». 

Специалисты Музея принимают участие в мероприятиях Дней Узбекистана в России, которые проходят в Москве 11-15 сентября и приурочены к 25-летию установления дипломатических отношений между странами.

13 сентября заместитель директора МАЭ РАН к.и.н. Юлия Купина и заведующая отделом этнографии Центральной Азии к.и.н. Марьям Резван участвуют  во встрече, посвященной культурно- просветительному проекту «Сокровища культурного наследия Узбекистана в музеях мира». В рамках проекта будет издан альбом "Сокровища культурного наследия Узбекистана в собрании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук". Альбом представит богатый диапазон  собраний Музея по культуре народов Узбекистана, в том числе  уникальные иллюстративные материалы, редкие образцы текстиля и ковроделия.

К виртуальным маршрутам по экспозициям Музея добавился тур  по новой постоянной экспозиции «Латинская Америка», которая была открыта для посетителей в июне 2017 года.

Экспозиция  уникальная. Это  единственная в России этнографическая  экспозиция, представляющая комплекс  древних и современных культур Латинской Америки в контексте культур народов мира.  Всего в собрании Кунсткамеры насчитывается более 8500 предметов, привезенных  почти из всех стран Латинской Америки. Четыреста наиболее ценных из них теперь доступны для обозрения. Вместе со знаменитыми манекенами музея эти коллекции создают зрелищный и красочный образ Латинской Америки, богатой яркими культурными традициями.

7 сентября  2017 г.  в Государственном музее Востока открылась выставка «Сокровища Гималаев», посвященная  истории отношений России со странами пригималайского региона: Индией, Бутаном, Непалом и королевством Мустанг (ныне – часть Непала).

В 2016 году исполнилось 60 лет со дня установления дипломатических отношений нашей страны с Непалом, а в 2017 - 70 лет дипотношениям с Республикой Индия, которая в этом же году отметила семидесятилетие своей независимости.  

Этим событиям, а также многолетней истории дружбы наших стран, посвящен один из разделов выставки. В нем представлены личные вещи и предметы из собрания Н.К. Рериха и членов его семьи – восточные одежды, редкие предметы искусства из Индии и Непала. Здесь есть  мемориальные вещи профессора И.П. Минаева – востоковеда, основателя русской индологической школы, а также издание дневника путешествия по Сиккиму (1883 г.) известного русского художника В.В. Верещагина.

Во вторник, 5 сентября, в рамках музейной практики, наш Музей посетила группа студентов и преподавателей художественного факультета мастерской «Художник кино и ТВ по костюму» Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).

Экскурсовод Марина Юрьевна Фёдорова провела для студентов специальное занятие  и подробно познакомила  их с костюмами  народов мира из собрания МАЭ.

Будущие художники кино посетили разделы экспозиции, посвященные культуре народов Японии, Монголии, Кореи, Китая, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Индонезии, Северной Америки и Африки.  Наш Музей – хорошая площадка для проведения  учебных практик. Здесь часто бывают студенты разных вузов и колледжей.

Первые посетители уже успели оценить удобную навигацию, привлекательный визуальный ряд и полезные сервисы нового сайта МАЭ (Кунсткамера) РАН. 

Здесь можно не только выбирать и заказывать экскурсии, но и совершать виртуальные прогулки по залам музея, листать онлайн каталоги, воспользоваться электронной библиотекой, заказывать изображения предметов из богатейшего собрания нашего музея. Все это можно делать, не выходя из дома!

Наш музей можно поздравить с замечательным приобретением: в фонды музея поступила гравюра из книги известной художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан (1647─1717) «Cayman» ("Кайман"). Гравюра является иллюстрацией № 69 к изданию книги "Over de voortteelingen wonderbaerlyke veranderingen der Surinaemsche insecten...Alles in Amerika door den zelve M.S. Merian naer het leeven, en leevensgrootte geschildert, en nu in’t koper overgebracht. Benevens een Aenhangsel van de veranderingen van visschen in kikvorschen, en van kikvorschen in visschen», изданной в Амстердаме на голландском языке в 1719 г.

Эта книга считается исследователями центральным произведением творчества М.С. Мериан. Она более известна в издании на латинском языке «Metamorphosis insectorum Surinamensium» (Амстердам, 1705).

Гравюра с изображением каймана, защищающего своих детенышей от змеи, имеет несколько вариантов. Приобретенный музеем вариант гравюры имеет вполне законченный сюжет. Эта гравюра как отдельный лист, и в целом издание 1719 г.  редко встречаются в библиотеках и музеях, более того, можно сказать, что на сегодняшний день известно лишь единичное число экземпляров этой гравюры. 

Сегодня уникальные этнографические коллекции Музея антропологии и этнографии им Петра Великого пополнились еще одним интересным экспонатом.

Делегация города  Бадунг (провинция Бали, Индонезия) преподнесла в дар музею костюм одного из персонажей традиционного театра, злого духа Рангда. В зале, где представлена экспозиция Индии и Индонезии, один из гостей облачился в костюм и продемонстрировал фрагмент традиционного танцевального представления. Зрителями стали не только сотрудники и гости, но и посетители музея.

Визит индонезийских гостей в Кунсткамеру состоялся в рамках Второго Фестиваля Индонезии, который  проходил в Москве  4-6 августа 2017г.

МАЭ РАН принял активное участие в акции #Museum Week. Этот крупнейший международный проект, посвященный популяризации культурного наследия в соцсетях, объединяет тысячи музеев по всему миру. В этом году мероприятие проходило при поддержке ЮНЕСКО. 

В течение недели с 19 по 25 июня музеи публиковали на страницах в социальных сетях истории, посвященные своим коллекциям и отдельным экспонатам. В этом году основной идеей Museum Week стало равенство полов. Организаторы посвятили мероприятие всем девушкам и женщинам мира. Каждый день акции был тематическим и обозначался  собственным хэштегом. Всего было выбрано 7 тем – food, sports, music, stories, heritage, books, travels.

В отделе этнографии Сибири МАЭ РАН проходят музейную практику студенты-культурологи 2 курса Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена.  Сотрудники отдела провели для студентов экскурсии по музею и фондам Сибири.

Л.Р. Павлинская и В.А. Кисель организовали для будущих культурологов практические занятия по подготовке научного описания предметов.

5 июня  состоялось торжественное открытие новой постоянной экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН «Латинская Америка». Этого события в музее ждали шесть лет. Все эти годы тщательно отбирались и реставрировались предметы из коллекций МАЭ, связанных с культурой и историей этого региона, разрабатывалась концепция будущей экспозиции, утверждалось дизайнерское решение, и происходил монтаж экспозиции. И, наконец, труд большого коллектива, работавшего над этим проектом, завершен. Атмосфера праздника царила в музее с самого утра. Приглашенные на церемонию открытия входили в музей по красной дорожке, их встречали музыкой и цветами. На  церемонии открытия экспозиции перед собравшимися выступили: директор МАЭ РАН Ю.К. Чистов и автор концепции экспозиции, один из крупнейших специалистов по сравнительной мифологии, истории и этнографии коренных народов Латинской Америки, заведующий отделом этнографии Америки МАЭ РАН  Ю.Е. Березкин. Директор музея Ю.К. Чистов  поблагодарил всех участников проекта, подчеркнув его уникальность и важность не только  для музейного и культурного пространства нашего города, но и России в целом. Ю.Е. Березкин рассказал об уникальных предметах, представленных на экспозиции, таких как образцы ритуальной одежды из лубяной материи, сделанной индейцами северо-западной Амазонии в XVIII-XIX в.в; головные уборы и украшения из перьев, привезенные в первой половине XIX в. из центральной Бразилии экспедицией академика Г.И. Лангсдорфа; костюмы индейских шаманов из западной Мексики, Гвианы и Парагвая; и многих других.

В Кунсткамеру с 2012 года регулярно приезжают делегации американских индейцев. И это не только визиты вежливости или ради экскурсий. Прежде всего, каждый приезд в Петербург это часть совместной работы над составлением каталога «Индейцы Калифорнии».

Американцы помогают сотрудникам отдела этнографии народов  Америки МАЭ РАН определить этническую принадлежность и назначение многих предметов, а также материалы, из которых они изготовлены. Результатом совместной работы станет тематический каталог Кунсткамеры, который выйдет в свет в нынешнем году.

Нужно отметить, что коллекция МАЭ «Индейцы Калифорнии» содержит немало уникальных экспонатов. Главная их ценность в аутентичности, все они оригинальные! Некоторые из подлинных предметов, которые могли бы проиллюстрировать жизнь и быт индейцев Северной Америки, сохранились только в нашем музее.

Престижное французское издание «Фигаро» (Le Figaro) готовит специальный выпуск журнала, полностью  посвященный Санкт-Петербургу. Главные темы — вопросы истории и культурного наследия нашего города. По замыслу редакции, это позволит широкой французской публике больше узнать и лучше понять нашу культуру. И, возможно, спецвыпуск Le Figaro привлечет в Петербург еще больше туристов из Франции.

Для создания материалов номера, а планируется он, кстати, довольно внушительного объема (164 страницы!), в Петербург приехала группа журналистов. Одна из первых встреч в рамках подготовки этого проекта прошла в МАЭ РАН. Директор музея Юрий  Кириллович Чистов рассказал журналистам  интересные факты о создании Кунсткамеры и о тех отличительных чертах, благодаря которым ее нельзя сравнить ни с одним другим музеем не только в России, но и в мире.  

Поблагодарив Ю.К.Чистова за теплый прием и содержательный рассказ,  журналисты отправились знакомиться с уникальными музейными коллекциями.  Для них была организована специальная экскурсия по залам Кунсткамеры.

На днях главного хранителя входа в Кунсткамеру отправили на реставрацию.

Демон ракшас поступил в музей из Русского географического общества в 1905 г.

Это деревянная фигура в полный рост. Лицо зверообразное, с белыми клыками и зубами, черными торчащими волосами на лице и щеках, широкий нос. Глаза - с большими зрачками, навыкате, уши закругленные, широкие, звериные. Лицо, руки и ноги окрашены темной краской в цвет кожи. На руках и ногах - длинные когти. Ноги босы, стоят на двух отдельных деревянных платформах-подставках. В правой руке - деревянный меч - длинная вытянутая палка с гардой. В левой руке зажата человеческая голова.

Ракшас был поставлен у лестницы при входе в музей, по легенде он – хранитель входа.

За более чем 100-летний срок пребывания на посту у фигуры произошли изменения физической сохранности: появились трещины на деревянных руках и ногах, шатаются зубы и клыки, обветшала одежда. 29 мая ракшаса демонтировали и отправили для проведения полного исследования состояния фигуры. В данный момент трудно сказать, сколько времени это займет и когда демон вернется на свое привычное место.

Временно хранителем входа в Кунсткамеру будет  бог охоты. Ракшас встречал посетителей с правой стороны от  лестницы. Слева всех по-прежнему встречает облаченный в шкуру тигра вьетнамский бог охоты со слоновьими бивнями и рогами буйвола. Это подарок, полученный Цесаревичем Николаем Александровичем в Сайгоне (тогда – колонии Франции), во время его пребывания там в марте 1891 г. В наш музей бог охоты был передан в 1896 г.

Теперь Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН можно посетить, не выходя из дома. Мы рады представить на официальном сайте МАЭ виртуальный 3D тур, который проведет всех желающих по залам музея, познакомит с его богатейшими коллекциями из Америки, Африки, Индии, Индонезии, Японии, Китая и других регионов мира. Уникальность проекта в том, что тур будет постоянно пополняться новыми интерактивными ресурсами. При этом его просмотр возможен не только на компьютерах, но и на планшетах.

Виртуальный 3D тур - важная часть большого проекта "Кунсткамера III тысячелетия", который Музей реализует в рамках Партнерской программы Благотворительного фонда В. Потанина в 2015-2016 годах.

ПЕРЕЙТИ К ВИРТУАЛЬНОМУ 3D ТУРУ

 

22 мая 2017 г. в Музее антропологии и этнографии им.Петра Великого (Кунсткамера) РАН прошли выборы директора. Большинством голосов на эту должность избран доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, профессор Андрей Владимирович Головнев. Протокол избирательной комиссии по выборам директора ФГБУН МАЭ РАН утвержден решением ученого совета.

Всеяпонский телеканал TBS и японская телекомпания GREGO ведут совместную работу над созданием программы, рассказывающей об историческом и современном Петербурге. В рамках этого проекта был запланирован сюжет о МАЭ имени Петра Великого РАН как об одном из уникальных мест, где зарождалась и развивалась русская наука XVII века.

В апреле съемочная группа из Японии посетила Кунсткамеру.  Особый интерес у журналистов вызвала экспозиция «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры», посвященная начальному формированию музея. Комментарий для сюжета дала Анна Борисовна Радзюн, ведущий хранитель анатомических коллекций отдела Антропологии. Она пояснила значение естественно-научной коллекции для русской культуры XVIII века и для современного музееведения. Анна Борисовна ответила на вопросы журналистов о посещаемости музея и о популярности этой коллекции у посетителей.

В среду Музей этнографии и антропологии  посетила делегация Республики Ингушетия в составе Председателя Конституционного суда Гагиева Аюпа Каримсултановича, кандидата исторических наук и Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия Оздоева Джамбулата Эдальгириевича. Гостей встречала и знакомила с экспозицией музея старший научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа Албогачиева Макка Султан-Гиреевна (на фото в центре), кандидат исторических наук. 

Музеи являются главным хранилищем культурного наследия человечества. Только благодаря кропотливому труду музейных работников у каждого человека есть возможность знакомства с историей стран и цивилизаций. Это профессиональный праздник тех, кто сохраняет музейные коллекции, изучает и публикует коллекции, проводит просветительскую работу с посетителями музея. Прикоснуться к истории так просто: достаточно лишь прийти в музей!

Поздравляем всех, для кого музей стал родным домом, кто посвятил ему свою жизнь, кто изо дня в день проводит экскурсии и хранит редкие экспонаты. Хочется верить, что музеи будут существовать всегда, а люди будут с удовольствием приходить сюда и приводить своих детей.

С Днем музеев!

Подведены итоги третьего  Сезона Фестиваля музейного мультимедиа "Музейный гик: цифровое наследие". В конкурсе приняли участие 61 музей, 6 библиотек и 2 архива. Всего было подано 90 заявок в конкурсную программу и 4 заявки во внеконкурсную. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) стал победителем в номинации "ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ"! 

Торжественная церемония награждения победителей состоится на Главной сцене "Интермузея - 2017" 26 мая в 11.00.

«Кунсткамера. Мобильный гид» оказалось лучшим из 14-ти представленных на конкурс виртуальных проектов.  Приложение предлагает удаленный мобильный доступ к экспозициям Кунсткамеры. Управление осуществляется через музейную базу данных. Навигация сначала определит посетителя в музее,  затем проведет его по залам и даст возможность узнать массу интересного об экспонатах. В аудио-ролики он услышит подробные аннотации к экспозициям, витринам, предметам.  А еще кроме того по основным темам экспозиций в приложении есть игры!

По решению ученого совета Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН от 11 мая 2017 года общее собрание коллектива МАЭ РАН по выборам директора МАЭ РАН состоится 22 мая 2017 г., в 11.00.

До 03 мая 2017 года в Русском центре науки и культуры в Хельсинки (Норденшёлдинкату, 1) открыта выставка «Выборг в исторической памяти горожан: визуальный образ и слово». Выставка выполнена в рамках проекта МАЭ  РАН «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово». Руководитель проекта и автор идеи ― старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России МАЭ РАН Наталия Мазалова. На выставке представлены работы петербургских фотографов Татьяны Горд, Ольги Александровой и Валерии Михеевой, Янины Голдштейн, Ролана Манякина и тексты, записанные Н. Мазаловой у петербуржцев. 

 

Сегодня, 6 апреля – юбилей Юлии Аркадьевны Купиной, заместителя директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Успешно закончив кафедру этнографии Ленинградского государственного университета и очную аспирантуру Ленинградской части Института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, в 1987 году Юлия Аркадьевна начала работать в отделе Сибири МАЭ РАН на должности младшего научного сотрудника. За прошедшие годы она проделала путь от молодого, начинающего исследователя-этнографа до общепризнанного как в России, так и за рубежом специалиста и эксперта высочайшего класса в сфере музейной, организационной и выставочной работы.

В должности заместителя директора МАЭ РАН Юлия Аркадьевна курирует ключевые вопросы в жизни музея, такие, как экспозиционно-выставочная деятельность и разработка проектов развития МАЭ РАН.

Юлия Аркадьевна с огромным энтузиазмом претворяет в жизнь практически любые проекты: выездные выставки, постоянные экспозиции, издательскую деятельность и презентационные мероприятия, успешно продвигая наш музей на международном уровне. Всегда доброжелательная, она неизменно готова прийти на помощь коллегам, поддержать в сложной ситуации и вдохновить к профессиональным свершениям.

Коллектив нашего музея от всей души поздравляет Юлию Аркадьевну с юбилеем!

Желаем здоровья, вдохновения и осуществления самых смелых проектов и замыслов!

13 февраля  в зале «Африка» МАЭ РАН прошли съемки эпизодов телевизионного художественного фильма «Мышеловка на три персоны» (рабочее название). Съемки проводит кинокомпания «Студия Грин Фильм» по заказу телеканала ТВЦ. Жанр фильма – ироничный детектив. Один из героев фильма – ученый-этнограф.

Режиссер-постановщик картины  Алексей Праздников.

10 – 12 февраля в арт-галерее  «Нина Арт» города Котка (Финляндия) пройдет выставка "Петербург. Прошлое в настоящем: Образ и слово" в рамках проекта «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово». Руководитель проекта и автор идеи ― Наталия Мазалова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук. На выставке представлены работы петербургских фотографов: Ольги Тихомировой и Константина Волегова, и тексты, записанные у горожан Наталией Мазаловой. Кроме того, сотрудница МАЭ РАН Людмила Сутягина на этой выставке  будет проводить интерактивные экскурсии по  виртуальному Петербургу.

На днях в экспозиции нашего музея «Большой Готторпский глобус» прошли съемки эпизода документального фильма о судьбе культурных ценностей, утраченных Россией во время Второй мировой войны. Эпизод посвящен возвращению немецкой стороной Большого академического (Готторпского) глобуса. В 1942—1947 годах глобус находился в Германии, куда был вывезен немецкими войсками. В 1948 году глобус был возвращён Советскому Союзу, перевезён в Ленинград и размещен в заново отстроенной башне Кунсткамеры. В рамках съемки документального проекта  было записано интервью с экспертом, главным хранителем МАЭ РАН Натальей Копаневой.

1 февраля в Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова открылась выставка «Кто вы, айны?  Из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН» http://hkm.ru/vse-novosti/196-kto-vy-ajny.html. Этнографическая выставка посвящена одному из древнейших и загадочных этносов планеты — сахалинским айнам. Впервые в истории Гродековского музея будут выставлены экспонаты из собрания знаменитого на весь мир первого российского музея - Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Уникальные предметы, датируемые концом XIX - началом ХХ веков были собраны и переданы в главный этногафический музей страны политическими ссыльными: польско-российским этнографом Брониславом Осиповичем Пилсудским (1866-1918) и одним из основателей отечественной школы североведения Львом Яковлевичем Штернбергом (1861-1927). Благодаря их работам и собранным ими артефактам, мир узнал об особенностях материальной и духовной культуры айнов острова Сахалин, чьи потомки проживают сегодня на берегах Амура. Кроме вещей, принадлежавших айнам, на выставке будут демонстрироваться фотографии из собрания МАЭ РАН, на которых зафиксирована жизнь людей на стыке веков, их портреты, выполненные  исследователями.

С 23 января по 12 февраля 2017 года в рамках проекта «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово» в библиотеке центра Энтрессе г.Эспоо (Финляндия) проводится выставка «Выборг древний и современный. Визуальный образ и слово». Руководителем проекта и автором идеи  является Наталия Мазалова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В рамках единого выставочного пространства предпринимается попытка соединить визуальный и словесный образы Выборга – древнего, средневекового и современного города, и его горожан. На выставке представлены работы петербургских фотографов: Татьяны Горд, Ольги Александровой, Валерии Михеевой, Янины Гольдштейн и Ролана Манякина и тексты, записанные у горожан Наталией Мазаловой. Это третья выставка, посвященная Выборгу, которая проходит в Финляндии. Выставки вызывают огромный интерес у финнов, среди которых много переселенцев из Выборга и их потомков, а также русскоязычного населения.